Синагога разрушенная и синагога нерушимая

Jul 19, 2018 15:58


Канун Шабос главы «Дворим»
8 ова 5778 года / 20 июля 2018 г.

В этом году пост 9 ова выпал на Субботу, но так как еврейский закон не разрешает поститься в Шабос, он перенесен на следующий день. И я увидел в этом хорошую возможность поговорить о разрушении и строительстве немного в другом аспекте.

…В 2010 году в Старом городе Иерусалима проходила церемония освящения синагоги. Меня пригласили на это торжество, и я с радостью принял участие в столь значимом для еврейской общины событии. Это была синагога «Хурва», за названием которой стоит очень интересная история, начавшаяся более трехсот лет назад.

В 1700 году в Иерусалим прибыл из Польши р. Йеѓуда Хасид с многочисленной, почти в 500 человек, группой своих учеников. Такой большой алии Земля Израиля не видела сотни лет. Они поселились в опустевшем Ашкеназском дворе еврейского квартала Иерусалима, население которого в то время состояло в основном из сефардов. Таким образом, еврейское население города почти удвоилось.


В считанные дни приехавшие купили землю и получили разрешение на строительство там синагоги и домов для своих семей. Конечно, для этого нужно было много денег, учитывая, что тогда ничего невозможно было сделать без взятки. Для этой цели они взяли в долг крупные суммы денег под высокий процент у местных арабов. Синагогу и дома они построили, несмотря на то, что вскоре после того, как они поселились в Старом городе, их лидер, рабби Йеѓуда Хасид, умер - ему был всего лишь 41 год. Это вызвало распад всей группы: некоторые вернулись туда, откуда приехали, часть людей переехала в другие города Земли Израиля. Положение тех, кто остался в Иерусалиме, ухудшалось с каждым днем. Выплачивать долги им было не под силу, хотя они даже отправили посланника от общины для сбора денег за границей.

Так прошло двадцать лет. В конце концов, арабы потеряли терпение, и в 1721 году они сожгли синагогу вместе со Свитками Торы, талесами, святыми книгами… Вдобавок к этому, они изгнали всех ашкеназских евреев из города, забрали их дома и имущество как частичную оплату за долги и издали постановление, согласно которому евреям-ашкеназам запрещено было поселяться в Старом городе до тех пор, пока они не выплатят долг (их не было в Иерусалиме почти сто лет). Нарушение этого закона каралось смертной казнью. Разрушенная синагога была названа в честь рабби Йеѓуды Хасида. Но это название не прижилось, и в народе синагогу называли «ѓаХурва» - «руина».

В 1810 году в Землю Израиля началась алия последователей Виленского гаона - прушим («обособленных»), которые также хотели жить в Старом городе, но вынуждены были поселиться в Цфате. Они не хотели мириться со сложившимся положением и искали деньги для покрытия старых долгов ашкеназской общины. В конце концов, был получен документ, согласно которому долги были прощены, и ашкеназским евреям разрешили вернуться жить в Иерусалим. В 1840 году началось строительство фундамента новой синагоги на старом месте, но только 16 лет спустя Моше Монтефиоре получил у властей разрешение на строительство синагоги.

Евреи решили построить большое, высокое и красивое здание. Согласно существующему в то время закону, ни одно здание не должно было быть выше мечети, но вопрос гордости не позволял евреям построить синагогу ниже, и они за одну ночь, собравшись всей общиной, несмотря на то, что здание еще было не закончено, построили купол синагоги выше минарета мечети. По тогдашним обычаям любую постройку, возведенную до восхода солнца, нельзя было разрушить… Арабы сдались, и строительство синагоги продолжилось. В 1865 году синагога была освящена во второй раз. Она получила название «Бейс Яаков», в честь барона Яакова де Ротшильда, но и это название не прижилось, все по-прежнему называли ее «Хурва».

Эта синагога стала центральным местом еврейской жизни на Земле Израиля и особенно в Иерусалиме. Там были проведены все самые важные собрания общины, на которых присутствовали все великие раввины. «Хурва» фактически была главной иерусалимской синагогой с 1864‑го по 1948 год. В ней был объявлен главным раввином Эрец-Исроэль рав Кук, в ней же проводились молитвенные собрания с началом нацистских репрессий против евреев Германии.

В 1948 году началась Война за независимость, по итогам которой Старый город Иерусалима оказался в руках иорданцев. Солдаты Арабского легиона взорвали синагогу, демонстрируя тем самым месть и победу над евреями. В очередной раз она оправдала свое название…

В 1967 году, после окончания Шестидневной войны и воссоединения Иерусалима, войдя в Старый город, евреи обнаружили лишь руины синагоги. Израильские власти решили не восстанавливать синагогу. Вместо этого рядом с ее руинами была построена памятная каменная арка.

Около двадцати лет назад израильское правительство приняло решение восстановить синагогу «Хурва». Поскольку планы и чертежи строительства предыдущего здания не сохранились, пришлось восстанавливать здание по фотографиям. Эта работа длилась около семи лет. В возрожденной синагоге сохранены фрагменты стен той, что стояла на этом месте во времена Османской империи. Эти части стен сознательно не стали закрывать штукатуркой, и на них видна старинная кладка. (Интересно, что во время строительства синагоги под арон-койдеш был обнаружен тайник оружия, спрятанного бойцами «Эцеля» до Войны за независимость. Это оружие так и пролежало там без дела, так как не было возможности сообщить о нем осажденным в городе евреям.) Торжественная церемония открытия синагоги состоялась в рош-хойдеш нисон 5770 (2010) года - в тот же день, когда в пустыне было завершено строительство Скинии.

Арабы устраивали демонстрации против восстановления синагоги, утверждая, что от этого остается всего один шаг до попытки евреев построить Храм…

Мы знаем, что каждая синагога символизирует Храм. Пророк Йехезкель, говоря об изгнании, приводит обещание Всевышнего о том, что Он не оставит избранный народ: «Так сказал Г‑сподь Б‑г: «Хотя Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они» (Йехезкель, 11: 16). Малые святилища - это синагоги, где Б‑г обещает быть с евреями и прислушиваться к их молитвам. Поэтому внутреннее устройство синагоги похоже на устройство Храма. Так же, как в Святая святых Храма располагался Ковчег с хранившимися в нем Скрижалями, так и в передней части синагоги находится арон-койдеш, в котором хранятся Свитки Торы. И так же, как в Храме был занавес (парохес), разделявший Святилище и Святая святых, так и в синагоге есть занавес, закрывающий арон-койдеш. Жертвенник находился в центре Храма - в синагоге бима со столом, на который кладут Свиток Торы, расположены в центре, и к ним поднимаются по ступеням так же, как поднимали жертвы на жертвенник. Над арон-койдеш висит нер томид - «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Храмовую Менору, один из светильников которой горел постоянно. В Храме Менора стояла на южной стороне, поэтому каждый год на Хануку в синагоге ханукию размещают у южной стены. Во многих синагогах есть стол, за которым сидят ученики во время уроков Торы (а иногда даже поднимают лехаим и закусывают). Этот стол размещают у северной стены, потому что в Храме стол с хлебами предложения стоял на северной стороне. Во многих синагогах женская часть (эзрас ношим) располагается на балконе. Это восходит к традициям празднования Суккос в Храме. Мишна рассказывает, что во Втором Храме перед симхас бейс ѓашоэйво (веселье в Храме, связанное с возлиянием воды на жертвенник) строили вокруг «двора женщин» деревянные балконы, с которых они смотрели на празднества.

Синагога «Хурва», пережившая свои разрушения, символизирует собой Храм больше, чем любая другая синагога. Храм был построен и разрушен дважды, и все мы ожидаем, что Мошиах придет и построит Третий - вечный - Храм. Но в Старом городе Иерусалима есть еще одна синагога, которая на самом деле символизирует Третий Храм. В 1858 году хасиды Хабада поселились в Старом городе и сначала арендовали, потом купили здание, а со временем достроили еще один этаж, и это место стало называться синагога «Цемах-Цедек» (по имени, под которым известен третий Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендел Шнеерсон). Войдя в Старый город после Шестидневной войны, евреи обнаружили, что все синагоги были уничтожены. Нетронутой осталась только синагога «Цемах-Цедек»!

Ребе говорил в одной из своих бесед: тот факт, что единственная синагога, которая осталась неповрежденной в Старом городе Иерусалима, единственная, чьи стены и крыша остались нерушимыми с того дня, когда она была основана, - это синагога «Цемах-Цедек», рождает ассоциации с отсутствием перемен и вечностью Третьего Храма. Если синагога «Хурва» напоминает нам об уничтожении Храмов, синагога «Цемах-Цедек» символизирует Третий Храм, который станет вечным. Да будет он построен вскоре, в наши дни! Омейн!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (784 КБ).

Дворим, d'varim, Дварим

Previous post Next post
Up