Еще раз о любви к каждому еврею

May 10, 2018 12:24


Канун Шабос главы «Беѓар-Бехукойсай»
26 ияра 5778 года / 11 мая 2018 г.

Встречи с Любавичским Ребе оставляли в душах многих людей ни с чем не сравнимое впечатление на всю жизнь. У почетного президента и профессора экономики Бар-Иланского университета Шломо Экштейна таких незабываемых встреч было несколько. Он родился в 1929 году в городе Висбаден (Германия). Еще до начала Второй мировой войны его семья иммигрировала в Эрец-Исроэль, но потом, когда ему было 16 лет, они переехали в Мексику. В 1946 году Шломо стал одним из организаторов еврейского молодежного движения в Мексике, цель которого заключалась в том, чтобы приблизить молодых людей к иудаизму и пробудить в них понимание того, что Израиль нуждается в них и они нуждаются в Израиле. В конце 1952 года он сформировал группу из двадцати юношей и девушек, которые хотели репатриироваться в Эрец-Исроэль. В целях подготовки к алие, группа была отправлена в молодежный лагерь, который находился в Нью-Джерси (США). Там ребята изучали Тору и основы сельского хозяйства, которым они должны были заниматься по прибытии в Израиль.

Как руководитель группы, Шломо хотел провести встречу с известными американскими раввинами, полагая, что это очень поможет духовному развитию молодежи. Однако никто из раввинов не соглашался принять смешанную группу юношей и девушек. И только обратившись в секретариат Любавичского Ребе, он получил положительный ответ.


Когда группа вошла в кабинет, Ребе попросил, чтобы юноши стояли с одной стороны, а девушки - с другой. После небольшого вступления Ребе спросил, есть ли у них какой-то конкретный вопрос, который они хотели бы задать. Шломо Экштейн сказал, что они, как инструкторы еврейского молодежного движения, вкладывают всю душу в обучение своих учеников Торе, но часто сталкиваются с тем, что их ученики оставляют учебу, отдаляются от иудаизма, и были среди них некоторые, кто даже выбрал себе нееврейских супругов, не дай Б‑г. «Где взять силы, чтобы справиться с подобными разочарованиями?» - спросил он.

Ребе посмотрел на группу и ответил: «Я понимаю вас, но может быть и другой подход. В Теѓилим (126: 5) говорится: «Сеявшие в слезах, пожинать будут с радостью». Тот, кто отдает всего себя еврейскому образованию и воспитанию, может не сомневаться, что, в конце концов, будет урожай, даже если он сам не увидит результатов своего труда». А затем Ребе проиллюстрировал свой ответ историей, которую Шломо Экштейн вспоминает всю свою жизнь: «Ты беседуешь со своей группой в Субботу днем, и в это время какой-то еврейский мальчик заходит в синагогу, где происходит эта встреча. Он не знает ничего ни о иудаизме, ни о вашей организации, просто из любопытства садится в уголке и слушает, о чем вы говорите. А ты объясняешь ученикам, что мы - дети нашего праотца Авраѓама, и это дает нам и всему еврейскому народу исключительную стойкость. Тот факт, что Авраѓам верил в Единого Б‑га, дает нам силы беззаветно доверять Ему и рождает в нас желание исполнить волю Творца, и так продолжается тысячи лет». Мальчик слушает, но затем встает и уходит. У тебя даже не было возможности приблизиться к нему, он не знает, кто вы, и вы не знаете, кто он. А потом он вырастает, поступает в университет, встречает девушку-нееврейку и хочет жениться на ней. Родители невесты ставят условие, что свадьба будет проходить в церкви. Парень соглашается, но по дороге на свадьбу, подходя к церкви, он внезапно поднимает голову и видит крест. Он думает про себя: «Подождите, разве я могу зайти сюда?! Я помню, как однажды слышал…» Он не помнит, где и от кого он услышал, что мы евреи, потомки Авраѓама, Ицхока и Яакова, и это обязывает нас продолжать традицию, но решает, что не может этого сделать. Он покидает невесту и возвращается к своим еврейским корням. Так случайно услышанные слова, которые ты произнес в общей беседе, дали свой урожай». Затем Ребе посмотрел на группу и сказал: «Каждый из вас должен вложить все свои силы в еврейское образование, и будьте уверены, что из этого выйдет нечто очень хорошее, даже если вы сами не всегда видите результаты».

Они вернулись в Мексику, и через некоторое время, испытывая разочарование в результатах своего труда, Шломо написал Ребе с просьбой о поддержке. В ответном письме Ребе написал, что «упорный труд в распространении учения Торы в сочетании с мудростью и дружелюбием обязательно принесет плоды». И в подтверждение своих слов, Ребе привел пример рабби Акивы, который сорок лет был главой поколения, влиятельнейшим учителем и просветителем. У него было двадцать четыре тысячи учеников… и все они умерли. И могла Тора исчезнуть среди народа Израиля, но рабби Акива воспитал пять великих учеников, и они вернули всю Устную Тору и распространили ее в среде народа Израиля.

Следующая встреча Шломо Экштейна с Любавичским Ребе произошла в 1958 году. Приехав в Нью-Йорк, он позвонил в секретариат Ребе и попросил аудиенции. Секретарь перезвонил и сказал ему, что Ребе будет рад снова увидеть его и, более того, его пригласили отпраздновать Субботу в Краун-Хайтс и принять участие в фарбренгене. Шломо пришел, но, стесняясь того, что был одет не как хасид, прятался за столбом. Когда на исходе Субботы он вошел на йехидус (аудиенцию), Ребе сразу спросил с улыбкой: «Где ты был в Субботу?» Он ответил, что был в «Севен севенти», и был удивлен тому, что среди сотен людей Ребе искал именно его. На йехидусе Ребе говорил о двух целях движения «Бней Акива»: укрепить связь учеников с иудаизмом и с Землей Израиля, и о том, что важнее. По его словам, один еврей может быть евреем, если исполняет заповеди Торы, даже не поднимаясь в Землю Израиля. А другой еврей, постепенно теряя связь с иудаизмом, даже поднявшись в Израиль, может спуститься так низко, что его трудно будет считать евреем. Следовательно, связь с иудаизмом важнее, потому что еврей, изучающий Тору, придет к выводу, что он должен подняться в Израиль.

На этой встрече Ребе посоветовал Шломо Экштейну не откладывать создание еврейской семьи и даже предложил помощь в шидухе. Узнав, что у Шломо уже есть невеста, Ребе благословил его и пожелал успехов во всем…

* * *

В одной из глав, которые мы читаем на этой неделе, - «Бехукойсай» - звучат слова упрека, предрекающие изгнание, бедствия и невзгоды, которые постигнут евреев, если они нарушат союз со Всевышним. Однако после сорока девяти проклятий, Творец произносит слова, дающие надежду и утешение: «Но при всем том, в их пребывание на земле их врагов Я ими не пренебрег и их не отверг, чтобы их истребить, нарушая завет Мой с ними; ибо Я - Г‑сподь, Б‑г их» (Ваикро, 26: 44). В конце концов, Б‑г не отворачивается от народа Израиля. Он не нарушит завета с ним, так же, как все руководители Израиля никогда не отказывались ни от одного еврея, независимо от его положения, физического и духовного состояния. Мы видели это, когда Моше-рабейну после греха золотого тельца просил Всемогущего простить народ Израиля. Мы видели это у рабби Шимона бар Йохая - ученика рабби Акивы, с именем которого связан праздник Лаг боОймер. Мы видели это у нашего Ребе - рассказы о том, с какой большой любовью он относился к каждому еврею, многочисленны и прекрасны. Так и мы должны любить каждого еврея, как нашего единственного брата или сына, потому что сыны Израиля всегда будут избранниками Всевышнего. Ежедневно проявляя любовь к каждому еврею, мы доказываем, что достойны быть избранным народом.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (671 КБ).

Беѓар-Бехукотай, Беѓар-Бехукойсай, b'har-b'chukosai

Previous post Next post
Up