Канун праздника Швуэс
5 сивона 5777 года / 30 мая 2017 г.
На этой неделе мы отмечаем праздник Швуэс - дарование Торы народу Израиля. Попробуем представить себе, что на самом деле произошло тогда. Всевышний открылся сынам Израиля и провозгласил Десять заповедей. Затем Моше поднялся на гору Синай и пробыл там сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил… В конце сорокового дня, передавая ему Скрижали, Всевышний сказал: «Иди, спустись, ибо извратился твой народ… Уклонились поспешно от пути, который Я им заповедал, сделали себе тельца литого, и пали ниц пред ним, и принесли ему жертвы…» (Шмойс, 32: 7, 8). Моше спускается с горы и своими глазами видит грехопадение, о котором Б‑г говорил ему: «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и танцы, то воспылал гнев Моше, и бросил он из своих рук Скрижали, и разбил их под горою» (там же, стих 19).
Талмуд (трактат «Шабос», 87а) говорит, что это была одна из трех вещей, которые Моше сделал сам, без повеления Всевышнего, и это не было засчитано ему за грех: «Учили мы в Брайсе: три вещи сделал Моше по собственному усмотрению, и Святой, да будет Он благословен, одобрил это… Он разбил Скрижали - откуда мы учим, что Всевышний это одобрил? Из того, что сказано (Шмойс, 34: 1): «ашер шибарто - которые ты разбил». Сказал об этом Рейш-Лакиш: «Читай это как яшар койхахо шешибарто - ты хорошо сделал, что разбил». Яшар койхахо (дословно - «да прямится сила твоя») - это выражение благодарности и одобрения. Иначе говоря, Всевышний одобрил и утвердил то, что Моше их разбил.
Это кажется нам не совсем понятным. Если Всевышний хотел, чтобы Моше разбил Скрижали, и это Ему так понравилось, что Он сказал ему слова одобрения, то почему с самого начала Творец не дал Моше прямое повеление разбить Скрижали? Одна известная хасидская поговорка гласит, что есть определенные решения, которые человек должен принимать сам, по своему усмотрению: «М’дарф алейн фарштейн - должен сам понимать». Есть вещи, которые не приказывают человеку сделать, ибо только он сам должен понять, как правильно поступить. Если он сделает это по чьему-то повелению, то это ничего не будет стоить. Всевышний не приказал Моше разбить Скрижали, это решение должно было быть принято пророком самостоятельно.
Этот пример лежит в основе поведения мудрецов Израиля последующих поколений. Известно, что Тора состоит из двух частей: Письменной и Устной. Сначала записан был только Танах. Устную Тору было запрещено записывать, ее следовало передавать, как подразумевается из названия, из уст в уста и хранить только в памяти. Талмуд (трактат «Гитин», 60б) говорит: «Письменные речение нельзя было произносить устно, устные речения нельзя было записывать». Так было до тех пор, пока живший примерно через семьдесят лет после разрушения Второго Храма рабби Йеѓуда ѓаНоси не увидел, что народу Израиля предстоит долгое и трудное изгнание. Для того, чтобы сохранить Тору, он решил преступить запрет, потому что сказано: «Время действовать во Имя Б‑га - учение Твое нарушили» (Теѓилим, 119: 126). Рабби Йеѓуда собрал, отредактировал и записал основные положения Устной Торы. Очевидно, что у него были противники, считавшие это преступлением против Торы, но история доказала его правоту. Несмотря на то, что Всевышний не давал никаких указаний по этому поводу, рабейну ѓакодойш (наш святой учитель) принял это решение самостоятельно (м’дарф алейн фарштейн), исходя из насущной необходимости.
Тот же самый подход мы находим в решении вопроса о Кабале. Согласно традиции, не следует изучать Кабалу до сорокалетнего возраста. Мнение Ѓалохи несколько отличается от этого. Рамбам пишет «Смысл Маасе меркава (дословно - «рассказ о колеснице»; этим термином в Кабале обозначают описание структуры мироздания) объясняют одному избранному человеку, но только при условии, чтобы он был мудрецом и понимал по своему разумению. Такому человеку передают основные идеи… Потому, что не у всякого человека ум достаточно широк, чтобы постичь смысл и объяснение всех этих вещей до конца» («Законы основ Торы», 4: 11). Чуть ниже Рамбам добавляет: «А я говорю, что не стоит есть фрукты тому, у кого живот не наполнился хлебом и мясом. То есть, прежде всего знать запрещенное, разрешенное и тому подобное относительно всех остальных заповедей» (там же, ѓалоха 13). Следовательно, Кабала предназначена только для избранных, ученых, и даже тогда - только для единиц. И тем не менее пятьсот лет назад живший в Цфате великий кабалист Аризаль (рабби Ицхок Лурия), прозванный в народе Ари ѓаКодойш (святой Ари), не только позволил учить Кабалу, но и, что более важно, заявил, что «есть заповедь раскрыть эту мудрость». Затем Баал-Шем-Тов, чей йорцайт выпадает на Швуэс, на деле осуществил это. Он раскрыл и распространял мудрость Кабалы в широких массах еврейского народа, не проверяя, заслуживают ли они этого. Потому что последние поколения народа Израиля не смогли бы устоять без кабалистического учения, без изучения внутренней части Торы.
Кто натолкнул рабби Йеѓуду ѓаНоси, Аризаля и Баал-Шем-Това на принятие столь важных решений: снять запреты на запись Устной Торы и на распространение Кабалы? Их научил этому Моше-рабейну, который, ради спасения народа Израиля, сам решил разбить Скрижали, и только затем получил согласие и одобрение Творца.
Какой вывод мы можем сделать для себя? В каждой общине есть вещи, которые нужно сделать, но нельзя сказать кому-то, что он обязан сделать это. Человек сам должен понять, что ему необходимо делать. Это напоминает разговор с ребенком, которого отец спрашивает: «Почему ты не сделал этого?» А тот, искренне удивившись, отвечает: «Ты никогда не говорил мне, что надо это сделать!» И тогда отец спрашивает его: «Неужели обязательно нужно сказать тебе об этом? Я ожидаю, что ты сам поймешь то, что ты должен делать!!!»
А что именно я имею в виду? Пусть каждый член нашей общины сам подумает и попытаться прояснить для себя! М’дарф алейн фарштейн…
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (930 КБ).