Тора «приходит» с богатством

Sep 15, 2016 16:33


Канун Шабос главы «Ки сейцей»
13 элула 5776 года / 16 сентября 2016 г.

Один из самых популярных людей сегодня в Соединенных Штатах - Дональд Трамп, американский бизнесмен и политический деятель, член Республиканской партии, медиамагнат, писатель, телеведущий - родился 14 июня 1946 года. Он является президентом строительного конгломерата «Трамп организейшн», основателем компании «Трамп энтертеймент резортс», владельцем многочисленных зданий, казино, культурных объектов и гостиниц по всему миру. Трамп также получил широкую известность в связи со строительством небоскребов в Соединенных Штатах, в частности в Нью-Йорке. Эти здания носят его имя, которое стало мировым брендом. Самые известные из них - «Трамп-тауэр» и «Трамп-уорлд-тауэр» - расположены в центре Манхэттена. Без сомнения, его миллиардный капитал способствовал тому, что он стал кандидатом от Республиканской партии на президентских выборах в США в 2016 году, и вполне вероятно, что Трамп сможет занять эту высокую должность. Сегодня ясно, что этот богатый человек определяет повестку дня СМИ, ибо любой поднятый им вопрос становится предметом всеобщего обсуждения.


…В течение всего месяца элул каждое утро после молитвы в синагогах трубят в шойфар. Суть этого обычая раскрывается в книге «Шулхан орух». В рош-хойдеш элул, Всевышний повелел Моше подняться на гору Синай, чтобы получить вторые Скрижали. Поэтому это дни желания, в которые трубят в шойфар, чтобы побудить евреев воспользоваться этим временем и покаяться.

Все знают историю о том, что Моше, спустившись с горы Синай с первыми Скрижалями, разбил их, увидев своими глазами грех золотого тельца. Затем Моше молился Б‑гу, прося простить народу Израиля этот тягчайший грех идолопоклонства. Г‑сподь простил евреев и сказал Моше: «Вытеши себе две Скрижали каменные, как первые; и Я напишу на Скрижалях речи, какие были на первых скрижалях, которые ты разбил» (Шмойс, 34: 1). В первый раз Всевышний дал Моше каменные Скрижали и написал на них Десять заповедей. На этот раз Творец повелел Моше самому изготовить Скрижали, чтобы Б‑г написал на них Десять заповедей. Раши в комментарии к приведенному выше стиху объясняет: «Показал ему глыбу сапфира в его шатре и сказал: «Осколки будут тебе». От этого Моше обогатился».

Народ Израиля вышел из Египта богатым, потому что по слову Всевышнего «обобрали они египтян» (Шмoйс, 12: 36). Но Моше в то время был занят более важным делом - поисками гроба Йосефа-праведника, который повелел перед смертью: «вынесите мои кости отсюда с собою» (Шмoйс, 13: 19). Следовательно, Моше не покинул Египет богатым. К тому же, как вождь народа Израиля, он никогда не заботился о себе, а с утра до вечера занимался исключительно потребностями людей. Всевышний знал, что Моше никогда не искал каких-либо способов разбогатеть, поэтому решил обогатить его, поручив изготовить скрижали из сапфира.

Одна из самых важных вещей, которые мы видим в этой истории: все, что связано с Торой, на самом деле приводит к богатству. Скрижали были сделаны не из простого камня и даже не из иерусалимского камня, а из сапфира - одного из самых драгоценных камней в мире. Творец дал Тору Моше, как сказано: «Моше получил Тору с Синая», и она называется его именем: «Помните Тору Моше, раба Моего» (Малахи, 3: 22). Моше обогатился благодаря Торе. Всевышний позаботился о том, чтобы пророк, который получил Тору, записал Пятикнижие, был достаточно хорошо обеспечен материально.

В еврейской истории известно немало руководителей народа, которые были очень богаты. Одним из таких руководителей был рабби Йеѓуда ѓаНоси, который жил в Галилее после разрушения Второго Храма. Он одновременно являлся духовным лидером своей эпохи, знатоком Торы, величайшим мудрецом поколения и очень богатым человеком. Талмуд, рассказывая о богатстве рабби, утверждает, что его стол был полон всевозможными овощами и фруктами в течение всего года (как правило, каждый вид овощей и фруктов имеет свой сезон, и только тогда вы можете его купить). Кроме того, Талмуд говорит, что даже смотритель конюшен рабби был богаче персидского царя (у рабби Йеѓуды ѓаНоси было очень много скота, а в Персии был закон о том, что весь навоз от животных хозяина принадлежал смотрителю конюшен, и он мог его продать). Тем не менее, рабби Йеѓуда не пользовался своим богатством для личных целей, а применял его во благо распространения еврейской мудрости. Он решил изменить традицию, существовавшую четырнадцать веков и запрещавшую записывать Устную Тору, так как она должна была оставаться только в устной форме и передаваться из поколения в поколение, от отца к сыну, от учителя к ученику. Рабби Йеѓуда ѓаНоси пояснил, что стих: «Время действовать во Имя Б‑га - учение Твое нарушили» (Теѓилим, 119: 126) обращен к его поколению, и поэтому, чтобы народ Израиля не забыл Устную Тору, необходимо ее записать. Это мог осуществить только рабби Йеѓуда ѓаНоси - глава Санѓедрина, пользующийся всеобщим уважением, как величайший знаток Торы своего поколения, и одновременно стоявший во главе политического и экономического правления, обладавший достаточными средствами для осуществления такого предприятия, как написание Мишны.

Через двести лет в Вавилоне появился великий еврейский лидер по имени рав Аши. В течение шестидесяти лет он вместе с двумя сотнями учеников своей иешивы в Суре записал и кодифицировал Вавилонский Талмуд. О раве Аши также сказано, что он был очень богатым человеком. Мы видим интересную закономерность: три лидера еврейского народа, которые записали Письменную и Устную Тору, были очень богаты. Как сказано в Талмуде: «От Моше-рабейну до рабби Йеѓуды ѓаНоси мы не найдем другого человека, в котором бы так сочетались мудрость Торы и величие. От рабби Йегуды ѓаНоси до рава Аши мы не найдем другого человека, в котором бы так сочетались мудрость Торы и величие» (трактат «Гитин», 59а).

Почему еврейским лидерам нужно быть богатыми? Ведь богатство делает человека более материалистичным и практичным. Кажется, что бедность больше способствует развитию духовности. Подвижник может всего себя отдать служению Создателю, сосредоточиться на духовной жизни. Деньги - это большое искушение. На первый взгляд, Моше более подошло бы быть бедным аскетом, жить в пещере, есть хлеб и пить воду. И тогда он приблизился бы к Б‑гу. Однако Всевышний выбирает лидера, который должен существенно повлиять на ход истории еврейского народа. И это должен быть человек сильный и смелый, мудрый и знающий, скромный и самоотверженный, а для полного совершенства ему необходимо богатство, чтобы ни от кого не зависеть.

И мы видим эту связь духовного (Торы) и материального (богатства) даже сегодня. Бар-мицва, принявший на себя ярмо Торы, на праздновании своего дня рождения получает много подарков и становится «богаче» относительно другого мальчика тринадцати лет. Все заботятся о том, чтобы Тора пришла вместе с богатством. Почему? Потому что в этот момент он должен быть «живым примером» для всех своих товарищей.

Моше-рабейну обогатился в элуле. Это месяц, который способен наградить нас богатством. Нам нужно только принять на себя ярмо Торы, и все устроится по воле Всевышнего.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (849 КБ).

Ки теце, Ки сейцей, ki seitzei

Previous post Next post
Up