Неразрывно связанные навсегда

Jun 09, 2016 11:50


Канун Шабос главы «Бамидбор»
4 сивона 5776 года / 10 июня 2016 г.

На прошлой неделе один из учеников одесской школы «Хабад» начал накладывать тфилин. Чтобы отметить это событие, в синагогу на утреннюю молитву пришли все его одноклассники. После молитвы они отведали праздничный пирог, сказали лехаим на виноградный сок, пожелав своему товарищу расти благочестивым, Б‑гобоязненным и знатоком Торы.

В ходе беседы один ученик со смехом спросил: «А на какую из голов должен накладывать тфилин человек, родившийся с двумя головами?» Все засмеялись, подумав, что это была шутка, которую он выдумал на ходу. А я послал одного из студентов нашего колеля принести мне из книжного шкафа том Талмуда с трактатом «Мнохойс», так как хотел прочитать ученикам интересный отрывок оттуда. Я также попросил директора школы кратко объяснить ребятам, что такое сиамские близнецы. Директор сказал, что так называют близнецов, которые не полностью разделились в утробе матери и поэтому имеют общие части тела или внутренние органы.


Заглянув в Интернет, мы выяснили, что термин «сиамские близнецы» образовался от прозвища Чанга и Энга Банкеров, которые родились в 1811 году в Сиаме (ныне Таиланд) и прожили до 1874 года, прославившись на весь мир, по которому они немало поездили с цирковой труппой. Чанг и Энг имели сросшиеся хрящи грудной клетки, если бы они жили в наше время, то их могли бы легко разделить.

Врачи, кстати, выделяют несколько вариантов срастания близнецов: в области грудной клетки, таза, срастание черепами, спиной к спине и другие. Значительное число сиамских близнецов рождается мертвыми или умирает в младенческом возрасте. Сегодня современная медицина может выполнять в некоторых случаях хирургические операции по разделению сиамских близнецов, хотя это связано с большим риском и может привести к смерти одного или обоих детей.

Таким образом, близнецы с одним телом и двумя головами, которых иначе можно назвать двухголовым человеком, - это реальность. Врачи определили, что разделить таких близнецов невозможно, так как они имеют одно сердце и другие общие внутренние органы…

Тем временем принесли Талмуд, я открыл трактат «Мнохойс» на странице 37а и прочитал удивленным ученикам следующий отрывок: «Один из мудрецов, Флимо, спросил у рабби Йеѓуды ѓаНоси: если у человека две головы, на какую из них он должен накладывать тфилин? (смысл вопроса, скорее всего, был такой: следует ли возлагать тфилин на правую голову, подобно тому, как при исполнении большинства заповедей мы обычно пользуемся правым парным органом, или на левую - как человек, одинаково владеющий обеими руками, надевает тфилин на левую руку). Рабби Йеѓуда разгневался, ибо решил, что над ним смеются, обращаясь с бессмысленным вопросом, и ответил: «Выбирай - либо немедленно удалишься в изгнание, либо будешь отлучен от общины» (согласно объяснению Раши, рабби Йеѓуда считал, что нереально, чтобы человек, родившийся с одним телом и двумя головами, мог дожить до 13 лет - возраста, когда начинают надевать тфилин). Через какое-то время родился младенец с двумя головами. Его отец обратился к рабби Йеѓуде с вопросом: «У меня родился первенец с двумя головами. Какой выкуп должен я заплатить коѓену - пять сэла, как за одного сына, или десять, как за двух?» Рабби Йеѓуда ответил: «Заплати десять - как за двух сыновей». На вопрос, почему он так постановил, рабби ответил: «О выкупе первенца в Торе сказано: «Возьмешь по пяти, по пяти шекелей с головы» (Бамидбор, 3: 47). Следовательно, размер выкупа зависит от числа голов, так что за первенца, имеющего две головы, следует заплатить двойной выкуп».

Затем Талмуд приводит обсуждение этого вопроса. Мудрецы объясняют, что рабби Йеѓуда ѓаНоси разгневался потому, что реальность существования человека с двумя головами была очень невелика, или потому, что вопрос Флимо был о человеке с одним телом и двумя головами. В случае же с отцом, пришедшим спросить о выкупе первенца, рожденного по его словам с двумя головами, речь идет о сиамских близнецах, то есть двух людях с двумя головами, но сросшихся между собой телами.

Прослушав этот урок, ученики поняли, что они напрасно так смеялись над вопросом своего друга о том, на какую голову будет накладывать тфилин человек, имеющий две головы.

Мне известна еще одна интересная история на эту тему. В 1977 году в религиозной еврейской семье в Нью-Джерси родились две девочки, тела которых были соединены в области груди, и у них было только одно сердце на двоих.

Новорожденные сиамские близнецы были доставлены в детскую больницу в Филадельфии, где главным хирургом в то время работал д‑р К. Эверетт Куп, который впоследствии стал руководителем комиссии по здравоохранению в правительстве Рейгана, а затем и главным врачом федеральной службы здравоохранения США. Проведя тщательное медицинское обследование, врачи пришли к заключению, что поскольку девочки имеют несколько объединенных жизненно важных органов, их совместное существование вскоре неминуемо приведет к смерти обеих. Единственным выходом в такой ситуации было проведение операции по разделению, что могло бы дать шанс одной из них выжить, но при этом прекратит существование другой. Конечно, возник вопрос, не является ли это убийством. Родители отказывались дать разрешение на такую операцию без согласия ведущего ѓалохического авторитета того времени в Америке - рава Моше Файнштейна. Он спросил у врача, есть ли вероятность того, что второй младенец выживет, если ему будет пересажено донорское сердце. Врач ответил однозначно: этот ребенок не имел никаких шансов выжить в любой ситуации. Единственное, что можно сделать, - это спасти младенца, у которого есть сердце.

Обычно решение вопросов жизни и смерти не подвластно человеку, поэтому доскональное изучение этой сложнейшей проблемы заняло у рава Файнштейна около двух недель. Когда некоторые члены привлеченной для проведения столь сложной операции медицинской «команды», которая насчитывала около двадцати человек, стали роптать, что решение занимает слишком много времени, д‑р Куп выступил перед ними и сказал приблизительно следующее: «Надеюсь, вы понимаете, что этическая сторона данного вопроса гораздо выше понимания каждого из нас, такие вопросы под силу только выдающемуся раввину из Нью-Йорка, известному своей мудростью и праведностью, поэтому давайте терпеливо подождем его решения…»

Наконец, рабби Файнштейн постановил, что операцию нужно сделать, чтобы спасти жизнь хотя бы одного ребенка. Врачи провели операцию успешно, и девочка, в груди которой билось сердце, осталась жива. Однако, к сожалению, спустя некоторое время она все же умерла.

…На исходе Шабоса, с Б‑жьей помощью, начнется праздник Швуэс. Это день, когда у народа Израиля родились «сиамские близнецы» - две Скрижали завета. Они действительно очень похожи на близнецов: имеют одинаковые размеры, выглядят одинаково, и на каждой из них начертано по пять заповедей. В действительности Скрижали не были соединены между собой. Это были две отдельные плиты, но по содержанию высеченных на них заповедей они связаны, как сиамские близнецы, обладающие одним сердцем. На одном камне высечены заповеди о взаимоотношениях между человеком и Б‑гом: вера в Творца, запрещение идолопоклонства, соблюдение Субботы и т. д. На втором - заповеди, касающиеся взаимоотношений между людьми: не воровать, не убивать, не лжесвидетельствовать…

Находятся евреи, пытающиеся разделить Скрижали. Они утверждают, что это слишком тяжелая ноша для одного еврейского сердца, слишком трудно исполнять вместе все десять заповедей! Поэтому они предлагают провести «операцию по разделению» Скрижалей: одни евреи будут исполнять только заповеди между человеком и его ближним, а другие сконцентрируются на исполнении заповедей между человеком и Б‑гом. Однако мы уже знаем из истории природных сиамских близнецов, что даже разделяя их для того, чтобы сохранить жизнь одному из них, в конце концов получают плачевный результат - смерть обоих. Еврейская история доказала, что те, кто пытался нести только одну из Скрижалей, исполнять лишь некоторые заповеди, которые им больше нравились, в результате потеряли все. Это потому, что оба близнеца - Скрижали завета - имеют одно «сердце». Ведь и заповеди, касающиеся взаимоотношений между людьми, и заповеди о взаимоотношениях между человеком и Б‑гом мы должны исполнять, потому что так повелел Г‑сподь. Если исполнять заповеди об отношениях между людьми только потому, что это правильно, в конце концов, можно найти оправдания и для самых отвратительных преступлений. Как сказал Любавичский Ребе: «Сколько раз во время Второй мировой войны мы видели, до чего могут дойти «моралисты», чья мораль не основана на вере в Б‑га». Ибо сам человек склонен к конформизму, быстро приспосабливается и меняет свое мнение и убеждения. В противовес этому, законы морали, основанные на повелениях Всевышнего, вечны и никогда не могут измениться. И поэтому единственный способ обеспечить соблюдение заповедей о взаимоотношениях между людьми - это вера во Всевышнего, исполнение заповедей между человеком и Б‑гом.

В рассказанной выше истории о разделении двух девочек-близнецов все стороны следовали предписанию еврейского закона. Однако когда речь идет о Скрижалях завета, надо помнить, что эти «сиамские близнецы» родились вместе, чтобы оставаться неразрывно связанными навсегда.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (662 КБ).

Бамидбар, Бамидбор, bamidbar

Previous post Next post
Up