Ступень, недосягаемая для праведника

Sep 03, 2015 19:31


Канун Шабос главы «Ки совой»
20 элула 5775 года / 4 сентября 2015 г.

На исходе нынешней Субботы мы начинаем читать Слихойс. В преддверии Рош ѓаШоно и Десяти дней раскаяния в еврейских общинах во всем мире принято собираться в синагогах ранним утром и читать Слихойс (от слова слиха - «прости») - собрание песнопений и молитв, в которых мы просим у Всевышнего прощения за наши прегрешения прошлого года, а также прославляем Всевышнего и молим Его о благе в наступающем году для себя и для всего еврейского народа и о том, чтобы Он вписал нас в Книгу жизни. Сефардские евреи читают Слихойс в течение всего месяца элул, в то время как ашкеназы начинают читать их за неделю до Рош ѓаШоно. Согласно обычаю, Слихойс следует читать не менее четырех дней, поэтому, если Рош ѓаШоно выпадает на понедельник (как в этом году) или вторник, начинают чтение на исходе предпоследней Субботы уходящего года…

Возможно, готовясь к чтению Слихойс, или независимо от этого, на прошлой неделе ко мне подошел один из членов общины и рассказал о своем друге, который повел себя по отношению к нему самым неподобающим образом. «Мало того, что из-за него я понес финансовые убытки, так он еще и обидел меня! Я знаю, что должен простить его. Я пытаюсь уговорить себя не сердиться на него, но чувствую, что не в состоянии простить его окончательно. Что я должен сделать для этого?» - спросил меня этот еврей.

«Почему ты думаешь, что должен сделать «все» и «сейчас»? - спросил я его. - Твоя готовность простить его полностью, несомненно, поможет тебе достичь этого постепенно. Так что я уверен и, используя эту возможность, желаю тебе, чтобы настал тот день, когда у тебя это получится. А до этого каждый маленький шаг на пути к успеху важен сам по себе. Просто сделай первый шаг: чуть меньше сердись, больше улыбайся, говори «доброе утро» каждый день с большей теплотой и сердечностью. И в один прекрасный день ты посмотришь и обнаружишь, насколько ты духовно продвинулся вперед, и тогда твой вопрос просто потеряет актуальность…» Прежде чем закончить наш разговор, я спросил: «Уверен ли ты, что человек, который обидел тебя, знает о том, что ты обижен? Может быть, найти способ, чтобы оповестить его об этом? Например, написать несколько строк, что-то вроде: «Я хотел, чтобы вы знали, что нанесли мне глубокую обиду, и буду весьма признателен, если вы принесете мне свои искренние извинения». Может быть, он ни о чем не догадывается, а, прочитав такую записку, сам сделает первые шаги к примирению?»


* * *

Нам всем знакомы такие понятия, как «прощение», «извинение», «искупление». Читая Тору, мы обнаруживаем, что первым и самым известным человеком, проложившим путь для прощения, был Йосеф-праведник. Братья ненавидели его; они бросили его в яму, где он чудом остался жив. А затем «сказал Йеѓуда братьям своим: «Что пользы, если убьем мы нашего брата и сокроем его кровь? Пойдем, продадим его ишмоэльтянам, и руки нашей не будет на нем, ибо наш брат, наша плоть он» (Брейшис, 37: 26, 27). И братья действительно продали его в рабство. Так он попал в Египет, а впоследствии - из-за истории с женой Потифара - еще и был помещен в тюрьму, где просидел двенадцать лет!

В конце концов, Г‑сподь помог ему, и он поднялся на почетное место в государственной системе и стал наместником фараона Египта, который тогда властвовал во всем древнем мире. Когда же его братья спустились в Египет, спасаясь от голода, и Йосеф открылся перед ними, то не только простил их, но утешал и взывал к их сердцам: «Вы замышляли против меня зло, Б‑г замыслил то к добру, чтобы… сохранить жизнь народу многочисленному» (Брейшис, 50: 20). И более того, он отблагодарил их добром за зло, спас от голодной смерти - тех самых братьев, что хотели убить его! Это первый рассказ в Танахе о полном прощении, и одна из причин, по которой Йосефа называли праведником.

Но, анализируя историю народа Израиля, мы обнаруживаем очень интересный факт: Йосеф не стал главной фигурой в народе Израиля. Более того, два колена, родоначальниками которых были его сыновья Менаше и Эфраим, вошли в число десяти исчезнувших израильских колен, и сегодня о них ничего не известно. В то время как народ Израиля хорошо помнит Йеѓуду, продавшего Йосефа в рабство. Не правда ли странно, что мы помним больше злоумышленника, чем его жертву?!

В начале своего исторического пути народ Израиля называли иври вслед за нашим праотцом Авраѓамом, которого Тора называет Авраѓам ѓаиври. Позже он получил название Израиль, вслед за нашим праотцом Яаковом, которому это имя дал Сам Г‑сподь. Через много поколений после этого, когда Земля Израиля была разделена на две части, царство Израиля и царство Иудеи, Израильское царство было разрушено и десять колен были угнаны в изгнание. Осталась только Иудея, что послужило причиной того, что сыны Израиля стали называться иудеями, в честь Йеѓуды. Как же Б‑жественное Провидение допустило, что представителей народа Израиля назвали по имени Йеѓуды, а не Йосефа?

Ответ на этот вопрос может быть найден в той же истории взаимоотношений братьев. Первоначально Йеѓуда согрешил, предложив продать Йосефа. Но позже, когда он взял на себя ответственность за Биньямина и обещал отцу, что вернет брата любой ценой, он повел себя мужественно и проявил храбрость. Йеѓуда встал перед правителем Египта, потребовавшим оставить Биньямина у себя рабом, и предложил: «И ныне, пусть же останется раб твой вместо отрока рабом моему господину, а отрок взойдет со своими братьями» (Брейшис, 44: 33). Тот самый Йеѓуда, который 22 года назад предложил продать своего брата в рабство, на этот раз готов был взять на себя такое же наказание и стать рабом, чтобы спасти другого своего брата. И в этом заключается его величие. Йеѓуда был первый бааль-тшува (раскаявшийся грешник), о котором рассказано в Торе, а Йосеф - первым человеком, который показал пример всепрощения.

Сказал пророк: «Сотворю речение уст: «Мир, мир дальнему и ближнему», - сказал Г‑сподь, - и исцелю его» (Ишаяѓу, 57: 19). Талмуд, комментируя этот стих, подтверждает, что «прежде дальнему и только затем ближнему». Основываясь на этом стихе, рабби Абаѓу сделал следующий вывод: «Ступень, которую занимает бааль-тшува, недосягаема и для праведника» (трактат «Брохойс», 34а). Поэтому никогда не грешивший Йосеф достиг в жизни только уровня наместника царя. А Йеѓуда раскаялся и не повторил второй раз своей ошибки, не оставил своего брата в рабстве и готов был пожертвовать собой ради его спасения. За это он удостоился стать царем, и более того - все цари дома Давида были из колена Йеѓуды, и Мошиах тоже будет представителем колена Йеѓуды. Ибо «ступень, которую занимает бааль-тшува, недосягаема и для праведника».

Почему же Всевышний больше любит бааль-тшуву, чем праведника? Объяснить это можно на простом примере из нашей жизни. Допустим, у человека есть несколько взрослых детей, которые уважают и любят его и часто приходят к нему в гости. Он любит их и всегда им рад. Но есть у этого человека один сын, на которого он очень обижен и с которым он уже много лет не разговаривает. И вот однажды все изменилось: отец и сын помирились. Первое участие исправившегося сына в праздничной семейной трапезе доставит отцу огромную радость, несравнимую с радостью от присутствия других детей. Потому что их прошлое отдаление теперь способствует их большему сближению. «Мир дальнему» и только затем «ближнему».

…Любавичский Ребе в одной из своих бесед говорит, что название месяца элул можно воспринимать, как начальные буквы выражения арон лухойс ушиврей лухойс («хранилище Скрижалей и осколков Скрижалей»). Какая же связь между элулем и осколками Скрижалей? Ребе объясняет, что осколки символизируют тшуву, так как вся история разбития Скрижалей напоминает нам о покаянии. Поэтому осколки в определенной степени выше, чем сами Скрижали, символизирующие служение праведников - совершенных людей, которые не грешат и всегда поступают правильно. Осколки же Скрижалей символизируют таких грешников, как Йеѓуда, который согрешил, и его сердце «разбито», но, несмотря на это, он возвращается к служению Б‑гу. И в этом смысл всего месяца элул.

Мы стоим сейчас на пороге Десяти дней раскаяния, в течение которых мы просим Всевышнего простить нас и дать нам хороший год. Лучший способ заслужить прощение и милосердие Творца - самим следовать дорогой Йосефа-праведника, который не только простил своих братьев за то, что они с ним сделали, но и наградил их, отплатив «добром за зло», и тогда мы удостоимся такого же отношения Всевышнего к нам («Тания», гл. 12).

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (1,00 МБ).

Ки таво, Ки совой, ki savo

Previous post Next post
Up