Кто «ревнует» за сыновей Израиля

Jul 09, 2015 17:00


Канун Шабос главы «Пинхос»
23 тамуза 5775 года / 10 июля 2015 г.

У меня есть очень близкий друг - раввин Михоэль (Мики) Гальперин, с которым мы вместе учились в иешиве в Израиле, а затем у Любавичского Ребе в Нью-Йорке, и вот уже четверть века поддерживаем хорошие дружеские отношения. Его родители, рабби Шабтай и ребецн Эстер, были первыми посланниками Любавичского Ребе в Бразилии, куда они приехали исполнять свою миссию в 1961 году. Родители супруги раввина Гальперина, ребецн Мины-Эстер, рабби Залман и Шифра-Шула Кейзин, с 1953 года посланники Ребе в штате Огайо. Я хочу поделиться с вами историей, которую рассказал мне Мики. Она поразила меня до глубины души, и я до сих пор нахожусь под ее впечатлением, преклоняясь перед величием человека, о котором я хочу написать сегодня.


Мать Мики, ребецн Мина-Эстер, в 2001 году очень тяжело заболела. Она доблестно сражалась с болезнью в течение длительного времени. В конце своей жизни она была госпитализирована в медицинском центре в Германии. Вот что рассказал мне Мики:

- В последние дни она была очень слаба, и у нее даже не было сил говорить по телефону. Если ее отец звонил ей, она просила сказать, что сама перезвонит ему, когда почувствует себя лучше. В последнюю пятницу ее жизни, за два дня до смерти, несмотря на слабость, она попросила передать отцу, что хочет поговорить с ним. Нам сразу стало понятно, что это будет их последняя беседа. У нее не было уже сил держать телефонную трубку, и она попросила, чтобы я приложил трубку к ее уху. Услышав, что отец говорит, что-то очень важное, она сделала мне знак приложить ухо к трубке, чтобы мы оба могли услышать сказанное ее отцом. (Рабби Залману Кейзину тогда было уже под 90; в 1998 году от подобного заболевания умер его единственный из семи детей сын - рабби Йосеф-Ицхок Кейзин, создатель главного хабадского сайта Chabad.org).

Вот что сказал ее отец (мой дедушка): «Дорогая моя дочь! Ребе всегда говорил нам о том, что мы должны радоваться жизни. В этой радости есть источник великого благословения на все блага, которые мы должны и хотим получить из рук Всевышнего». Он замолчал на мгновение (не забывайте, что речь идет о пожилом еврее, который потерял сына и обращается к умирающей дочери), а затем продолжил: «Как ты думаешь, говоря об этом, Ребе имел в виду, что мы должны веселиться и танцевать на свадьбе наших детей? В такие минуты наша радость естественна. Ребе говорил о таких тяжелых ситуациях, как сейчас, когда все кажется совершенно безнадежным, когда нет никаких причин для радости. Поэтому, моя дорогая, я желаю тебе полного выздоровления и много радости! Гут Шабос!

Именно такими словами попрощался со своей дочерью старый еврей, любавичский хасид и посланник, праведник. Меня бросает в дрожь, когда я пишу эти строки!

В эти дни отмечается йорцайт раввина Кейзина, и по этому случаю я хочу поведать еще одну историю из жизни этого замечательного человека.

Сразу после окончания Второй мировой войны было достигнуто соглашение между Советским Союзом и Польшей о возвращении всех польских граждан, бежавших в Россию от фашистской оккупации. В то время, как вы знаете, в СССР правили коммунисты, объявившие религию вне закона. Каждого, кто был замечен в распространении Торы, занимался шхитой, делал обрезания или исполнял другие заповеди, осуждали и отправляли на долгие годы в исправительно-трудовые лагеря. И в дополнение к этому никто не мог покинуть страну! Весь Советский Союз превратился в одну большую тюрьму…

Хасиды Хабада самоотверженно боролись за сохранение еврейской традиции и исполнение заповедей. Они и их семьи очень много страдали. Услышав, что граждане Польши могут покинуть Россию, они решили воспользоваться этой возможностью и по поддельным паспортам уехать из СССР. Конечно, это было очень опасно в то время и при том режиме. Мы, живущие сегодня в условиях демократической свободы, не способны даже представить себе тот страх, который испытывали те, кто на это решились. Надо было хранить все в строжайшем секрете и, кроме того, пришлось подкупать чиновников, выдававших паспорта, и пограничников, чтобы те не слишком внимательно проверяли имена и фотографии и т. д., и т. п. Сотни хабадских семей выехали тогда из СССР через Польшу. Во главе организации всей этой конспиративной системы стояла мать раввина Кейзина, которую называли «Моме Сара» (ребецн Сара Каценеленбоген). К большому сожалению, она сама не смогла уехать. Поддельные паспорта, которые она приготовила для себя и своей семьи, были выписаны на пожилую полячку с дочерью и внуками. Однако в последний момент в пограничный город, где они находились, приехала мать Любавичского Ребе, ребецн Хана Шнеерсон. Так как не было никакой возможности добыть для нее дополнительный поддельный паспорт, «Моме Сара» отдала ей свой. Так ребецн Хана уехала из России вместе с дочерью и внуками Сары Каценеленбоген, старшей из которых и была четырехлетняя Мина-Эстер, мать Мики Гальперина. Самой «Моме Саре» так и не удалось покинуть СССР. Вскоре после этого она была арестована и погибла в советской тюрьме.

Как было сказано выше, чтобы пересечь границу, нужно было много денег. Знаменитый хасид Мендел Футерфас пришел к рабби Кейзину с просьбой одолжить деньги для одной из групп, собиравшейся выезжать. Он пообещал от имени хасидов Хабада вернуть эти деньги, когда они покинут Россию и доберутся в Соединенные Штаты. Рабби Кейзин одолжил ему 500 долларов (огромная сумма в те дни и тем более в Советском Союзе!), но попросил написать расписку, подтверждающую заем. На столе лежала газета, и рабби Мендел, недолго думая, оторвал кусочек от чистого края газетного листа и написал на нем расписку, подписав ее своим именем.

Рабби Кейзин с женой и детьми покинули Россию по поддельным паспортам и в конце концов приехали в Соединенные Штаты. А рабби Менделу (как и матери раввина Кейзина) не удалось выехать из СССР. Он пытался спасти так много евреев, что попал в поле зрения НКВД, был арестован, осужден и много лет провел в лагерях. В 1965 году он вырвался, наконец, из России, и в 1975‑м приехал в Кливленд, чтобы собрать пожертвования для русских евреев. Конечно, он был рад встретиться с рабби Кейзиным, который показал ему маленькую мятую бумажку и сказал: «Вы помните, что около тридцати лет назад в СССР я дал вам взаймы 500 долларов и до сих пор не получил их обратно?» Рабби Мендел, конечно, вспомнил эту историю и ответил: «Жаль, что я не взял тогда 1000 долларов - мы смогли бы спасти еще больше евреев!» И на этом их разговор закончился. Прошел год, и рабби Мендел вернулся в Кливленд собирать пожертвования для русского еврейства. Он снова встретился с рабби Кейзиным, который снова напомнил ему о займе, и добавил, что долги надо возвращать! На этот раз рабби Мендел вытащил 500 долларов и отдал их рабби Кейзину, а тот в ответ вернул ему расписку - тот самый скомканный газетный обрывочек, который хранил в течение более чем тридцати лет. Рабби Кейзин, да будет благословенна его память, взял эти пять сотен долларов, добавил к ним еще значительную сумму денег из своих средств и отдал их рабби Менделу в качестве пожертвования…

* * *

На этой неделе мы читаем о двух каноим (ревнителях за Творца). Недельная глава «Пинхос» рассказывает о героическом поступке Пинхоса, сына Элазара, сына Аѓарона-коѓена, а Ѓафтора, которую обычно читают после этой главы, - о пророке Элияѓу, который тоже «возревновал» за Всевышнего. Но интересно, что реакция Б‑га на их заступничество была совершенно противоположной. Пинхоса Создатель причисляет к стану коѓенов, хвалит и награждает: «Посему скажи: вот, даю Я ему Мой завет мира» (Бамидбор, 25: 12). А Элияѓу за то же самое ревнительство был освобожден от «должности» пророка - Всевышний назначил на его место Элишу. Казалось бы, непонятно, почему Пинхос получил Б‑жественное благословение, а Элияѓу был наказан?

Возможно, разница между Пинхосом и Элияѓу в мотивах их действий? Пинхос увидел, что мор распространяется среди сынов Израиля, и, спасая свой народ, подверг свою жизнь опасности, самоотверженно пошел на риск, доказывая свою любовь и преданность Создателю. «И Всевышний сказал Моше, говоря: «Пинхос, сын Элазара, сына Аѓарона-коѓена, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них…» (Бамидбор, 25: 10-11). Элияѓу тоже заботился о Творце, много сделал для возвеличивания Имени Всевышнего. Он бежал от преследователей на гору Синай, спрятался в пещере и сокрушался пред лицом Б‑га, что народ Израиля не исполняет заповеди Торы и перестал делать обрезание…

Пинхос заботился о сынах Израиля, а Элияѓу - о Всемогущем. Говоря словами «Мехильты»: «Элияѓу потребовал уважения к Отцу и не почтил сына… Б‑г сказал ему: «Я не хочу твоего пророчества». Создатель любит тех, кто «ревнует» за сыновей Израиля, кто заботится о других евреях. Рабби Кейзин и его мать были «ревнителями», подобно Пинхосу. Они подвергали себя опасности, готовы были отдать свою жизнь, чтобы спасти другого еврея. Творец предпочитает именно такое ревнительство, ибо такой человек не только любим Б‑гом, но также любим и Его созданиями.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (901 КБ).

Пинхас, Пинхос, pinchas

Previous post Next post
Up