Рецепт как воспрять духом

May 20, 2015 17:44


Канун Шабос главы «Бамидбор»
4 сивона 5775 года / 22 мая 2015 г.

Уверен, что многим читателям этой статьи приходилось держать в руках банкноту в 50 шекелей 1998 года выпуска, посвященную Ш.-Й. Агнону - одному из величайших еврейских писателей, лауреату Нобелевской премии и Премии Израиля по литературе.

Шмуэль-Йосеф Агнон (это псевдоним, его настоящая фамилия - Чачкес) родился 8 августа 1887 года в местечке Бучач в Восточной Галиции, в то время относящейся к Австро-Венгрии. В 1908 году он поднялся в Землю Израиля и принял активное участие в жизни ишува (собирательное название еврейского населения Эрец-Исроэль), занимаясь в то же время и литературным творчеством. В 1912 году он переехал в Германию и прожил в Берлине 12 лет, изучая классиков мировой литературы и собирая вместе с Мартином Бубером хасидские предания и притчи. Здесь же Агнон нашел своего издателя - Залмана Шокена, который в 1915 году, при условии, что Агнон будет редактировать антологию еврейской литературы, предоставил ему пятилетнюю стипендию для занятий литературным творчеством. В 1924 году писатель вернулся в Израиль и поселился в иерусалимском районе «Тальпийот», где и прожил до конца своей жизни. Шмуэль-Йосеф Агнон покинул этот мир 17 февраля 1970 года и похоронен на кладбище рядом с Храмовой горой.


Агнон написал много книг, их список приводится на банкноте с одной стороны, а с другой - отрывок из его речи на церемонии вручения ему Нобелевской премии: «Вследствие исторической катастрофы, из-за того, что Тит, государь Римский, разрушил Иерусалим и изгнал народ Израиля из своей страны, родился я в одном из городов изгнания. Но во все времена мнил я, будто родился в Иерусалиме. Во сне, в ночных сновидениях видел я: стою я со своими собратьями-левитами во Храме и возношу с ними песнопения Давида, царя Израиля. Напевам таким не внимал слух людской с тех пор, как был разрушен наш город и народ его ушел в изгнание. Мню я: ангелы Храма Песнопений, опасаясь, что и наяву запою я то, что пел в сновидениях, заставляли меня днем позабыть ночные песни, ибо братия мои, сыны народа моего, услыхав сие, не превозмогли бы тоски от утраты блага сего. А дабы утешить меня, что не дано мне петь устно, научили ангелы слагать стихи письменно…»

Вспоминая царя Давида, невозможно не привести слова, которые говорит о нем художник Шимшон Блойкопф, герой романа Агнона «Вчера-позавчера», опубликованного в 1945 году: «Однако одно место есть в Иерусалиме, куда я прихожу раз в год в праздник Швуэс, и это - могила царя Давида, ведь царь Давид дороже мне всех евреев в мире. Могучий царь, все дни своей жизни воевавший с Голиафом-филистимлянином и с другими ненавистниками народа израильского, да и евреи тоже, не будь они помянуты вместе с врагами, наверняка досаждали ему сильно. Несмотря на это, он находил время играть на арфе и сочинять песнопения для всех несчастных и униженных, царь этот - как можно не любить его?»

* * *

На следующей неделе евреи празднуют Швуэс. Эта же дата, 6 сивона, является также днем рождения и днем смерти царя Давида.

…Есть в Иерусалиме место, обладающее сложной, весьма запутанной и даже таинственной судьбой. Это здание, расположенное на горе Сион, на первом этаже которого находится синагога. Принято считать, что под ней скрывается могила царя Давида, и евреи приходят сюда молиться каждый день в течение многих лет. На протяжении веков здание, как и весь город, переходило из одних рук в другие, становясь святым местом для представителей то одного, то другого народа, каждый из которых перестраивал его по-своему. В результате оно уже более тысячи лет является причиной многочисленных споров и конфликтов между иудеями, христианами и мусульманами. Все они претендуют на единовластное владение этим святым местом. До Войны за Независимость оно в течение пятисот лет полностью контролировалось мусульманами, евреям и христианам вход в здание был запрещен. Кроме того, археологи и историки до сих пор ведут научные споры о том, действительно ли царь Давид похоронен на этом самом месте. Однозначно известно, что царь Давид был похоронен в Старом городе Иерусалима, но вопрос в том, можем ли мы указать точное место его захоронения, остается открытым. На протяжении многих веков евреи не жили в Иерусалиме и, таким образом, потеряли традицию, связанную с захоронение царя Давида. Место, что сегодня считается гробницей царя Давида, было определено неевреями, и евреи приняли это.

Интересно заметить, что предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон, выступил инициатором создания «Всемирного общества Теѓилим». Вот как он писал об этом в своем письме от 14 ияра 5702 (1942) года: «Я предлагаю выбрать группу мудрецов из народа Израиля, представителей всего еврейского народа, и создать «Всеобщую группу чтения Теѓилим». Они будут произносить Теѓилим каждый день. Это должно делаться возле могилы царя Давида в Иерусалиме. После произнесения Теѓилим они должны молиться о том, чтобы а) Б‑г пробудил сердца евреев в нашей Святой земле и везде, где они находятся; б) успех сопутствовал нашей молодежи в борьбе за правое дело на всех фронтах; в) Всевышний облегчил «родовые схватки» перед приходом Мошиаха; г) мир был всем евреям и чтобы они удостоились встретить Мошиаха в самое ближайшее время».

Люди часто спрашивают, почему у евреев принято молиться на могилах праведников и, кроме того, зачем евреи во все времена обращались к праведникам своего поколения с просьбой молиться за них. Казалось бы, если человек может молиться Б‑гу сам, почему он нуждается в том, чтобы праведник молился за него?! Эта еврейская традиция имеет более чем трехтысячелетнюю историю. Об этом мы узнаем из Книги Брейшис, где в главе «Вайеро» рассказывается о том, как первый еврей, наш праотец Авраѓам, придя жить в Герар (город в Негеве - примерно там, где сейчас проходит граница Израиля с Египтом), объявил, что его жена Сара приходится ему сестрой. И тогда красавица Сара, как это было принято в древние времена, была взята в дом царя Авимелеха. Далее Тора говорит нам: «И пришел Б‑г к Авимелеху во сне ночном, и сказал Он ему: «Вот ты умрешь из-за женщины, которую взял; а она замужем». (Брейшис, 20: 3). Всевышний не только предупредил царя, что он может умереть, но и поразил его тело необычным недугом: «закрылись все выводные отверстия, а также уши и нос» (Раши на Брейшис, 20: 9). Затем Г‑сподь приказал ему: «И ныне возврати жену мужа, ибо пророк он. И будет молиться он за тебя, и будешь жив» (там же, стих 7). Сам Всевышний говорит Авимелеху, что пророк и праведник Авраѓам помолиться за него, и благодаря этой молитве, царь останется в живых». «И молился Авраѓам Б‑гу, и исцелил Б‑г Авимелеха, и его жену и его рабынь, и разрешились они…» (там же, стих 17). Следовательно, объясняет раввин Адин Эвен-Исроэль (Штейнзальц) в своей книге «Ребе», сам Творец поручает человеку идти просить праведников молиться за него!

Причина, по которой мы обращаемся за помощью к праведнику, заключается в том, что цадик имеет более тесную связь с Б‑гом, и молитва его всегда бывает услышана. Мы просим святого человека помолиться за нас, и по той же причине приходим на могилы цадиков, обращаясь к их душам с просьбой молиться и защищать нас перед лицом Всевышнего.

Во время своего путешествия по Святой земле в 5689 году предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон, посетил могилу рабби Шимона бар Йохая на горе Мерон. Позже он говорил, что могила рабби Шимона - это «место радости», и Рашби является «рабби радости» («Ликутей дибурим», часть 3, 517б). То есть, люди, которые приходят, чтобы помолиться на эту могилу, покидают ее в приподнятом настроении духа. То же самое Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендел Шнеерсон, сказал в одном из своих выступлений о могиле самого рабби Йосеф-Ицхока, заметив, что, покидая ее, каждый еврей испытывает большой духовный подъем. Ребе объяснил, что одни могилы усиливают горечь и душевный разлад, а другие, как могила предыдущего Ребе, наполняют радостью и жизненными силами. И связано это с тем, что при жизни рабби Йосеф-Ицхок занимался тем, что приближал евреев к Б‑гу и способствовал их духовному росту и подъему, что приносит ни с чем не сравнимую радость жизни.

Думаю, что по той же причине многие люди посещают могилу царя Давида. Он побывал в очень сложных жизненных ситуациях. Когда он был еще ребенком, родные братья отвернулись от него. Он сам вспоминает об этом: «Странным я стал для братьев моих, чужим для сынов матери моей» (Теѓилим, 69: 9). И даже когда он стал зятем царя Шауля, враги и невзгоды не оставляли его в покое. Сам Шауль, желая избавиться от претендента на царский престол, долго преследовал его и пытался убить. Получив царскую корону, Давид продолжал страдать, и даже его родные дети подняли бунт против него. Изливая душу Всевышнему в своих песнопениях, он жалуется: «Ненавидящих меня без вины больше, чем волос на голове моей; враги мои, ложью желающие меня уничтожить, усилились» (Теѓилим, 69: 5). И все же, несмотря на все невзгоды, он с оптимизмом смотрел на жизнь и никогда не терял веру в Б‑га. В подтверждение этому можно привести слова Танаха: «И бывало, когда находил на Шауля дух от Б‑га, то брал Давид кинор и играл, и легче становилось Шаулю, и лучше становилось ему, и дух злой отступал от него» (Шмуэль I, 16: 23).

Талмуд (трактат «Брохойс», 3б) рассказывает, что «кинор висел над постелью Давида». Когда полночный ветер задевал струны арфы, она волшебным образом начинала играть сама собой. Когда Давид слышал эти звуки, он поднимался и до рассвета занимался изучением Торы и слагал песни во славу Творца (и до наших дней на картинах его изображают с кинором в руках).

Давид был жизнерадостным человеком, умеющим видеть положительное во всем и всегда в своих песнопениях благодарил за все Всевышнего. Его справедливо называют «сладкоголосый певец Израиля». Неудивительно, что люди приходят помолиться на могиле такого человека, ибо они получают здесь столь необходимый для жизни заряд радости и духовной бодрости.

Евреи голуса не имеют возможности пойти на гору Сион в любое время, когда они того пожелают. Однако и мы можем приблизиться к царю Давиду и впитать частицу того оптимизма, который излучал этот великий человек на свое окружение. Ведь чтение глав из Теѓилим - это и есть наш способ молиться на его могиле!

Канун праздника Швуэс, дата которого неразрывно связана с рождением и йорцайтом царя Давида, - это очень подходящее время для того, чтобы купить Книгу Теѓилим и начать читать по несколько глав из нее каждый день. Я уверен, что после прочтения этой книги каждый из нас воспрянет духом и сможет воскликнуть: «Довид мелех Исроэль хай векайом - Давид, царь Израиля, жив и здравствует!»

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (736 КБ).

shavuos, Шавуот, Швуэс

Previous post Next post
Up