Будущее черкесского этноса; перспективы Хабзэ

Jun 11, 2009 16:28


Юрий Шевцов только что вернулся иэ Южной Осетии и Абхазии. В его блоге - впечатления, в том числе и по поводу о моей статьи:
avrom : "Коллективное бессознательное Кавказа. Часть первая"

guralyuk 
Черкесы "из реплик" вполне вписываются в мое их понимание: народ, напоминающий древнегреческий полис, не совсем обычный для остального нынешнего Кавказа.

Насчет отвоевывания земель у русских соневаюсь. А, вот построить нормальное государство в Абхазии и содружество небольших российских автономий с ним - вполне может получиться. Радикальность потом отойдет просто на крайний фланг и маргинализируется. Во всяком случае, хочелосьбы не ошибиться.

Дискусси там продолжается, и комменты достойны того, что бы дат их отдельным постом, особенно этот:

prazhak : Показательно весьма фрагментарное, ситуативное национальное самосознание, плохое знание собственной истории и культуры, весьма поверхностное, противоречивое, бессистемное отношение к религии, мощнейшее культурное влияние со стороны русской культуры на всех уровнях. Бедность, безработица, алкоголизм, наркомания, низкая рождаемость. Утечка мозгов - уж наверняка наш черкес не писал из Бесленея или Кошехабля.
Высочайший авторитет денег, власти (корочки), воровское мышление, минимальное уважение к ученым, историкам. Колоссальная дезинтеграция даже в рамках субэтносов, не говоря уже об адыгской нации вообще. Мощнейший диссонанс с исламом, который успешно мешает выстроить общую национальную идеологию.
Небольшие группы энтузиастов в Кабарде и Адыгее, и еще меньшая группа интеллигентной молодежи, разбросанной по России и миру, интересующейся своей культурой и историей (небольшой лучик света, пробивающийся на просторах Интернета) - на этом тонком волоске весят современные адыги.

Весь обмен мнениями:

Anonymous)
2009-06-10 06:56 pm (UTC)

Считаю возможным всё же в обозримом будущем создание ЕДИНОЙ черкесской автономии.
___________________________
А о сходстве с эллинами ещё Монперэ писал (на востлите есть).
( Reply) ( Thread)



guralyuk

2009-06-10 08:36 pm (UTC)

Ничего себе. Я не знал. Я оттолкнулся от набережной возле гостиницы Рица в Сухуме. Показалось - полный аналог агоры. Не торговая площадь. Не базар. Не храм. Место постоянной политчисекой дискуссии и обмена новостями - близ административных зданий в месте максимальной концентрации эжстетических символов народа (море, берег, горы вблизи, городские улицы), кофе, шахматы, лавочки с видом на море и пирс. В общем, аналог агоры, учитывая маленькую чтсленность самого народа и населения города. Полис то есть. Плюс - особого деления на семьи-рода-племена не заметил. Политика выражается в основном через гсоударство, а не через кланы. Опять же - православные в основном, христиане, причем с традицией от фанариотов, от "греков", как я понимаю. Напомнило киприотов. С греческим миром по структуре и культурной традиции связанный народ. В политчисеком плане показалось Абхазия - это полис.
( Reply) ( Parent) ( Thread)



prazhak

2009-06-10 11:17 pm (UTC)

Абхазы существенно ближе к этой модели, чем черкесы. В отличие от черкесов, абхазы не переселялись с мест традиционного обитания (я не говорю о мухаджирах, а о постоянном переселении в рамках Северного Кавказа), а потому сумели сохранить весьма архаичные формы регулирования общественных отношений. Народные сходы, традиции улаживания споров, неписанные законы регулирования отношений собственности, кровной мести - все эти традиционные механизмы черкесами во многом утеряны.
( Reply) ( Parent) ( Thread)

(Anonymous)

2009-06-11 10:31 am (UTC)

Хабзэ не подразумевал возможность собственного несовершенства - при любом раскладе большую его часть необходимо было утерять... Появится ли на его руинах модернизированный вариант? Не исключаю.
( Reply) ( Parent) ( Thread)



prazhak

2009-06-11 11:00 am (UTC)

Христианская, иудейская, исламская этики тоже считаются универсальными, совершенными - своими последователями, разумеется. Это не значит, что люди были идеальными. Черкесов просто вырвали из собственной культуры, разрушили ее, и остались лишь крохи идеализированных воспоминаний. Вместе с тем, у старшего поколения еще можно увидеть весьма интересные архаичные формы мировосприятия и выражения своих эмоций. Иногда я просто поражаюсь той деликатности по отношению к чужим недостаткам, которые выказывают наши предки. Культура была построена на положительном примере. Говори, как правильно делать, как красиво делать, а не о том, как не делать. Культура стыда замалчивает свои недостатки, подчеркивая стремление к идеалу. Культура греха делает несовершенство главной темой социального общения.
К сожалению, адыгская культура стыда скорее всего скоро канет в прошлое. А что остается - это большой вопрос. Черкес из полемики с чеченом - пример совсем не показательный.
( Reply) ( Parent) ( Thread)



avrom_caucasus

2009-06-11 11:08 am (UTC)

А что показательно?
( Reply) ( Parent) ( Thread)



prazhak

2009-06-11 11:53 am (UTC)

Показательно весьма фрагментарное, ситуативное национальное самосознание, плохое знание собственной истории и культуры, весьма поверхностное, противоречивое, бессистемное отношение к религии, мощнейшее культурное влияние со стороны русской культуры на всех уровнях. Бедность, безработица, алкоголизм, наркомания, низкая рождаемость. Утечка мозгов - уж наверняка наш черкес не писал из Бесленея или Кошехабля.
Высочайший авторитет денег, власти (корочки), воровское мышление, минимальное уважение к ученым, историкам. Колоссальная дезинтеграция даже в рамках субэтносов, не говоря уже об адыгской нации вообще. Мощнейший диссонанс с исламом, который успешно мешает выстроить общую национальную идеологию.
Небольшие группы энтузиастов в Кабарде и Адыгее, и еще меньшая группа интеллигентной молодежи, разбросанной по России и миру, интересующейся своей культурой и историей (небольшой лучик света, пробивающийся на просторах Интернета) - на этом тонком волоске весят современные адыги.
( Reply) ( Parent) ( Thread)



avrom_caucasus

2009-06-11 11:11 am (UTC)

Любая этическая (да и вообще мировозренчесская) система жива и адекватна ровно до тех пор, пока включает в себя механизмы самозимения.
Черкесы, применительно к хабээ, говорят о необходимости изменений - это ОЧЕНЬ здоровый признак, это очень редко встечаетя в осколочных архаичных культурных системах.

Хабзэ, Реакция, Черкесы

Previous post Next post
Up