Aug 29, 2012 17:32
Значение этого убийства для Дагестана и вообще мусульман Кавказа, как Северного, так и Южного, можно сравнить со значением убийства Папы Римского для христианской Европы. Только не современного Папы. А Папы пятнадцатого века, эпохи Реформации. Когда глава Римско-католической церкви обладал реальной политической и экономической властью, а сам западно-христианский мир был расколот конфессиональной войной. И для одних Понтифик являлся наместником бога на Земле, а для других - еретиком и наместником Ада.
Шейх Саид Афанди аль-Чиркави или Чиркейский (паспортное имя Саид Абдурахманович Ацаев, Ацаев Саид Афанди) по национальности был аварец (это самый многочисленный народ современного Дагестана). Родился и жил в с. Чиркей Буйнакского района. Осиротел в семь лет, с 7-го класса работал чабаном, после армии - пожарным, в 32 года начал основательно изучать тарикат и знакомиться с трудами ведущих суфийских шейхов. Иджаза (право иметь своих мюридов-учеников) получил в начале 1980-х гг. от Месеясул Мухаммад ал-Хучади из с.Нечаевка Кизилюртовского района . Вскоре шейх приобрел феноменальное влияние. По словам экспертов-исламоведов, арабский он знал посредственно, зато на аварском писал стихи и статьи. По мнению знатоков, его произведения свидетельствуют о выдающемся литературном даровании .
К началу 90-х он стал самым авторитетным духовным лидером Дагестана. Главное и до сих пор до конца не отрефлексированное достижение покойного - ему удалось заключить негласный «исламский конкордат» с властями республики, практически взять под контроль всю религиозную жизнь Дагестана и оказывать большое влияние на светскую политику.
Аппарат формально светского российского Дагестана стал использоваться для распространения идей, влияния и принципов тарикатов Нашкбадийя и Шазилийя, которые представлял шейх. В Чечне тот же процесс открыто начал в интересах тариката Кадирийя наследственный шейх Кадирийя Ахмад Кадыров (а затем продолжили члены его рода, самый публично известный из которых - Рамзан Кадыров).
Довольно быстро светскую Чечню удалось превратилась в государство политического ислама тариката Кадирийя.
Но в Дагестане по каким-то причинам этот процесс пошел не столь гладко. Саид-Афанди удалось подчинить своему влиянию и светскую власть и остальных суфийских шейхов, однако «суфиизация» Дагестана наткнулась на сопротивление заметной части мусульман, не приемлющих суфизм кто по теоретическо- богословским соображениям, кто - из-за его социальной практики, в постсоветских условиях принимавшей иногда уродливые формы. Они объединились вокруг конкурирующего проекта - салафийя, «чистый ислам», или, как его принято называть в России - ваххабизм. Между ними развернулась настоящая гражданская войн, в которой одна сторона - суфии - пользовались поддержкой российского государства.
Шейх не занимал формальных постов. Однако реально с первой половины 1990-х годов он контролировал Духовное Управление Мусульман Дагестана (ДУДМ), где все значимые позиции занимали его мюриды. Это - один из важных центров власти, через который проходят большие финансовые средства (только общая прибыль от организации большого хаджа достигает 10-15 млн. долларов ежегодно ). Шейх оказывал влияние на правительство республики, число его мюридов (прямых учеников, находящейся на постоянной связи с учителем и беспрекословно выполняющих его указания в любой сфере - и духовной и светской) десять лет назад насчитывало 10 тысяч , сегодня, по разным оценкам, от 20 до 30 тысяч человек. Среди этих мюридов есть высокопоставленные чиновники, силовики и крупные предприниматели. Причем не только в Дагестане и других районах РФ, но и в Азербайджане. Мюридом шейха был, например, расстрелянный в июне 2009 года министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров . В дом шейха за советом ездил и сам глава республики Магомедсалам Магомедов, и другие руководители. А для, наверное, половины практикующих и не очень мусульман Дагестана - не-ваххабитов, он был просто духовным лидером и авторитетом.
Ислам Суфизм,
Дагестан,
Политический ислам,
Ислам,
Политтехнологии,
Мои тексты