"Грузины и абазы в едином государстве были бы готовы на самопожертвование ради любви друг к другу"

Feb 09, 2012 09:51

"Грузины и абазы в едином государстве были бы готовы на самопожертвование ради любви друг к другу"
Авраам Шмулевич
Интервью Ибрагима Яганова Аврааму Шмулевичу «Развернется ли Абхазия в сторону Тбилиси?»
всколыхнуло тему абахазо-российских и черкесско-абхазских отношений и вызвало бурную полемику - на сегодняшний момент мне известно порядка трёхсот (!) перепечаток, обсуждений и откликов, причем число их продолжает расти.

Одна из самых примечательных позиций по поводу отношений в "магическом квадрате" Россия-Грузия-Абхазия-Черкессия была высказана Давидом Дасаниа.
Давид Дасаниа - автор и руководитель международного проекта “Кавказ - наш общий дом”, историк-этнолог, известный абхазско-абазинский журналист и общественный деятель, экс-кандидат в Вице-президенты Республики Абхазия.

На грузинском портале с характерным названим "Анти-Сочи" он опубликовал интервью в двух частях:

1. 1. Дасаниа: ”Некоторые наши адыгские братья сами или через молодёжь пытаются сегодня оторвать Абазу от абхазо-абазинского народа”
2. Дасаниа: ”я вдруг стал замечать, что историю Сочи, Адлера и Красной Поляны, стали перевирать…”

Дасаниа широко известен как публицист в абхазо-адыгском мире и считается пламенным сторонником абхазской независимости и большое внимание уделяет отношениям абхазов с черкесами и абазинами, что придает еще больше веса его суждениям.

Высказанную в интервью позицию можно назвать сенсационной.

Обрисованное Дасаниа желательное развитие грузино-абхазских отношений выглядит так: "абхазы с грузинами вместе в составе конфедеративного абхазо-грузинского государства могли бы показать всему миру, как можно и нужно дружить… Не было бы на свете более счастливого государства, если бы абхазы и грузины, два народа с разными культурами, были бы в жизни и политике народами-побратимами, которые дорожили бы друг другом, защищали бы друг друга и были бы готовы на самопожертвование ради любви друг к другу".

Но для воплощения этой мечты в реальность, нужно, чтобы "абхазы поверили Грузии", а для этого, в свою очередь "Грузии нужно измениться", хотя "и Абхазия должна пройти через некоторые терапевтические процедуры".

Про политику Грузии в отношении абхазов Дасаниа говорит следующее: "абхазов лечат, на самом деле многих спасают в тяжелейших медицинских случаях, издают и рекламируют абхазскую литературу, возвели в ранг государственного языка абхазский язык, отразили его и в своих крупных денежных купюрах".
Правда, сразу вслед за этим говорится, что: "с другой стороны Грузия использует все возможные средства для фальсификации абхазской истории и культуры: в интернете действует целый ряд антиабхазских сайтов, грузины на международном уровне добиваются закрытия всех путей для развития культуры и спорта Абхазии".

Однако - очень существенный момент - виноват в этих ужасах не лично Саакашвили, и не вообще руководство Грузии, а "советники", если этих "советников" убрать - все будет хорошо:

"И у меня складывается впечатление, что у Саакашвили нет нормальных советников. И на его месте я уволил бы их основной состав".

Говоря о Грузии, Дасаниа избегает какой-либо враждебности, единственная характеристика Грузии, данная в интервью: "Грузия - признанная мировым сообществом страна", подчеркивается, что: "Абхазов и грузин объединяла и единая, изначально Абхазская, Православная Церковь". А также общая история: "Не раз абхазы и грузины совместно боролись с внешними врагами"; "У Грузии, у этой признанной мировым сообществом страны, есть светлый и чистый абхазский источник. Почему светлый и чистый? Да потому, что картвелы оказались у власти в Абхазском царстве не через вооружённый конфликт, а через кровное родство".

Интересно, что о абхазо-адыгских отношениях говорится в намного более резких тонах.
«Самым главным и опасным черкесским врагом», то бишь «черкесофобом», по мнению адыгских молодых радикалов, стал я, Давид Дасаниа" - пишет он.
Но, по мнению абхазского историка, радикальные черкесские националисты, выступающие против России, раздувающие адыго-абхазские противоречия и обвиняющие лично Давида Дасаниа в «античеркесской деятельности», - на самом деле: "представляют своё бессмысленное каждодневное сидение перед компьютером из-за фактического безделья в качестве остро необходимой общественной деятельности".
Дасаниа подчеркивает (это прозвучало несколько раз в тексте интевью в самых разных контекстах) что надо говорить не о едином адыгском народе, но об адыгейцах, кабардинцах и черкесах, которые, хотя и входят в единое "абхазо-адыгское единство", но все же упоминаются и существуют отдельно, являются разными этническими сущностями.
Конфликта между Россией и адыгским народом не существует, но имеют место попытки "инспирированые Грузией, идеологическими работниками этой страны", и идущих у них на поводу "радикальных черкесских активстов" разжечь этот конфликт. Эти радикальные черкесские активисты пытаются разрушить и адыго-абхазское единство, но они очень малочисленны: "В Интернете тех активистов черкесского национального движения, которые вредили и вредят нашему единству несколько человек". Но потенциальная угроза разжигания конфликта существет, и "мы, абхазы, будем бдительны и за себя, и за адыгов. Никакого конфликта с Россией, если, конечно же, нас послушают братья-адыги, мы не допустим".

По утверждению Дасаниа, Красная Поляна - абхазское место, и ее жители во времена Кавказской Войны были абхазами, а не адыгами. Её название было Губаадва, и это именно абхазское название. "В ряде публикаций в глобальной сети, написанных молодыми адыгами, я вдруг стал замечать, что историю Сочи, Адлера и Красной Поляны, стали перевирать: абсолютно не упоминая об абхазо-абазинах многие неизвестные авторы, скрывающиеся под никами, стали с пеной у рта заявлять о том, что, якобы, Сочи-Адлерский район - это черкесская столица, здесь повсюду жили черкесы, что черкесами были садзы, и что черкесской является вся территория до р. Бзыбь".

***
Многие процессы в кавказской политике протекают, на первых порах, подспудно - чтобы затем стремительно и неожиданно, подобно весеннему потоку, вырваться на поверхность.
Это интервью видного абхазского общественного деятеля показывает, что и в политике вокруг Абхазии возможны самые неожиданные, на первый взгляд, варианты развития событий.

Православие, Реакция, Абхазия, Грузия, Черкесы

Previous post Next post
Up