Черкесский вопрос. Спектр мнений через сто пятьдесят лет после войны.

Aug 07, 2013 16:41

 Ольга Мальбахова

Черкесский вопрос. Спектр мнений через сто пятьдесят лет после войны.

Спустя почти 150 лет после окончания Русско-Черкесской войны черкесы настаивают на восстановлении исторической справедливости - признании Россией геноцида черкесского народа. Эта тема сегодня обозначена устойчивым словосочетанием - черкесский вопрос. Пока что единственным государством в мире, признавшим геноцид черкесов, является Грузия.

Это решение вызвало не однозначную реакцию в СМИ, у аналитиков и политологов.

Речь идет о возможных геополитических последствиях данного решения - вопрос геноцида армян в Турецкой империи постоянно поднимется Арменией, не последуют ли за черкесами и другие Северо-Кавказские народы, их политические движения, в частности в Европе, которые ждут аналогичных резолюций? И как в таком случае грузинские дипломаты и политики будут выстраивать отношения с Азербайджаном и Турцией, которые имеют свои взгляды на историю и на существующие реалии? С этого вопроса я начала беседу с Президентом Института Восточного партнерства, занимающегося проблемами межнациональных отношений и предкризисного мониторинга и предотвращения проявления терроризма, в частности на Северном Кавказе, известным политологом Авраамом Шмулевичем.

Ольга Мальбахова - Перед принятием Грузией сенсационного, хотя и ожидаемого решения, Вы в интервью грузинскому телевизионному каналу и в предшествующих статьях подсластили пилюлю. Иначе говоря, Ваше мнение сводилось к тому, что, действительно, демократическое и независимое государство может принять единственно верное решение - это признать геноцид черкесов, тем самым, по Вашему мнению, Грузия заявит о себе как о самостоятельном государстве. Почему же Вы не говорили о других кавказских народах? Я говорю о том, что этот шаг Грузии открывает своеобразный "ящик Пандоры", поскольку в истории Кавказа есть не мало черных страниц и многие национальности захотят идентифицировать свое прошлое как геноцид. В итоге одна трагедия будет называться геноцидом, другую назовут просто преступлением или античеловеческим деянием или вообще никак не назовут. Отсюда идет девальвация самого понятия геноцид, окончательное низведение его до положения инструмента в политической борьбе.

Авраам Шмулевич - Если у вас в семье будет десять родственников и если бандиты убили все деcять человек, это значит, что убийством должны называть одно из этих десяти убийств, а если вы скажите, что у вас было десять убийств - это что девальвация понятия? Если в истории других народов, в том числе и Северного Кавказа, были трагические страницы, то о них нужно говорить. Если это был геноцид, так назовите это геноцидом. Эти вещи произошли, эти люди убиты. Были масса очень темных моментов, о которых до сих пор не говорят, или говорят только за закрытыми дверьми, и от этого происходят проблемы. Проблема происходит от замалчивания. Если трагедия реально произошла, как это было с теми же черкесами, или с казаками или с армянами, то об этом нужно говорить и, наконец-то, назвать вещи своими именами. Если у человека не было намерения, он случайно вырезал всю вашу семью, по пьянке например, от этого преступление будет меньше? Конечно, нет.

Ольга Мальбахова - Однако, вот мнение депутата от фракции Правящей Республиканской партии Армении. Председатель земляческого союза, комитета Джавакх, Шерака Тарасяна, объявленного прежними грузинскими властями персоной нон-грата. "Признание неизвестного в политической и исторической науке геноцида черкесского народа парламентом Грузии - решение направленное против России. Проблема заключается в том, что существует вопрос геноцида армян, факт совершения которого воспринят мировым сообществом. Однако, Грузия, которая в своем составе имеет большую армянскую общину, и считается дружественной Армении страной, до сих пор не признала его. В этом плане признание геноцида черкесского народа Парламентом Грузии вызывает только сомнение".

Ольга Мальбахова - Авраам, так что все же является геноцидом? 
Авраам Шмулевич - Геноцидом является убийство целого народа. Это именно то, что произошло с черкесами. То, что в 19-м веке такого термина еще не существовало, не значит, что не было самого явления "геноцид". Факт есть - большая часть черкесов была уничтожена. По официальным Российским данным, порядка 400 тысяч было убито или погибло при выселении, порядка 400 тысяч было выселено в Турцию. Но сами же Российские историки того времени, 19 века, признавали, что эти данные не полны. Реально погибло и было выселено намного больше. Все это подходит под любое определение "геноцид", которое только может быть.

Ольга Мальбахова - Другое мнение у Заместителя Председателя думского комитета по Международным делам Российской Федерации Андрея Климова:
- «На самом деле, если и рассматривать что-то грузинскому парламенту, то это то что было с признаками геноцида в Южной Осетии, творилось в августе 2008 года, когда территории была обстреляна из тяжелых вооружений. Там были мирные граждане, было большое количество пострадавших и многие в моей стране воспринимают это как геноцид. Замечу, речь идет о 21-м веке, а не о событиях которые шли в 19-м веке. И в 20-м веке были события, эти события проходили с участием грузинского народа, в составе тогдашнего политического руководства Советского Союза. Вы знаете, если грузинский парламент примет закон о том чтобы солнце не светило над Российской Федерацией, солнце все равно будет светить над Российской Федерацией. Насчет требований признания геноцида, это не правда, таких требований у черкесской диаспоры нет, есть некие разговоры вокруг этого, разговоры эти как правило ведутся не самими черкесами, а людьми которые называют себя черкесами, но они пишут такие вещи не на черкесском а по-турецки, по-английски.. Я предлагал на черкесском языке документы давать, они на английском почему то давали эти документы. Такое впечатление, будто их в каком-то Вашингтонском обкоме писали. 
если мишуру эту провокационную за дверь выставить, то окажется что сами черкесы, действительно представители этого народа, они хотят прямого разговора с Россией, со своими братьями. 
Если говорить о российских черкесах, я только что вернулся из Сочи, они очень довольны тем, что там происходит, потому что там строятся новые дороги, там появился водопровод, там появилась электроэнергия во многих домах, её раньше не было, там сегодня осушают болота, край получает большое развитие. И я там встречался с черкесами, они еще раз подчеркнули. что эти провокационные разговоры они совершенно не поддерживают. Поэтому не надо выдавать желаемое за действительное. Черкесы как и многие другие люди - это разумные люди и они не собираются выполнять чужие политические заказы»

.
Ольга Мальбахова - В отношении к черкесскому вопросу Глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков заявил, что "тяжелые трагические моменты, к сожалению, вписаны в историю многих народов, в том числе и черкесского. Конечно, нельзя забывать прошлого, но сегодня надо смотреть вперед и думать о будущем. Я уверен, нам, наоборот, надо взять инициативу в свои руки и продемонстрировать присущее нашему народу гостеприимство и принять максимальное участие в проведении олимпиады".

К этой теме Олимпиады вернемся чуть позже, а теперь немного истории.
Известный российский публицист Абрамов писал о трагических событиях 1864 года следующим образом:
"Горцы без всякого имущества скапливались в Анапе и Новороссийске. Частью во многих мелких бухтах северо-восточного побережья Черного моря, тогда еще не занятых русскими. Отсюда их перевозили в Турцию турецкие кочермы, а так же специально арендованные для этих целей Русским правительством суда. Но так как этого транспортного флота было крайне недостаточно для перевозки более полмиллиона человек, то массе горцев приходилось ждать своей очереди по полгода, году и более. Все это время они оставались на берегу моря, под открытым небом без всяких средств к жизни. Страдания, которые приходилось выносить в это время горцам нет возможности описать. Они буквально тысячами умирали с голоду. Зимою к этому присоединялся холод. Весь северо-восточный берег Черного моря был усыпан трупами и умирающими, между которыми лежала остальная масса живых, но крайне ослабленных и тщетно ждавших когда их отправят в Турцию. "

Офицер черкесской армии Черкес Нури в последствии вспоминал: "Нас швыряли как собак в парусные лодки. Задыхаясь, голодные, холодные, мы ждали смерти как лучше доли нашей судьбы. Ничего не принималось в расчет, ни глубокая старость, ни болезнь, ни беременность. Турки были до такой степени жадны и корыстолюбивы, что суда обыкновенно нагружались что называется "до верху". 300 или 400 человек наполняли пространство, на которое в обыкновенное время помещалось от 50 до 60. На одно из таких судов погрузилось до 600 человек, на другой берег живыми доставили 370. 
Я помню как одна мать ни за что не хотела, чтобы ее ребенка выбросили в море и долго скрывала его смерть. Абхазцы знали об этом, но молчали.
Она держала мертвого ребенка на руках прижав к груди. Когда кто-нибудь из турков проходил мимо, начинала разговаривать с ним как с живым. Так она скрывала его до тех пор, пока на пароходе не начал распространятся трупный запах. Тогда сделали обыск и нашли мертвого ребенка. Но мать и тут не хотела отдавать его. И когда ребенка все таки вырвали из ее рук и бросили в море, она сама попыталась бросится за ним. Ее с трудом удержали. Крик этой матери до сих пор раздается в ушах ".

Дочь британского консула так описывает один из черкесских лагерей - "по высадке одной партии мигрантов на берег, около 2 000 человек остановились в небольшом лесочке. Истощенные страданиями своего долгого путешествия, покрытые насекомыми и почти умирающие с голоду, они расположились лагерем на земле еще не просохшей. Больные валялись рядом с умершими. Когда мы приблизились к зараженному лагерю, кучки мужчин и женщин обступили нас, видя за руку своих детей, и предлагая купить их всякому, кто пожелает. Матери без сожаления отдающие своих детей без сожаления в чужие руки. Сумеем ли мы когда-нибудь понять до конца весь трагизм их положения, ужас той ситуации, в которой они оказались. Эти женщины, осознавая свою обреченность, отдавали своих малышей в надежде, что хоть так их дети выживут, или хотя бы раз досыта поедят».

Хочу напомнить, в начале 90-х годов на Северный Кавказ приезжали посланцы Тбилиси с миссией создания «Большого Кавказского дома». Тогда процесс не пошел. Сегодня вопрос всплыл на поверхность, иначе говоря, черкесская трагедия послужила для активизации этих процессов. Заявления грузинского парламента о геноциде черкесского народа со стороны Российской Империи, безусловно, является частью геополитической игры Грузии на Северном Кавказе. И в принципе такая политика мало чем отличается от политической игры России. Мы вам атаку на Цхинвали, а в ответ признание Абхазии и Южной Осетии. Мы вам признание геноцида, а что в ответ? Думается, что прежнее правительство Грузии ждало ответной реакции в виде закрытия черкесских газет, сайтов, репрессии в отношении активистов и агентов Грузии. Не трудно догадаться, что последует и главный удар - бойкот Олимпиады в Сочи.

Одним из главных критиков олимпйской политики Москвы является Глен Ховард, президент Фонда "Джеймстаун" - одного из ведущих институтов , разрабатывающих концепции внешней плитки США. . 
(Родился в 1960 году. В 1984 году окончил бакалавриат Государственного университета Оклахомы. 
В 1988 году магистратуру Канзасского университета. 
Является экспертом по вопросам Кавказа и Центральной Азии. Был аналитиком Стратегического центра оценок. Его статьи публиковались в авторитетных изданиях, был консультантом ряда государственных учреждений США, в том числе Министерства обороны. Владеет английским, русским, азербайджанским и арабским языками).

Приведу е мнение: "Россия тратит миллиарды долларов на строительства Олимпийских объектов в Сочи. Но у них нет ощутимого прогресса. Они собираются провести Олимпийские игры в самом теплом месте во всей России. Представляете? Зимние Олимпийские игры в самом теплом месте! Будут ли они успешными? Я не знаю. Но я знаю, что в газете «Известия» была статья о том, что Южная Корея до сих пор продолжает строить Олимпийские комплексы. То есть, она продолжает участвовать в гонке, и может завершить строительство раньше русских. И если Россия не успеет подготовиться к Олимпиаде, вполне возможно что мы станем свидетелями того, как Южная Корея примет у себя Олимпийские игры 2014 года. Я так же знаю, что многие в Грузии выступают против проведения Олимпиады в Сочи. То есть, в итоге получается, что единственное, что они хотят построить на $15 миллиардов - это горнолыжный курорт. Все деньги оседают в карманах русских олигархов. Кто же в итоге выигрывает? Явно не простые люди"!

НО что же хотят черкесские диаспоры в отношении Олимпиады?

Этот вопрос я вновь адресую Аврааму Шмулевичу:

Авраам Шмулевич - В истории города Сочи, которая была представлена во время презентации Олимпиады, говорилось, что город возник в районе 1870 года. Но хорошо известно, что он возник конечно намного раньше, и что это черкесский город. Но никакие черкесы там не упоминались вообще! Т.е., Российские власти просто отрицали, что черкесы жили в этом районе. Требование черкесских организаций состоит в том, что нужно не только признать геноцид, но нужно еще и найти похоронить людей, останки которых там находятся, и которые стали жертвами массовых выселений, голода, эпидемий и убийств. Могилы которых разбросаны по всему черноморскому побережью, в том числе в районе Сочи, в районе Олимпиады. Если мы посмотрим на предыдущую Олимпиаду в Ванкувере, которая тоже была на земле геноцида - индейцы были истреблены и погибли в результате эпидемий в период английской и французской экспансии. Тем не менее, вся символика Олимпиады была потсроена вокруг коренного населения. И никто не отрицает, что оно там жило, и никто не отрицает, что с индейцами произошла страшная трагедия.

Собственно говоря, я не понимаю, почему вообще официальные лица в РФ все еще спорят о том, был ли геноцид черкесов?! Потому что Парламент Кабардино-Балкарии в 1992 году принял резолюцию признания геноцида черкесского народа. Т.е. это официальный документ от Кабардино-Балкарского парламента. По идее, вопрос вообще должен быть закрыт. Те кто отрицает геноцид, должны обращаться в первую очередь к официальным властям Субъекта Федерации.
Может ли признание геноцида черкесов стать «диверсией под устойчивость российской власти на Кавказе? Это вопрос, который меня самого занимает, потому что нет большей диверсии под присутствие России на Кавказе, чем действия Федерального центра. Такое впечатление, что Российские чиновники, которые в Москве отвечают за этот регион, не просто не компетентны, они ничего не знают и ничего не хотят знать о том регионе, которым они управляют. Они совершают массу алогичных действий. Не признание черкесского геноцида является одним из них. 
Например, на территории так называемого Лазаревского района, где живут недобитые и не выселенные шапсуги (один из черкесских субэтносов), был открыт памятник адмиралу Лазареву. Адмирал Лазарев известен любому российскому школьнику как первооткрыватель Антарктиды. Но мало кто знает, что потом, в 30-е годы он был командующим Черноморским флотом. Этот флот был занят блокадой черкесского побережья, и пушки Лазарева разносили просто в щепки эти самые черкесские, шапсугские аулы. Для черкесов, которые там живут, которые имеют историческую память, генерал Лазарев является символом этого массового уничтожения».

Ольга Мальбахова - Для справки. Политическая элита России замалчивала те обращения, которые направлялись в центр черкесскими общественными организациями. Впервые такие обращения направлялись в Госдуму РФ в 90-е годы. Вторая волна пришлась на 2005 год, когда тема геноцида актуализировалась в связи с риском потери Республикой Адыгеи своего статуса через слияние с Краснодарским краем. Все обращения общественных организаций, которые направлялись на верх, оставались без ответа. В западных странах такого рода проблемы публично обсуждаются. Они открыто обсуждаются в прессе, на телевидении. Люди, которые отстаивают протестные позиции, приглашаются на открытые дебаты, круглые столы. К сожалению, в России этого не произошло. Дискуссии были, но приглашались люди, которые не были настроены на дискуссию и поэтому диалог с ними ничего не решал. Это была лишь имитация деятельности. К чему может привести тактика умолчания?

Вот мнение Авраама Шмулевича: 
- К чему она может привести? Возьмите железную кастрюлю, наполните ее до краев водой, закройте ее крышкой и заварите эту крышку. Заварите все малейшие отверстия, через которые может выйти пар. Потом поставьте эту кастрюлю на плиту и включите огонь. Тоже самое будет с черкесским вопросом, если его продолжать замалчивать.

А вот что считает Председатель Сетевой организации российских черкесов "Черкесский Союз" Руслан Кеш: 
- «Мы просим у международного сообщества признать геноцид. Требования мы выдвигаем государству, которое является правопреемником и правопродолжателем Российской Империи, которая и совершила геноцид черкесского народа в 19-м веке - к современной Российской Федерации. Документальная база геноцида широко известна. В результате этого геноцида наш народ потерял свою Родину, и живым свидетельством геноцида является наша черкесская диаспора, которая в девять раз превышает черкесское население Кавказа. Мы рассчитываем на то, что если где-то нас отказываются слушать, то нас услышат в демократических государствах. Этот вопрос объективен, этот вопрос стоит, и этот вопрос будет нами подниматься везде».

Ольга Мальбахова - Активность обсуждения черкесского вопроса переходит теперь в черкесские диаспоры. А черкесы - 7 миллионов человек - проживают в 50 странах мира. Самые влиятельные диаспоры в Турции, Израиле, Иордании. В Турции и Иордании черкесы вообще являются частью политической элиты военного класса. Кроме того, Турецкая и Иорданская черкесские элиты - это консолидированные и богатые люди.

Репатриация в историческую Черкесию, т.е. на Западный Кавказ является сегодня стержневой идеей черкесского национального движения. Так как революционные изменения этнической карты Север-Западного Кавказа, а именно уничтожение Черкесии, были целью и смыслом финала Русско-Черкесской войны, то нам по всей видимости стоит полностью отдавать себе отчет в том, что в случае массовой репатриации, речь идет ни много-не мало как о мирном пересмотре ее итогов. Т.е. о снятии поражения в правах изгнанных с Родины коренного населения исторической Черкесии. Так же очевидно, что лишь незначительная часть черкесов, во всяком случае по прогнозам, решит встать на эту дорогу, даже при создания комфортных условий. Но в любом случае, все черкесы должны иметь такое право! 
В России уже есть серьезные но пока не достаточные подвижки в законодательстве облегчающие решение этого вопроса. Но и это уже позволяет с оптимизмом оценивать перспективы стратегически важного процесса, последние годы вновь ставшего набирать силу.



Грузинская политика на Кавказе, Черкесы История, Геноцид, Сочи, Кавказская война, Казаки, Геноцид Признание, Грузия-Кавказ, Мои тексты, Черкесы, Олимпиада, Мои интервью

Previous post Next post
Up