2013-02-05
Авраам Шмулевич (Израиль)
Черкесы и ПутинНе надо иллюзий
Позиции властей РФ в вопросе черкесской репатриации была высказана уже несколько раз, на самом высоком уровне, лично Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Не понять ее могут только те, кто не хочет понимать, и сам готов успокаивать себя, не замечая реальности.
Если высказать эту позицию четким языком, не прибегая к дипломатическим эвфемизмам, то она такова: Российская власть никогда не допустит массового возвращения на Кавказ потомков северо-кавказцев, в первую очередь черкесов, изгнанных во времена Российской Империи. Возможно лишь возвращение очень ограниченного числа, причем им никогда не будет представлен статус репатриантов. Речь может идти лишь об иммиграции на общих основаниях, в крайнем случае, в рамках некоторых послаблений из общих правил, но никак не о признании черкесов особым случаем, выходящим за эти рамки.
На протяжении последнего года черкесские организации России и всего мира неоднократно писали обращения к властям РФ. В августе 2012 основные официально признанные российские черкесские общественные организации обратились с письмом к президенту Путину с просьбой о «содействии добровольному переселению и гуманитарной эвакуации сирийских черкесов в Российскую Федерацию».
17 октября 2012 было
опубликовано «Открытое письмо репатриантов из Сирии президенту Российской Федерации и главам республик Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Республики Адыгея».
В нем перечислены основные проблемы, стоящие перед сирийскими черкесами:
«В течение XX в. сирийские черкесы неоднократно обращались к СССР и РФ
по данному вопросу.
Мы хорошо знаем и на практике прошли через все процедуры возвращения на родину.
Вот лишь некоторые, с которыми сталкиваются сейчас наши соотечественники
в Сирии:
- отсутствие льгот и упрощенных схем получения российской въездной
визы, а также разрешения на временное проживание и вида на жительство;
- дороговизна сборов при оформлении и легализации документов в
российских консульских отделах, что особенно сильно сказывается при
переезде семей;
- затянутость оформления документов, необходимых для въезда на
территорию Российской федерации и получения разрешения на временное
проживание;
- опасность для жизни требования лично явиться в российские
консульские отделы в городах Дамаск и Алеппо из-за ведущихся по всей
стране интенсивных боевых действий;
- невозможность, в значительном числе случаев, корректно оформить требуемый
российской стороной пакет документов, поскольку многие государственные
учреждения в Сирии полностью парализованы;
- ограничения при оформлении разрешений на временное проживание,
связанные с действующими квотами на мигрантов на территории трех
российских западнокавказских республик с <<титульным>> черкесским
населением;
- усложнение оформления документов из-за разницы в возрасте среди
репатриантов, состояния здоровья и наличия языкового барьера.
Все вышеуказанное сделало массовый исход черкесов из Сирии на
историческую родину практически невозможным, несмотря на то, что
катастрофическое ухудшение ситуации в Сирии уже поставило местную
черкесскую общину на грань уничтожения.
Уважаемые господа! Мы, граждане Сирийской Арабской Республики,
вернувшиеся на свою историческую родину, как никто другой осознаем всю
тяжесть текущей ситуации в Сирии. В частности - смертельно опасное
положение черкесской и русской общин в этой стране.
Мы убедительно просим вас оперативно организовать массовую эвакуацию
черкесов и русских из Сирии на историческую родину в России.
Дальнейшее промедление может привести к крупномасштабной гуманитарной
катастрофе, которая уже разворачивается на наших глазах».
Ответа от Президента на все эти обращения так и не последовало.
Однако 12 декабря 2012, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, Владимир Путин
поручил правительству разработать «ускоренный порядок предоставления российского гражданства соотечественникам, живущим за рубежом». Однако определенные президентом России параметры соотечественников исключают из них черкесов. Путин
поручил «разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе». Таким образом, черкесы Сирии, как и прочих стран, исключаются из круга российских соотечественников - они никак не являются носителями русской культуры, они носители черкесской культуры. Ни они, ни их предки русского языка не знали, это для них чуждый иностранный язык, и в Российской империи их предки не родились.
Впрочем, если на черкесов и будет распространена общероссийская программа по «переселению соотечественников», пользы им от этого будет мало. Ситуацию в этом вопросе точно
описывает черкесский общественный деятель из Краснодара Аскер Сохт: «В России действует гос. программа переселения соотечественников. Она реализуется в порядка 50 субъектов. Черкесы и ранее могли быть участниками этой программы но желания возвращаться на историческую родину через Сибирь или Колыму по известным причинам не хотели. Не хотят этого, кстати, и русские. Метаморфозы российского законодательства состоит в том, что если ты мигрант- гастарбайтер, то просим в Москву или Питер, или вообще куда пожелаешь. Но если ты соотечественник, как правило это русские, то в Сибирь. Правительство РФ исходит из того, что если предоставить упрощенную процедуру приобретения гражданства РФ на всей его территории кто же поедет в Сибирь»?
9. 01.13 в ответ на «Обращение об оказании содействия сирийским черкесам в возвращении Российскую Федерацию» было получено
совместное письмо Государственной Думы (в лице Комитета Государственной Думы по делам национальностей) и Правительства (в лице Министерства регионального развития Российской Федерации), которое, фактически, ставит крест на репатриации черкесов Сирии.
Согласно их решению: "Понятие «соотечественники за рубежом», установленного Федеральным законом, к сирийским черкесам неприменимо". Поскольку те "сделали добровольный выбор покинуть регион после завершения военных действий в ходе Кавказской войны (1817 - 1864 гг.)".
19 декабря 2012
было объявлено, что МЧС, МИД России и Минобороны подготовили план операции по эвакуации российских граждан из Сирии. В соответствии с планом, российская сторона готова вывезти самолётами, в случае резкого обострения ситуации около 30 тысяч россиян. В сообщении четко определены те, кто подлежит эвакуации. Сирийские черкесы, абахазы и т.д. под этот план не подпадают.
15 декабря 2012 г., в столице Республики Адыгея Майкопе состоялось экстренное собрание координационного совета черкесских общественных организаций, посвященное бедственному положению наших соотечественников, находящихся в охваченной войной Сирии. На собрании было принято
Обращение к Президенту Российской Федерации Путину В.В., которое было отправлено на сайт Администрации Президента 16 декабря 2012 г.
«Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы крайне обеспокоены обострением внутрисирийского конфликта, который достиг фазы полномасштабной гражданской войны, в которой катастрофически растет число жертв, в том числе и среди наших соотечественников.
Ранее черкесские организации многократно публично выражали свою обеспокоенность этой проблемой и обращались к Вам лично с просьбой о принятии неотложных мер Российским государством по экстренной эвакуации черкесов , российских соотечественников, на историческую Родину - в Российскую Федерацию».
Авторы обращения сознательно лукавят. Как было сказано выше, согласно определению, публично озвученному Президентом РФ, сирийские черкесы никак не подпадают под понятие «российские соотечественники». Это наивное лукавство с благой целью, как и следовало ожидать, не помогло.
01 февраля 2013 г, был получен
ответ из МИД РФ: «Черкесы в Сирии не подвергаются целенаправленным гонениям либо репрессиям ни со стороны Правительства САР, ни со стороны вооруженной оппозиции», и никакой необходимости в их эвакуации нет.
Примеры можно было бы продолжить. Хотя, думаю, никакой необходимости в этом нет.