Покушение на Евкурова - прелюдия к антиконституционному перевороту в России?
В последние недели в Ингушетии, Чечне и Дагестане прошла серия громких политических убийств, все или почти все они выглядят как тщательно и профессионально спланированные и организованные: 5 июня снайпер застрелил главу МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова, 6 июня в чеченском городе Аргун убит помощник первого заместителя председателя правительства республики, курировавшего силовиков, Мусост Хутиев, 10 июня убита заместитель председателя Верховного суда Ингушетии Аза Газгиреева, наконец, 22 июня взорван президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
Эти события не могут не вызвать вопросы, и вопросы неприятные.
Например, согласно выстроенной ещё при президенте Путине Вертикали за происходящее в Южном Федеральном округе отвечает Полпред, он является верховной властью.
Очень странно: почему в связи с этой волной терактов не то, что никак не наказан - никак не показан - полпред в ЮФО Владимир Устинов? После последней серии громких убийств, после вообще беспрецедентного усиления террористической активности в вверенном ему округе, Полпред обязан был как-то прореагировать - логичнее всего написать заявление об отставке. Тем более, что Евкурова взорвали сразу после проведения Дмитрием Медведевым в Махачкале расширенного совещания Совбеза "О мерах по устранению угроз национальной безопасности на территории Южного федерального округа". Но ни отставки, ни объяснений, почему отставки нет, вообще не единого публичного слова от полпреда ЮФО Владимира Устинова не последовало. Ни единого заявления, ни одного публичного выступления!
На Дальнем Востоке полпреда Олега Сафонова, уволили за серию демонстраций протеста, где не было ни одного убитого и раненого. А на Кавказе - тишина.
Идут теракты за терактами, ситуация накаляется, казалось бы, уже подошла к критической точке. И что? Полпреда никто никуда не переводит и не снимает. Может быть, ждут, пока будет пройдена некая критическая точка? Вопрос.
Можно задать и другие вопросы, вспомнить и другие события.
При полпреде Владимире Яковлеве 1-3 сентября 2004 г. - страшный теракт в Беслане. А через десять дней после теракта, 13 сентября 2004 г., президент России Владимир Путин на расширенном совещании со всеми главами субъектов Федерации вводит волевым образом новую "вертикаль власти" - набор мер, "направленных на реформирование государственной власти в стране": отмена выборности губернаторов, отмена выборов в Госдуму по мажоритарным округам. По сути это был госпереворот - отмена конституционных выборов глав субъектов.
И что? После того страшного теракта никто из чиновников опять же не пострадал. Более того, все руководители, которые по должности обязаны были предотвратить теракт, заметно продвинулись по служебной лестнице.
Полпред Владимир Анатольевич Яковлев пошел на повышение в Москву. Уже 14 сентября, через 11 дней после теракта, и на следующий день после объявления "реформы Путина по укреплению вертикали власти", он стал министром регионального развития Российской Федерации.
Начальник ФСБ по республике Северная Осетия-Алания генерал-майор Валерий Александрович Андреев. Во время теракта в Беслане он возглавлял "оперативный штаб по освобождению заложников". Именно он отдал приказ о "проведении боевой операции по освобождению заложников", т.е. послал военных и спецподразделения на штурм школы с детьми.
В ноябре 2004 года Андреев был переведен с повышением в Москву на должность заместителя начальника Академии ФСБ и получил звание генерал-лейтенанта.
Заместитель Генерального прокурора РФ по Южному федеральному округу, т.е. начальник прокуратуры по ЮФО, Сергей Николаевич Фридинский был также по итогам теракта переведен в Москву, затем, через некоторое время, был назначен на должность зам. генерального прокурора, а затем стал главным военным прокурором. Стоит отметить, что летом 2004 года, незадолго до бесланского теракта, именно Фридинский осуществлял надзор за расследованием другого страшного теракта - взрыва 9 мая 2004 г. в Грозном на стадионе "Динамо", в результате которого погиб президент Чечни Ахмад Кадыров.
Президент Северной Осетии-Алания Александр Сергеевич Дзасохов еще долго после Беслана был Президентом республики, пока не отказался подписать в апреле 2005 подготовленный под руководством Дмитрия Козака "план первоочередных действий по урегулированию осетино-ингушского конфликта", по сути, мирный договор между осетинами и ингушами, предусматривавший возвращение ингушских беженцев. Несмотря на такое явное неповиновение, он также был переведен в Москву, стал сенатором, с 22 июня 2005 года Дзасохов - член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Северная Осетия - Алания. (Срок окончания полномочий: июнь 2010), ныне он Председатель Комиссии Совета Федерации по культуре.
В чем причина столь феноменального карьерного счастья целой группы ответственных товарищей, которые по всем законам бюрократических игр должны были тихо сойти с дистанции? Вопрос.
Буквально через несколько часов после покушения на Евкурова по всем каналам первой новостью - Рамзан Кадыров в Кремле на приеме у президента Дмитрия Медведева. Кадыров в костюме и в галстуке, разговор на телекамеры явно согласован заранее. Медведев поручает почему-то именно Кадырову заняться зачисткой "террористов" в соседней республике. Без суда и следствия юрист Медведев передает Кадырову непонятно как (а точнее - никак) юридически обоснованные чрезвычайные полномочия на кавказском поле, явно лежащие вне рамок Конституции. Причем полномочия эти вручаются даже не полпреду Устинову, а именно Рамзану. Почему? Вопрос.
Ответы на эти вопросы могут быть разными.
Например такой: В последнее время в Кремле говорят о необходимости "укрупнения регионов", о том, чтобы изъять у субъектов Федерации "излишний суверенитет", который они нахватали при Ельцине. В первую очередь это касается именно национальных республик.
Однако осуществить всё это в рамках действующей Конституции попросту невозможно. Для объединения двух субъектов Федерации необходимо в каждом из них провести референдум. Для серьезного изменения характера действующей в субъекте власти - тоже. Получить же нужные Центру результаты при явном противодействии населения и открытом или даже скрытом противодействии местных элит, в большинстве случаев не представляется реальным. Те же ингуши сегодня не захотят объединяться с Чечней. Это за партию "Единая Россия" они могут проголосовать, да и то до поры до времени. А на референдуме по объединению с Чечней - никогда, хоть приставь к каждому избирателю по автоматчику - и никакой административный ресурс тут не поможет, фальсификации не пройдут, поднимется вся республика, проблемы почище Киева и Тегерана гарантированы. И так почти во всех субъектах, намеченных на укрепление и "приведение местного суверенитета к федеральному знаменателю".
В свое время Путин изобрёл неконституционные полпредства. Но, похоже, эта структура уже выполнила ту роль, для которой предназначалась. Не настало ли время иных неконституционных нововведений, предназначенных для строительства следующих этажей Вертикали Власти? И для пробного запуска этого нового механизма политстроительства не надо быть полномочным представителем президента, быть в официальном статусе. Лучше даже такого статуса не иметь вообще - а публично получить неофициальные чрезвычайные полномочия из рук и уст Президента России. Есть юридический полпред и ладно. Давайте создадим еще и альтернативный центр власти в лице героя-победителя на Северном Кавказе.
Ингушетия, с одной стороны, самый первый кандидат на укрупнение. А с другой - ингуши, как кажется сейчас, пойдут на всё - лишь бы не допустить объединения с "братской" республикой.
И хотя об этом объединении формально не было сказано ни президентом РФ, ни президентом ЧР - но все поняли, к чему может пойти дело. Все известно, что у Кадырова-младшего есть давние планы по воссоединению Чечни и Ингушетии, которые, однако, наталкиваются на резкое неприятие в подлежащей объединению республике. У него же есть реальные вооруженные силы и опыт по построению своей собственной вертикали. Евкуров был таким же противником планов Кадырова, как и большинство ингушей - и при нем даже говорить о такой перспективе было бессмысленно. Но сейчас препятствие убрано, Евкурова, можно сказать, нет, как нет и сильной президентской власти в Магасе. Может быть, сейчас как раз и настало время провести "пробные испытания"? Запустить некий новый, лежащий вне рамок Конституции, механизм власти? Основанный именно на силовом блоке? Ведь Президент Ингушетии был взорван так кстати для продвижения данного плана. А не справится молодой да резвый лидер - невелика беда. Центр всегда может "отыграть назад". Надо будет убрать на шахматном поле слишком уж вырвавшуюся вперед фигуру - какая-нибудь пешка по диагонали всегда сможет это сделать.
Кстати, стоит еще раз вспомнить, что при полпреде Владимире Яковлеве 9 мая 2004 г. был взорван Президент Чеченской республики Ахмад-Хаджи Кадыров (снова, как при взрыве Евкурова - годовщина Великой Отечественной войны). Он пошел на сотрудничество с Кремлем, но пошел не просто так, в частности, взамен было обещано, что вся добываемая нефть в Чечне будет контролироваться руководством республики.
Сейчас, да и тогда, она полностью контролируется Роснефтью. Часть денег от продажи чеченской нефти оседает в офшорах, часть - поступает в госказну РФ, на спецсчет Министерства энергетики. Какая в сметах Минэнерго прописывается цена за проданную нефть и сколько в результате составляет достающаяся от Роснефти государству эта часть - государственная тайна.
Передать контроль над чеченскими недрами новому главе Республики никто не торопился. Но Кадыров-старрший добивался выполнения договоренностей.
За неделю до гибели он сообщил своему окружению, что намеревается серьезно поговорить о чеченской нефти с Президентом, собирался лично поднять тот вопрос на намеченной на май встрече с Путиным …
Покойный Ахмад-Хаджи Кадыров был грамотным, умным и хитрым муфтием, имел хорошее исламское образование, был опытным политиком, кроме того - наследственным шейхом суфийского ордена Кадырийя. Рамзан в силу понятных причин - его становление пришлось на период смуты - не мог и близко получить такого же образования и опыта, как его отец. Хотя и при нём правительство и парламент Чечни вновь и вновь выступают с требованиями, чтобы доходы от экспорта чеченской нефти в полном объеме оставались в республике - "любимец Кремля" до сих пор так и не получил права рулить нефтегазовым сектором.
Вообще, возможны и иные варианты, кроме "укрупнения" - ведь проблем у Центра так много, а конституционные рамки так тесны…
И если в ближайшие недели Президент или Премьер-министр соберёт совещание и объявит о каких-либо новых антиконституционных мерах, "для укрепления вертикали власти и объединения и консолидации сил" - то, возможно, на поставленные в статье вопросы будет получен ответ...
Авраам Шмулевич, Президент Института Восточного партнёрства.