Статья на Назлобу

Feb 01, 2007 12:17


Вы список этносов прочли до половины?

И, наконец, и народ по имени хуй.

Дискуссии о русском национализме, о том "кого считать русским, кого - нерусским" захлестнули в последнее время Рунет, "Живой журнал", аналитические сайты и печатные издания.

Дискуссии - вещь хорошая. Как минимум они повышают тонус у спорящих. Но какой-то реальный толк, реальное понимание проблем от них могут быть лишь когда они основываются на твердом фундаменте знания. И никакой простмодернизм этого простого правила отменить не может. Такое мое мнение.

С фактами то у спорящих как раз не очень-то хорошо. Этнографию и даже историю русского и прочих "народов Российской Федерации" русская интеллигентная публика не знает напрочь. Опять же это мое мнение, которое я составил за годы наблюдения над данной группой.

Кто не верит - может проверить…

Не многие знают, что к последней переписи населения Российской Федерации был выпущен

АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ЭТНИЧЕСКИХ НАИМЕНОВАНИЙ
(Утвержден Постановлением Госкомстата России от 02.09.2002 г. № 171)

Этот "список национальностей РФ" составлен Институтом Этнологии РАН РФ к переписи, как пособие для переписчиков. Список включает все этнонимы проживающих на территории России народностей (то есть то, как переписываемый субъект может ответить на вопрос о своей национальности). В список включены все проживающие на территории Российской Федерации народы и народности во всем их разнообразии, том числе - и все субэтносы и самоназвания русских, а также народов, связанных с русскими узами этнического родства, которые приняли участие в формировании русского современной нации.

То есть, если кто претендует на квалифицированное участие в разговоре на тему "кого считать русским", то ему обязательно нужно знать кто такие, например:

якутяне
ленские старожилы
русско-устьинцы
марковцы
каменьщики
махмеги
махмеговцы
пашенные
пермяки
йыхбы
полуверцы
понтиос
жаппас

капучины
походчане
пэ-бай
пян хасова
людики
ливвики
сурайя
суссе кум
сэрвы
фараоны
лаппи

и народ по имени хуй

Дадим некоторые подсказки

Начнем с собственно русских (то есть, с некоторых субэтносов и самоназваний русского народа):

Затундренные крестьяне - это русские сибирские старожилы, частично воспринявшие язык и обычаи долган, живут на Таймыре (сейчас - Таймырская АО в составе Красноярского края).
Долганы, в свою очередь - это эвенки, воспринявшие якутский язык.
А эвенки - это народ тунгусской группы (чтобы было понятнее, о ком речь - к тунгусам относятся, в числе прочего, и маньчжуры).

Якутяне - это жители ямщицких селений по реке Лена (русские, смешавшиеся с якутами)
Они же ленские старожилы из списка. А еще зовутся "ленские ямщики" (в списке нет).

Все они принадлежат к так называемым "русским старожилам" - потомкам первых русских поселенцев в Сибири, проникших туда в XVI-XVIII вв. через город Мангазею и далее через русские торговые города-форпросты в Сибири.

Они частично смешались с туземцами, восприняли от местного населения способы охоты и рыболовства, собаководство и оленеводство, а также некоторые виды одежды, но сохранили национальное самосознание, язык и свой оригинальный фольклор.

Русско-устьинцы - жители села Русское Устье на Индигирке - древнейшая группа русского народа в Сибири. Предполагают, что их предки приплыли в устье Индигирки при Иване Грозном или в самом начале XVII века.

Марковцы - это староверы, жители с. Марковка в устье Анадыря (на Чукотке).

Каменьщики - это отнюдь не масоны, а алтайские староверы. Ещё их называют "поляки". Это староверы, которые бежали на Алтай от царских властей, в XVII-XVIII-XIX веках. В середине XIX века правительство Российской империи предоставило им статус инородцев. То есть, они обязаны были платить в установленном количестве ясак, а во внутренние дела их власти не вмешивались. Контактов с госстуруктурами у них не было практически до Софьи Власьевны (Советской Власти), да и потом тоже не ахти как.

Тех, кто интересуется русской этнографией могу для дальнейшего пополнения знаний отослать к очень неплохой сводке по этнонимам русских: Озерова Г.Н., Петрова Т.М. О картографировании групп русского народа на начало ХХ века // журнал "Советская этнография". - 1979. - № 4. Это разработка к этнографическому атласу. В сети ее, правда, нет, тот, кто выложит - несомненно, окажет добрую услугу русскому национализму.

Перейдем к некоторым не совсем русским и нерусским этнонимам.

Полуверцы - так называют народ сету скобари. В свою очередь, скобари - это Псковско-Печорский русский субэтнос. Сету - одна из реликтовых финских народностей. Официально православные, но сохранили и язычество (поэтому скобари их так зовут).
Живут в Печорском районе Псковской области (чуть более 500 человек) и в Эстонии (чуть менее 10 тыс.). Число постоянно снижается, так как их дети и внуки относят себя кто к русским, кто - к эстонцам. Говорят на диалекте, близком южно-эстонскому.
По одной из версий, сету - это эстонцы, бежавшие из Ливонии во времена насаждения католичества. В России они приняли православие, не отказавшись и от некоторых языческих традиций. Поклоняются как Иисусу Христу, так и языческому богу Пеко. Согласно другому мнению - очень древнее племя, которое на Западе слилось с другими племенами и образовало эстонский этнос, а в России - сохранилось в чистом виде. Согласно третьей версии, сету, это - эстонцы, которые обособились, живя на отшибе среди псковских мхов и озер, где они смешались с древним финно-угорским племенем, ныне исчезнувшим - водью.
В списке представлены, кроме полуверцев, еще сету и эстонцы-сету. Впрочем, некоторые исследователи считают сету все же субэтносом русского народа.

Людики и ливвики - это разные группы карел.

Карелы-людики, - это карелы юго-восточные (Олонецкий перешеек, Прионежье).

Ливвики - это юго-западные карелы (Приладожье).

И те, и другие говорят на своих диалектах карельского.

Жаппас - разновидность казахов. Один из родов, входящий в Младший Жуз.

Капучины - это одно из наименований бежтинцев - народа цезской группы, проживающего в Западном Дагестане. Собственно, так их называли в арабской ранне-средневековой литературе. Очень интересно, что именно этот этноним используется даже сейчас как самоназвание. Видимо, этноним вернулся бумерангом через арабскую литературу, мусульманскую книжность.

Имеется в списке и различные арабы, причем в большом разнообразии.

Например, Арабы среднеазиатские.

Их можно назвать одним из коренных народов Узбекистана. На территории независимого Бухарского Эмирата со времен арабского завоевания сохранилось несколько кочевых племен арабов-бедуинов. Говорили они на особом диалекте арабского. За годы Советской власти большая их часть была ассимилирована узбеками. К началу семидесятых годов ХХ века, по официальным данным их было около двух тысяч. Арабский помнили в основном старики.

Кроме этих "коренных" арабов в списке НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ЭТНИЧЕСКИХ НАИМЕНОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ имеются:

просто арабы,
арабы ОАЭ,
араби,
аравийцы,
палестинцы (с родным языком арабским),
саудовцы,
марокканцы,
суданцы,
алжирцы,
бахрейнцы,
мавританцы,
мавры,
сирийцы,
египтяне,
йеменцы,
иорданцы,
тунисцы,
ливийцы,
ливанцы,
катарцы,
иракцы.

Можно только порадоваться тому, что многолетняя любовь Советского Союза, унаследованная теперь Российской Федерацией к "борющемуся братскому арабскому народу" принесла богатые плоды. Таким образом, старая идея гиперсионизма о переселении всех арабов с Ближнего Востока в Биробиджан обретает плоть и кровь…

И, наконец, и народ по имени хуй.

Это китайские мусульмане.

Хуйцзу и лао хуйхуй из списка - тоже варианты наименования народа хуй.

Представителей этого народа, переселившихся в XIX веке в Среднюю Азию и Казахстан, называют дунгане. Говорят они на диалектах китайского языка и пишут китайскими иероглифами.

С этим народом, точнее с его названием, в российской этнографии имеются понятные проблемы. сейчас слог "hui", в силу неблагозвучности, принято в русской транскрипции записывать как "хуэй".

Владимир Афанасьевич Обручев (вдающийся геолог и писатель, автор книг "Земля Санникова" и "Плутония") в своих "Золотоискателях в пустыне" транскрибировал этот этноним как "хой-хой".

Между тем слог "hui" звучит скорее как "хуи?" (с ударением на последнюю гласную и вопросительной интонацией). При этом, "И" здесь настолько короткое, что больше напоминает "Й".

С интонациями в китайском языке, впрочем, сложно. Этот слог может быть произнесен с четырьмя разными интонациями, и в каждой - разное значение (например, фраза "хуй хуй хуй", при должном интонировании, переводится с китайского как "мусульманин возвращается на собрание").


Мои тексты, Этнография

Previous post Next post
Up