Крым, включая почти все черноморское побережье - безводная пустыня. Свидетельство Эдмунда Спенсера.

Aug 17, 2016 18:26

Крым, включая почти все черноморское побережье - безводная пустыня. Свидетельство Эдмунда Спенсера. 1836 г.

Крым, включая почти все  черноморское побережье - безводная пустыня. Там бесплодные солончаковые почвы и горы. Почв, пригодных для земледелия - мало. Нет рек, мало дождей. Именно таким Крым был до строительства водовода из Украины в 50-х годах. Вот как выглядела Евпатория.
Эдмунд Спенсер. Путешествие в Черкесию, Крым, Татарию…в 1836 году

Лондон, 1838, т. 2, C. 156-164

По прибытию в Евпаторию (или Козлов), мулла первым делом воздал благодарение небесам за то, что хранили его в длинной и рискованной поездке. Я не могу понять, почему русские назвали этот город Евпатория: конечно, они, должны были знать, что древний Eupatorium находился вблизи от небольшого полуострова, где расположен Херсонес, что точно описано Страбоном, и где ещё находятся руины этого знаменитого города.

За исключением Бахчисарая, Евпатория - самый типичный татарский город в Крыму, и, перед российским завоеванием, был одним из самых важных, насчитывая двадцать тысяч жителей; в настоящее время население уменьшилось до приблизительно семи тысяч: оно, за исключением российских властей, и нескольких караимских евреев является татарским.



Здесь есть больница (lazaretto), таможня, несколько прекрасных мечетей и татарский университет. Залив обширен, с достаточной глубиной и хорошей якорной стоянкой; но, подвергается действию всех ветров, кроме северного и северо-восточного, что делает гавань небезопасной для судов; следовательно, его торговля очень незначительна. Мечеть по имени Джума Джами (Djoumai Djamai), построена ханом Девлет Гиреем в 1552 году и является самым благородным зданием в Крыму, ей справедливо восхищаются за красоту архитектуры, элегантность фасада, необъятность и основательность купола. Несколько лет назад сильный ураган разрушил её изящные минареты; и неспособность татар по бедности их восстановить, делает здание несколько неуклюжим.

Евпатория, с её узкими улицами, здания, расположенные в пределах высоких стен, и строй ветряных мельниц, простирающихся по побережью подобно полку солдат, является одним из наиболее грустных городов, которые когда-либо внушали путешественнику скуку. В блуждании через его пустынные улицы наблюдаешь, что единственными признаками деятельности является прибытие время от времени каравана, запряженного верблюдами или быками, и несколькими мужчинами и женщинами в изодранных одеждах, прогуливающихся и поедающих арбузы - кстати, лучших, которые я когда-либо ел.

Мои развлечения, как Вы можете предположить, не были разнообразными: жара была чрезмерна, да и бесплодная степь, которая окружает город, без дерева или куста, не предполагала малейшего искушения для прогулки; здесь я был должен оставаться несколько дней, ожидая корабля в Одессу. Я остановился на татарском постоялом дворе, в комнате был диван, который ночью служил мне кроватью и коротал время, разглядывая вид города, наблюдая отъезд и прибытие постояльцев и гостей; занятие, которое не убыстряет хода времени…..

Перед отъездом из Евпатории я посетил находящееся примерно в семнадцати верстах знаменитое соленое озеро с грязевыми ваннами, называющимися «Boues de Sak» (франц. Сакские грязи). Эти ванны пользуются очень высокой репутацией, привлекая многочисленных инвалидов из всех частей Российской империи, и последствия лечения, как они говорят, просто невероятны: но нет никаких других народов в Европе, которые так преувеличивают всё, связанное с их страной больше, чем русские, и я не хотел бы их рекомендовать, используя такое сомнительное свидетельство. Эффективны они могут быть в лечении ревматизма и кожных болезней, говорят, они лечат периодическую лихорадку, которая действительно имела место быть с одним из пациентов, которого я встретил здесь - немецкого офицера на российской службе, который прибыл сюда за несколько сотен верст: он вылечил, это верно, свои конечности, но лихорадка, возможно, прошла и сама собой.

Из всех разновидностей ванн, они, конечно, самые новые. Представьте себе застойное озеро, а большая часть его состоит из грязи, в которой Вы видите множество голов (все, купальщики по подбородок в грязи) курящих, едящих, пьющих, смеющихся, поющих и стонущих; в целом более комическую сцену трудно себе вообразить…..

Татары, занятие которых преимущественно пастушество, являются чрезвычайно бедными в этой части степи Крыма; и, когда мы оцениваем их здания, невозможно не думать, что они изучали искусство архитектуры, глядя на барсуков и кроликов; подобно им, их жилье - нора в земле. В этом, однако, их необыкновенный инстинкт самосохранения, полученный, вероятно, от наблюдения и опыта; в то время как они редко или никогда не болеют периодическими лихорадками, колонисты, которые живут выше земли, в прекрасных зданиях, часто являются ее жертвами; возможно миазмы активно действуют выше от поверхности земли.

Та часть степи Крыма в окрестности Евпатории и грязевых ванн, является наиболее лишенной растительности местности, которую я до настоящего времени видел; поскольку ни капли дождя не упало с апреля, а теперь август, не было малейшего проявления зелени, alkaline salsola (лат. щелочные солянки) являются почти единственными растениеми, которые пережили длинную засуху.

Российское семейство, которое мы встретили здесь, и которое только что прибыло из Ак-Мечети, сообщило нам, что в поездке они наблюдали пожар в степи. Кажется, что это зло, которое может возникнуть и от искры трубки, является достаточным, чтобы воспламенить целую страну; а так как нет ни реки, ни канавы, ни гор, чтобы наблюдать распространение пламени, оно мчится по земле, пожирая траву с удивительной скоростью. Грустны и последствия, когда пожар достигает сельскохозяйственных полей, тогда труд целого года уничтожается за несколько часов…

Крымские татары, История, Евпатория, Крым

Previous post Next post
Up