На "Дугласе" в ночь с разведчиками

Jan 07, 2015 01:42



Продолжаю писать текст про Великую Отечественную, на основании личной встречи с ветераном-штурманом. Часть про училище уже вчерне написана.

Часть 2. Один из самых любопытных эпизодов боевой деятельности 16 авиационного разведполка (16 ОДРАП) 16 Воздушной армии, 1943-44 годы. Виктор Козлов - заместитель штурмана полка.

Полк состоял из трех эскадрилий, все занимались разведкой: дальние американские А-20 «Бостон», средние Пе-2 и ближние Як-9. Были По-2 для прямой связи со штабом фронта, куда мы передавали планшеты с расшифрованной фотосъемкой, и один С-47. На А-20 летали на высоте 9000 метров. Там ни зениток, ни истребителей уже нет, очень высоко. Мы в масках летали. Летали на фотосъемку, конечно днем.

…Я больше летал ночью. Сейчас расскажу. На С-47.

К нам вечером привозили группу людей, которые мы должны были забросить в тыл врага. В разные места. Привозил их начальник разведки фронта. И он рассказывал мне, штурману и летчику - где точка, где должны были выбрасывать и давал данные: во сколько вылет, проходной коридор через фронт и высоту пролета - потому что у немцев уже радары были. Точка выброски - это или опушка леса, или изгиб реки. Я маршрут разрабатывал, за это дело и отвечал. Летал я обычно помощником штурмана, то есть был штатный штурман в экипаже.

Иногда привозили по 15 человек, иногда по 5, иногда совсем мало, 2 или 3. Какое задание у них - ничего нам известно, конечно, не было.

В основном за границу уже бросали. Под Варшаву, потом еще дальше. Вообще интересно. Все боятся... Понимаете, бездна, ночь, не каждый может в бездну шагнуть. В самолете фал металлический, на нем крючки для крепления к парашютам. Когда подлетали к точке, мы все выходили в «салон», один летчик в кабине оставался. Тоже привязывались. Не каждый мог пойти и выброситься в черноту. Брали порой и силой выбрасывали. Мало таких было, но были.
Был один случай, при мне. Мы после прыжка парашюты затаскивали обратно в самолет (вытяжные парашюты, видимо - подскажите, если по парашютам кто понятнее сможет описать - Глеб). Но тут на одном парашюте обрезана фала и парашюта нет. Значит, этот человек разбился. Почему - не знаю. Враг какой-то попался наверно. Темно же всё в кабине. Может специально отрезал.

Разведчики были разного возраста, но молодые в основном. И поляки были, и немцы, но больше русских. Были женщины. Двух женщин мы под Варшавой выбросили. Зачем - неизвестно. Затем уже через год нам начальник разведки сказал, что одна шла убить варшавского …гауляйтера. А вторая должна была у него работать. Они знали немецкий язык. Вот так. Та, что укокошила немца - ей дали Героя Советского Союза. (Тут идет перекличка с убийством в Минске гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе в 1943 году, по ссылке есть даже бортовой С-47 и фамилии экипажа, но похоже это другой случай и другой полк - http://www.vrazvedka.com/smi/lota/lota_vozmezdie.html. Польский гауляйтер Франк остался жив и был повешен после приговора Нюрнбергского суда в 194 году)

Выбросов таких было много. Точно не помню сколько.

- Больше 10?
- Конечно, больше 10. В сводке полка написано про 36 человек, заброшенных в тыл врага для ведения диверсионной работы в 1943-м году и 295 человек в 1944-м.

- Из разведки кто-то контролировал эти вылеты на борту?
- Я старший на борту был. Мы же тоже все в разведке служили.

...День Победы полк встретил в Берлине. Но я в это время уже был в Ташкенте, преподавал навигацию в авиаучилище в Чирчике... (была рекомендация на Козлова в 3й бомбардировочный авиакорпус, куда его не взяли (мать - немка была), в итоге "переучивание на новую технику в Москве" в апреле 1945го, потом Ташкент...)

Виктор Козлов слева внизу. Рост 185 см.

Европа, авиаистория, С47/Ли-2, пассажиры, Узбекистан, Великая Отечественная, пилоты, полет

Previous post Next post
Up