Первый* Concorde в Союзе, СССР-1979

Sep 10, 2014 21:50



«Конкорды» бывали в нашей стране не один раз (но немного). Интересно, что одно из первых знакомств с европейским сверхзвуковым лайнером в СССР состоялось в аэропорту «Толмачево». В июне 1979 года в Токио проходила встреча первых лиц стран «большой семерки». Президент Франции Валери Жискар д’Эстен летел в Азию на «Конкорде» с транзитной посадкой в Новосибирске. 1,5 часа самолет находился на советской земле, пока шесть топливозаправщиков закачивали в него керосин.

Как рассказывает бывший командир Ту-104 Иван Рогов, в 1979 году работавший в те года в службе движения ТОАО, на обратном пути из Токио «Конкорд» «дошел» до Новосибирска за 3 часа 18 минут. Трасса пролегала на 1500 км севернее Хабаровска, после посадки в Сибири самолет снова севером уходил на Ленинград, к Северному морю и далее на юг, в Париж.

01. Толмачево, СССР



Есть текстовая запись первого визита 1979 года от очевидца. Из записей сотрудника "Сибирь Техник" Бориса Семенова:

​«Конкорд». Литерный рейс Париж-Токио. Президент Франции Валери Жискар д’Эстен. В 10-11 часов утра. Самолет был один. Летел с опущенным носом и бесшумно. Зарулил на 3-ю РД. В вокзале все окна черны от скопившихся зевак, много сотрудников, не хотели подпускать ближе, чем на 2 метра к окну. На стоянках Анов самолетов не было. Самолеты Ил-18 и Ту-104 были заставлены Ту-154. На балконе с кинокамерой стоял корреспондент и еще куча их на летном поле. Из самолета стали выходить генералы и министры. Фотокоры ослепили их своими вспышками. Все рейсы отменили. Взлетели только два Ту-154, которые неслышно завелись и взлетали в разные стороны, «видимо для красоты». «Погода была чудесная».

«Конкорд» стоял примерно 1,5 часа. Подошло шесть ТЗ «КрАЗов», причем у некоторых (двух) было по две цистерны. Из форточек кабины экипажа были выдвинуты два небольших французских флажка.

Самолет пошел на взлет через 4 РД. Звук двигателей напоминал Ту-104. На полосе он взревел и быстро двинулся вперед. «Грохот двигателей еще долго не смолкал в застывшем от напряжения небе»!

Через три дня он летел через Новосибирск снова. Это было утром. Заход на посадку по коробочке. Со стороны Оби. В порту на той же стоянке. Опять полтора часа. «Завыли турбины, стал опускаться нос...»

02. С выставки в Толмачево 2018 года.



Про Ту-154 надо бы уточнить у других очевидцев, хотя это уже сложно. В более поздней версии от других людей я слышал, что в разные стороны "для красоты" взлетали истребители.

Фото выше непонятно с какого года. Похоже на 1979-й, т.к. лето.

Восемь посадок "Конкордов" Air France в итоге (хотя в двух случаях из трех непосредственно я слышал только про посадку в одну сторону (в ту или иную, но одну), не задавался раньше этим вопросом специально).

По датам:

07.05.1986 - на пути из Токио в Париж остановку в Новосибирске сделали президент Франсуа Миттеран и премьер-министр Жак Ширак. 4-6 мая 1986 в Токио снова проходил саммит "большой семерки" (третий такой саммит в Токио был в 1993-м, как тогда добирались - не знаю).

24.02.1989 - похороны императора Японии Хирохито . На похороны летал президент Миттеран, тоже на Конкорде через Новосибирск.

03. Два в Токио, 1986. Каждый лидер на своем. Для безопасности.



ПС. Видео взлета и посадки Конкорда ВА - https://www.youtube.com/watch?time_continue=482&v=89jGBmlKTUM

* - пост 2014 года. На 2019-й я на 100% не могу сказать, что это первая посадка. Есть другие/другой претенденты. Детали пока сильно не копал.

Ту-154, air france, необычные споттинги, Япония, аэропорт, СССР, 1979, 1989, авиахобби, Токио, 1986, Новосибирск, авиакомпании, Франция, Толмачево, авиаистория, Европа, власти, Толмачево-истории, concorde, Толмачево-хаб, самолеты

Previous post Next post
Up