Первая часть блиц-интервью с командиром Новосибирского объединенного авиаотряда в 1977-85 годах Героем Соцтруда Игорем Вячеславовичем Цыбасовым появилась из собственных
и ваших вопросов после первой встречи с ним в июне. Предполагаются новые встречи, потому вопросы по-прежнему приветствуются. Фото из архива героя будут представлены позже, мы до них в этот раз не дошли.
Выше фото Ка-15 с интернета. Две таких машины базировались в Новосибирске в начале 1960-х.
- Как Вы попали в Новосибирск?
Я родился в Барнауле в 1936 году. В 1947м мы переехали в Новосибирск, в 1953м поступил и в 1955м я закончил Новосибирский аэроклуб.
- Каким был аэроклуб?
Штаб аэроклуба располагался в нынешнем здании на Крылова, 24. На втором этаже находился институт картографии и аэрофотосъемки (НИИГАиК). Во дворе клуба было много самолетов, как сейчас сказали бы - музейных - Як-1, Ла-5 и другие. Они были целые. Потом их все распилили. Летали мы на Як-18 на аэродроме в Мочище. Однажды на День воздушного флота 18 августа на праздник прилетел вертолет Ми-4 с аэропорта «Северный». КВС Шишкин был. Мне вертолет очень понравился [в Новосибирске первые Ми-4 появились в 1954 году - Глеб].
- Как Вы оказались на вертолетах?
Я поступил в военное летное училище в городе Пугачеве, это примерно между Куйбышевым (Самарой) и Саратовом. Здесь готовили вертолетчиков. У меня был второй выпуск этого училища. Учили на Ми-4.
После училища я попал на Тихоокеанский флот. Базировались в селе Петровка в 80 км от Владивостока. Там нас переучили на Ка-15. [С Вики: «Начиная с 1957 года Ка-15 начали поступать в строевые соединения ВМФ … Всего было построено 354 вертолета всех модификаций»]. Для этого к нам на Дальний Восток прилетал летчик-испытатель КБ Камова Ефремов. Ка-15 я впервые увидел в контейнерах, в которых они пришли на флот.
Ка-15 был как машина - длина чуть больше 6 метров, взлетный вес менее 1500 кг (для сравнения, у Ми-4 - 7400 кг). Пилот и один пассажир. За три секунды делал оборот на 360 градусов, то есть, очень пилотажный был. На этом вертолете мы отрабатывали посадки на военные корабли. Максимальная скорость хода на посадке - 22 узла, примерно 40 км/ч. Садились, в частности, на крейсера Тихоокеанского флота «Адмирал Ушаков» и «Петропавловск». Основное предназначение вертолета - борьба с подводными лодками. Был специальный бомбоприцел, были гидроакустические буи на борту и радиоаппаратура для приема сигналов. Были тренировки по сбросу бомб. Для этого катер тащил за собой так называемую «бурунку», а мы по ней кидали бомбы и делали фотосъемку сброса. Было в Петровке у нас 4 звена, по два вертолета в каждом.
Лопасти у Ка-15 были деревянные и съемные, для размещения в ангаре на кораблях. Установка лопастей в летное положение занимала 15 минут. Диаметр винта - 9,96 метра.
...Был у нас один дальний поход. (Добавлено: вот такой -
https://www.youtube.com/watch?v=cQV5o7nEsNM)
Общая история Ка-15
на флоте (кому интересно).
В 1960м году Хрущев выпустил приказ о сокращении Вооруженных сил на 1,2 млн человек. Я во время службы бывал дома в Новосибирске и меня уже звали летать в ГВФ. Так в итоге и получилось. Я уже был женат и у нас был ребенок.
- Чем встретил Новосибирск?
В сентябре 1960го я был принят на работу в 116й отряд Новосибирского аэропорта. Тогда у каждого летного отряда были свои кадры и своя бухгалтерия. Потом уже появился объединенный авиаотряд, куда вошли все подразделения, базирующиеся в аэропорту.
На этом фото Игорь Вячеславович уже в расцвете гражданской работы.
У меня был налет к этому времени около 400 часов. Чтобы стать командиром Ми-4, надо было налетать 1000 часов. В Новосибирске был один Ка-15, на котором к моему приезду никто не летал. Послали в Тюмень, где была крупная база Ка-15, где я получил гражданский допуск на этот вертолет. Потом мы в Барнауле забрали в Новосибирск еще один Ка-15. Я его перегнал.
Расход топлива был 1 литр в минуту. С допбаками можно было до 4 часов в воздухе находиться. Так мы летали на лесопатрулировании. Также возили почту, газеты «Правда» и «Известия», «кинобанки» с фильмами в районы области. Особенно был спрос на такие полеты в период распутицы.
Фото с Анета показывает размеры Ка-15.
Одновременно летал вторым пилотом на Ми-4. Бывало что в один день на обоих типах летал. Очень хотелось стать командиром Ми-4. Это был уровень гораздо выше, чем Ка-15.
В ноябре 1962 года на нашем Ка-15 возникла сильная тряска. Остановили полеты. Прилетели тюменцы, проверили машину. И в итоге перегнали вертолет в Тюмень, на чем эпоха Камовских машин в Новосибирске закончилась.
- Помните ли бортовые номера и окраску Ка-15?
Бортовые не помню. Окраска была одинаковой, что на военных машинах на Дальнем Востоке, что в Новосибирске - шаровый цвет, то есть серый [судя по одному фото, которое будет позже, на ТОФ окраска была темная, тут надо уточнять - Глеб].
- На чем летали дальше?
В Новосибирске в это время было несколько Ми-1. Еще в 1962 году в Кременчуге я на него переучиться. Этот вертолет мог брать до трех пассажиров. Причем, для перевозки третьего пассажира надо было вывешивать специальный груз на балке.
Ми-1 в Мочище,
2011 год . В прошлом году он поднимался в воздух.
Летом 1963го у нас была важная миссия на Ми-1, в которой пришлось участововать и мне. На Кузбассе проводились поиски полезных ископаемых. В Гурьевске (район Белово) базировались специально оборудованные Ан-2, которые проводили съемку. Искали всплески радиационного поля (стране был нужен уран). При наличии таких всплесков в указанные координаты вылетали мы на Ми-1 с наземной группой, которая проводила более точную разведку местности. Были у них такие штуки вроде миноискателя. Проверяли и наши вертолеты. Кабина фонила, это факт. По-разному в разных местах. Где-то были фосфорные указатели, они сами по себе фонили. Фонило (на предельно допустимом уровне) заднее пассажирское кресло. Мы летали.
В октябре 1963 года я стал КВСом Ми-4. «С этого момента только Ми-4!» [Игорь Вячеславович очень радостно и эмоционально сказал эту фразу - Глеб].
Памятник Ми-4
в Нижневартовске.
Вскоре меня отправили работать с Александровской нефтеразведочной экспедицией, это север Томской области… Там я проработал более 10 лет. Авиатехники была масса, в небе одновременно можно было увидеть по несколько вертолетов и Ан-2... Переучился на Ми-8... (Спустя несколько лет Игорь Вячеславович стал командиром этого авиаотряда)
Конец первой части.
Далее работа на севере и снова в Новосибирске.
ПС. 27 июля 2014 - ВСЕ НА АЭРОШОУ В МОЧИЩЕ! :))