https://pastvu.com/p/849601 Рассказ о работе службы организации международных перевозок (СОМП) аэропорта Сочи в советское время.
Запись сделана по итогам беседы с бывшим сотрудником СОМП аэропорта Сочи в период 1970-1990-х годов. По просьбе рассказчика, его имя не называется. Текст представлен в виде тезисов. С иллюстрациями.
Текст уточнений, размещенный в квадратных рамках - мой, авторский.
Фото из разных источников. К сожалению, не уникальные.
___________________________
Туристы и «интурист»
- Меня приняли в «интурист», так называлась между собой наша служба организации международных перевозок аэропорта Сочи, в 1978 году. Здесь я проработала порядка 30 лет.
Когда я пришла, международная служба располагалась в старом монументальном здании аэровокзала с колоннами. На входе была размещена вывеска «Служба организации международных перевозок».
01. Еще одно фото здания «интруриста». Кипарисы еще маленькие, по сравнению с заглавным фото.
- Первоначальное обучение проводилось в УТО Шереметьево. Это примерно три месяца. Затем каждый год мы проходили повышение квалификации. В том числе в УТО Ростова. Периодически преподаватели из Роствоа приезжали к нам в Сочи и занятия проводились на нашей базе. [В Ростове и сейчас размещено окружное Управление гражданской авиации]
- В 1960-80-х иностранцы отдыхали в Сочи постоянно и достаточно массово. Попадали они в Сочи как морском транспортом, так и воздушным. Туристы из-за рубежа чаще всего размещались в сочинских гостиницах «Интурист», «Камелия», «Москва», «Жемчужина», в международном молодежном лагере «Спутник». Специально для приема иностранных туристов в начале 1980-х был построен гостиничный комплекс «Дагомыс».
02. Жемчужина. В 1990-х появился одноименный футбольный клуб. Вот его имя - оно от этой гостиницы. Как для меня неожиданно выяснилось в ходе погружения в тему. ...Даже в 1987 году он появился, еще в Союзе.
Еще немного истории.
03. Начало массового движения из-за рубежа было заложено в 1955 году.
04. В 1966 году [по другим данным - в 1968-м] были открыты прямые международные рейсы в Сочи. Кроме нескольких упоминаний в разных источниках о начале их выполнения другой информации об этих полетах в 1960-70-х годах в литературе не нашел.
Из книги 1967 года издания,
https://avro-live.livejournal.com/140283.html 05. Масштабы 1960-х. Цифры 1980 года, для сравнения, будут ниже.
06. Отсюда
Аэровокзал
- Что представлял собой «интурист» (СОМП) 1970-х… Красивое здание постройки 1956 года. На входе со стороны города и с летного поля - колонны. Здесь проходила регистрация и сдача багажа пассажиров. Было два зала ожидания. Кожаные кресла, столики, телевизоры. Туалеты, где очень тщательно следили за чистотой. Два бара. Магазин «Березка» [про него будет ниже].
С одного торца здания, в стороне, противоположной от моря, находилось кафе «Сокол». Туда могли попадать как иностранцы, так и обычные советские граждане. На втором этаже открывался хороший вид на летное поле взлетную полосу. Это кафе пользовалось большим спросом у посетителей всех категорий.
07. Кафе «Сокол» на среднем плане слева.
- Если рейс был международный, то пассажиры на вылете сначала проходили таможню. Затем шла регистрация со сдачей багажа. И уже перед выходом к самолету пассажиры проходили границу. На прилете схема была обратной. Багаж пассажиры получали после границы и перед таможней.
Когда обслуживание «интуристов» стало проводиться в павильонах [см. ниже], то международные прилеты и вылеты были разделены. В одном павильоне обслуживался прилет, в другом - вылет. Оба этих потока не пересекались.
Помещение нашей службы всё время находилось в старом здании, во время обслуживания международных рейсов в павильонах - тоже.
08. Как писали в одном из советских путеводителей
- Рядом со службой международных перевозок находился офис ВАО «Интурист» [Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР]. В офисе «Интуриста» постоянно находилось 3-4 человека от этой известной организации. Допуска на перрон они не имели. Они, в основном, занимались встречей и доставкой туристов от и до аэропорта в гостиницы. Автобусы ВАО ожидали пассажиров на привокзальной площади, недалеко от памятника Ленину, который стоял слева от выхода из здания, если смотреть от аэропорта. Если туристы были единичные, их могли встречать на легковых машинах. Всё это обеспечивалось силам ВАО.
Кроме того, работники ВАО преподавали для сотрудников СОМП английский язык.
09. «Икарус« Intourist на заднем плане. В аэропорту фото не нашел.
Про историю "Икарусов" в Сочи:
https://privetsochi.ru/blog/history/40990.html - Возвращаясь к «Березке». В этом магазине в аэропорту за валюту продавались товары для иностранных пассажиров. Причем, для пассажиров-иностранцев внутренних рейсов Аэрофлота тоже. Разницы в виде перевозки не было. Важно было, пассажир иностранец или нет. Не-иностранный пассажир к нам в «интурист» и в «Березку» попасть не мог.
10. Буклет «Березки». Настолько знакомая серая обложка, что уверен - она мне попадалась когда-то. ...И накаршенные глазища.
- Позже, когда международные рейсы в 1980-х перевели в соседние павильоны, там спустя годы появился магазин Duty Free. Но это уже в новое время, в России. «Березки» закончились вместе с СССР. Где-то в самом начале 1990-х был короткий период, когда нам разрешили покупать товары из «Березки» за рубли. Но это очень быстро закончилось.
11. Павильон МВЛ - 1982 год. Судя по всему, это Павильон №1
Обслуживание рейсов
- Большинство иностранных туристов прибывало в аэропорт Сочи рейсами «Аэрофлота» из Шереметьево. То есть, на внутренних рейсах, без прохождения в Сочи таможни и границы. Но аэропорт Сочи обслуживал и международные направления, на которых в основном также летал «Аэрофлот». Чаще всего зарубежные рейсы выполнялись на самолетах Ту-154. Причем, экипажи были московские, ростовские и минводовские. [В 1980-81 годах в Минводах и в Ростове были созданы международные эскадрильи для полетов из Сочи в страны СЭВ.]
В олимпийском 1980-м в Сочи прилетали самолеты зарубежных авиакомпаний. Какие - я сейчас не вспомню. Олимпиада была на слуху. [Хотя олимпийских соревнований в Сочи не проводилось. В 1980 году в Сочи было обслужено «172 тысячи иностранных туристов из 92 стран мира», из книги выше]. Многие болельщики-туристы после Игр поехали посмотреть и наши курорты, в основном, по путевкам «интуриста». Основной их поток был также из Москвы.
- ...В части помещений аэропорт Сочи в развитой советский период конечно отставал от соседних аэропортов, обслуживающих крупные курортные районы - Минвод и Симферополя. [В отличие от построенных еще в 1950-х монументальных морского и железнодорожного вокзалов Сочи].
12. «Воздушный транспорт», 1985 год. ...К концу 1980-х, рассказывают, на перроне бывало одновременно по пять Ил-86. Из разных городов СССР. А большого терминала так и не было.
13. Схема сочинских терминалов. Качества лучше пока нет.
Международный Павильон № 1 на этой схеме - под номерами 1 и 4. Исторический "Интурист" - № 2. Попробую получить картинку в более читаемом виде. ЧТо было в здании под номером 1? Почему оно вынесено на перрон?
14. Еще одна схема, с подписями. Уже постсоветская.
- В конце 1980-х югославы [фирма SCT-International, Любляна] начали возводить большой новый терминал взамен действовавших павильонов, но из-за последовавшего распада Союза эту стройку заморозили на много лет. Его сдали уже после меня, ближе к Олимпиаде 2014 года [в 2010 году]. С тех пор все международные рейсы обслуживаются в едином большом терминале. Но шли к этому больше 20 лет, если считать с начала строительства.
- Культура обслуживания у нас в «интуристе» была на первом месте. Понятно, что был очень серьезный отбор сотрудников. В нашем женском коллективе особенное внимание уделялось внешности. Все были стройные, без лишней полноты. Очень красивые люди у нас работали, и внутренне, и внешне. Наши девушки умели следить за собой. Мужчин службе было не так много, в основном они работали с багажом.
Внимательно относились к своей форменной одеждой. Она была стандартной аэрофлотовской темно-синей зимней и голубой летней. Но всё было подогнано по фигуре. Обувь обязательно темного цвета, обычно черная. В большинстве мы предпочитали ходить на шпильках. Другие виды каблуков, скажем так, не приветствовались. Всегда колготки, и зимой, и летом.
15. Фотографий тут нет. А хотелось бы :) сотрудников международных перевозок 1980-х.
Резервное место.
- На внутренних рейсах дежурные от службы международных перевозок встречали иностранцев у трапа. При необходимости можно было использовать табличку Inturist. Обычно прилетали группы по 10 и больше, до 30 человек. Как правило, туристы прилетали на две недели. Хотя были и небольшие группы и просто единичные пассажиры. В сутки таких рейсов у нас было порядка 20. Мы заранее, до посадки самолета, знали, сколько «наших» пассажиров на каком рейсе встречать. Обычно они летали в первом салоне, как и пассажиры из Депутатской. От самолета их довозили на обычном аэропортовском автобусе до нашего «интуриста». Там вдавался багаж. И затем туристы рассаживались в автобусы от гостиниц. На вылет всё делалось аналогичным образом. Если группа была малочисленной, то от гостиницы могли прислать автомобиль вместо автобуса.
16. Мексиканцы в Москве во время Олимпиады-80.
Из книги-отчета по Олимпиаде в трех томах. Москва, 1981 год.
«Целовали ручки»
- Чем запомнились иностранцы… Они отличались своей культурой. Благодарили. Причем, часто по-русски: «Спасибо». Целовали ручки, это конечно было приятно и удивляло. В том числе на контрасте с внутренними рейсами. По лицу и по внешнему виду мы часто определяли интуристовский пассажир или нет. Одежда, багаж, улыбка - иностранцы действительно выделялись среди советских людей. Вот, например, финны и бельгийцы предпочитали светлые тона, немцы любили кричащие краски, американцы, канадцы, мексиканцы - пестрые цвета. Мексиканцы мне особенно нравились - веселый народ. Итальянцы тоже к нам на отдых приезжали. Они крикливые чересчур, на мой взгляд. Интересно было работать с финнами, с бельгийцами.
Лето и зима
- Сезонность… конечно сезонность у нас была заметным явлением. В низкий сезон сотрудники аэропорта уходили в неоплачиваемые отпуска. Договаривались с каждым отдельно. И длился такой период достаточно долго - примерно с января по май. А вот летом сами мы в отпуска ходили редко. Летом в Сочи транспорт и сфера обслуживания работали и сейчас работают, как говорится, «на полную катушку».
17. Фото из Сочи. Ил-86 летали в Сочи регулярно с 1985 года примерно по 2010-й.
- Ил-86 - я не помню, чтобы он летал к нам на международных линиях. Из Москвы и других городов страны - летал много. Но это уже в середине 1980-х и позже. До этого он выполнял в Сочи только технические рейсы. Ил-86 начинал летать в Сочи с началом сезона. На этих советских аэробусах [так официально называли Ил-86 в СССР и еще долго - в России], летавших к нам из Москвы, был отдельный бизнес-салон. Мы его называли «люкс». В зимние месяцы самыми крупными самолетами у нас были Ту-154.
____________________
Выражаю благодарность пресс-службе аэропорта Сочи за контакт ветерана.
Есть интересные документальные фильмы на ютубе по истории «несоветского» туризма в Сочи с Алексем Горбуновым и про дело Медунова (бывший первый секретарь крайкома партии, там события в Сочи 1970-х м начала 1980-х смотряться с альтернативной стороны).
____________________
Не смог найти расписание аэропорта Сочи 1980-х с международными рейсами и каких-то местных артефактов Аэрофлота к описанным технологиям в Сочи. Как будто не было международных перевозок в Сочи у наших Советских авиалиний. Если у кого-нибудь такие есть - прошу поделиться или дать наводку.
18. Почтовый артефакт.
ПС. История аэропорта Сочи до 1967 года:
https://avro-live.livejournal.com/140283.html ПСС. Сочи в книге 1946 года.
ПССС. История международных авиарейсов из аэропорта Сочи в документах и расписаниях:
https://dzen.ru/a/ZeQvCr_cPGAN_E7S