Веера в кармашках - иркутские Ту-154 в Китае

Jul 29, 2022 18:22







Один текст 20-летней давности. О том, как летали в Китае иркутяне на Ту-154 в мокром лизинге.

...Статья из корпоративной газеты S7 2003 года (без правок) про базировку иркутских Ту-154 в Китае в 1990-х годах.

Шесть лет в Китае

История Восточно-Сибирского филиала "Сибири" тесно переплетена с историей авиакомпании "Байкал". Наш сегодняшний рассказ посвящен многолетней работе иркутского летного и технического состава в Китайской Народной Республике в 1990-х годах.

В 1992 году в Иркутск прибыла делегация из Главного управления гражданской авиации Китая (ГУГАК), в задачи которой входило взятие в лизинг самолетов Ту-154М для работы в китайских авиакомпаниях. Переговоры со стороны "Байкала" вел первый заместитель генерального директора Юрий Николаевич Городков, сегодня руководящий представительством "Сибири" в Шеньяне. В итоге иркутяне ответили согласием на предложение ГУГАКа.

География и особенности

В марте 1993 года два иркутских Ту-154М (RA-85652 и -85654) взяли курс на восток Китая. Находившимся на борту четырем экипажам, четверым бортпроводникам и десяти авиатехникам предстояло начать работу на внутренних китайских линиях. Согласно контракту между "Байкалом" и ГУГАКом самолеты были сданы в аренду ("мокрый" лизинг) авиакомпании Zhejiang Airlines ("Чжэцзян эрлайнз"), базирующейся немного южнее Шанхая, в городе Ханчжоу.
Первую вахту возглавил тогдашний пилот-инструктор "Байкала" Владимир Пчела, сегодня заместитель командира Летного отряда №2 "Сибири" в Иркутске. В отличие от последующих командировок, длившихся по три месяца, первая группа провела в Китае полгода - наши летчики и техсостав знакомились с местной спецификой полетов и обслуживания самолетов, а бортпроводники обучали китайских коллег.
"Работа в Китае дала возможность получить опыт полетов и эксплуатации наших машин в резко отличных от Сибири климатических условиях, - вспоминает Виталий Казаринов, бортинженер-инструктор Летного отряда №2. - Ханчжоу находится на одной широте с Каиром, Кувейтом и югом США. Высокие температуры - до +40С и 95%-ная влажность - создавали проблемы для российской техники. Не справлялась ВСУ, с помощью которой запускаются двигатели и работает система кондиционирования воздуха. В связи с этим в карман каждого кресла даже вкладывались специальные веера для пассажиров. Надо отдать должное нашим авиатехникам - им удавалось в таких условиях (большинство рейсов выполнялось днем, когда особенно жарко) четко делать свою работу".
Месячный налет каждой машины превышал 200 часов. Для проведения техобслуживания по форме Ф-1 (через 300 часов налета) в Ханчжоу была создана и сертифицирована Линейная станция технического обслуживания. Все работы на ней проводились иркутским инженерно-техническим составом.
Поскольку маршрутная сеть была достаточно широкой, иркутянам часто приходилось попадать в резкую смену как климата, так и рельефа местности: из прибрежного Ханчжоу рейсы выполнялись в высокогорный Куньмин (2000 м над у. м.), пустынный Ланьчжоу, равнинный Пекин, на самый южный китайский остров Хайнань и в Харбин, где зимы такие же снежные, как в Сибири.
Одним из основных направлений полетов был маршрут Ханчжоу - Гуанчжоу, который из-за ежедневных гроз иркутские летчики прозвали "трассой мужества". Гуанчжоу - крупный город (бывшее название - Кантон), расположенный по соседству с Гонконгом, тогда британской колонией (до 1998 года) и крупным деловым центром Юго-Восточной Азии. В Гуанчжоу находятся крупные рынки, где весь Китай покупает товары, произведенные в Гонконге. По данным 2001 г. грузооборот аэропорта Гуанчжоу в 2,5 раза превышает аналогичный показатель крупнейшего российского грузового аэропорта "Домодедово".
"Бывали случаи, что на обратном пути самолет был лишь наполовину загружен пассажирами, а остальное - товар, перевозимый местными коммерсантами, - говорит пилот-инструктор Александр Бодякин. - Возили все, что угодно: текстиль, рыбу, электронную технику. Однако при любой загрузке обслуживание самолета в аэропортах производилось очень быстро. Самый быстрый разворот на моей памяти (дело было в Пекине) занял всего 40 минут при полной загрузке в 164 пассажира плюс багаж! Вообще, стоянки длились не более часа - часа десяти. Персонала, обслуживающего самолет, в китайских аэропортах гораздо больше, чем у нас, да и работают они очень быстро и четко - это сразу бросалось в глаза".

Палочки к бортпитанию

Если летный экипаж целиком состоял из иркутян, то кабинный включал четырех китайских бортпроводников и лишь одного представителя "Байкала" - в его функции входила координация действий бригады.
"На эту работу отбирали лучших бортпроводников из имевших допуск на международные воздушные линии, - вспоминает Ольга Николенко, начальник Иркутского отделения Службы бортпроводников "Сибири", трижды работавшая в Китае. - Технологию работы, принятую в "Байкале", слегка видоизменили с учетом особенностей местных рейсов. Пассажир там очень забавный: дисциплинированный и благодарный, все указания выполняет беспрекословно. А уж как приветливо они реагировали, когда их обслуживали наши, русские бортпроводники! С помощью пассажиров некоторые китайские фразы мы освоили достаточно быстро. Но в основном общались по-английски".
Zhejiang Airlines, борясь за качество обслуживания на борту, организовала торговлю сувенирами во время полета, ввела для пассажиров "горячее" питание (сначала подавались лишь "холодные" завтраки, а "горячим" кормили только экипаж). К бортпитанию прилагались традиционные китайские палочки для еды, хотя обычные приборы тоже были в наличии - их предоставляли по просьбе пассажиров, чаще всего европейцев.
В работе китайские бортпроводники очень аккуратны и всегда строго следят за своим внешним видом: кроме униформы, у них обязательны короткая стрижка или тщательно убранные в специальную сеточку волосы. Их служебные обязанности несколько проще, чем у российских коллег: китайский кабинный экипаж производит только обслуживание пассажиров и не отвечает за груз, почту или багаж. По мнению китайцев, такой подход позволяет добиться максимального внимания к пассажиру.
"Как-то раз мы с напарницей-китаянкой ходили в кино, - рассказывает бортпроводник Олег Головкин. - Фильм был о дружбе китайца и русской девушки, поэтому почти целиком шел на русском языке. Снимался в нем какой-то очень популярный китайский актер. Однажды он летел нашим рейсом. Оказалось, что по-русски он совсем не говорит (в фильме был дубляж), но очень обрадовался тому, что его узнали русские. А китайские девчата - наши коллеги - радовались просто как дети. Китайцы вообще очень эмоциональный народ".

Подъем гражданской авиации

Знаменитое китайское трудолюбие - не просто национальная черта. В стране с таким количеством населения неизбежен переизбыток рабочей силы, поэтому каждый китаец дорожит своим рабочим местом, а объявления о приеме на работу всегда актуальны. По словам наших китайских коллег, набор персонала в авиакомпанию Zhejiang Airlines проводился прямо на центральной городской площади, куда собралось огромное количество народа. После успешного прохождения отбора счастливчиков отправляли в центры подготовки в Пекине и Шанхае.
А вот своих летчиков китайцы сразу готовили на новую технику. Имея в 1993 году лишь четыре самолета Dash-8 (аналог Ан-24), и эксплуатируя два "байкальских" Ту-154М, к 1997 году Zhejiang Airlines смогла взять в лизинг три самолета А320, сделав ставку на современные лайнеры западного производства. Сегодня в их парке пять А320 и три А319. Довольно скромный в начале работы иркутян, аэродром совместного базирования в Ханчжоу превратился в современный во всех отношениях международный аэропорт, было построено новое здание аэровокзала.
Из российской техники в авиакомпаниях Китая был достаточно крупный собственный парк Ту-154М, более 40 машин. Летали также свои Ил-86, Як-42, Ан-24, Ан-12 и Ан-2 (Аны строились здесь по лицензии СССР). Большинство нашей техники уже к середине 1990-х китайцы выводили из эксплуатации, предпочитая приобретать западные самолеты. Кроме "Байкала", в Китае на Ту-154М работали летчики из Самары и на Ил-86 - из Санкт-Петербурга. Еще четыре иркутских экипажа работали на двух Ан-12 в Гуанчжоу, перевозя различные грузы внутри страны.
"Что понравилось в китайских аэродромах, - говорит старший пилот-инструктор Геннадий Ситников, - так это большая длина взлетно-посадочных полос. ВПП короче 3200 метров в Китае нам просто не попадалось. А вот организация воздушного движения, радиотехническое обеспечение воздушных трасс, оснащение аэродромов поначалу были очень слабыми. Как, впрочем, и английский язык наших китайских коллег. Свое же произношение мы имели возможность совершенствовать, общаясь с англичанами, работавшими в гонконгской авиакомпании Dragonair. Когда показывали друг другу самолеты, они очень удивлялись: против электронной начинки Боингов "Тушки" выглядели несколько архаично. Зато в товарищеском матче по футболу наши техники вместе с китайцами взяли и обыграли британцев!"
Буквально на глазах сибирских летчиков гражданская авиация Китая стремительно развивалась. Уже тогда, в середине 1990-х, большинство крупных китайских аэропортов превосходили российские по объемам перевозок. Авиатранспорт становился все более доступным и массовым: им пользовались почти все социальные и возрастные слои населения. Таким образом, принятая в Китае Государственная программа развития гражданской авиации позволила менее чем за 10 лет превратить страну в одну из крупнейших авиационных держав мира.

Бывшая столица Поднебесной

Город Ханчжоу, ставший для иркутян на эти шесть лет базовым, по китайским меркам не самый крупный: около 4 млн. жителей. Он входит в семерку "золотых" городов страны (у китайцев тоже есть свое "Золотое кольцо"). Несколько столетий назад (в XIII веке до н.э.), еще до объединения Китая в единую страну, Ханчжоу был столицей Сунской империи. Его посещал Марко Поло. Но славен этот город не только своей историей. Раз в год здесь случается настоящее паломничество туристов, приезжающих на праздник Полнолуния. Согласно поверью, чтобы исполнились желания, нужно увидеть отражение луны в воде священного озера Сиху, расположенного в центре Ханчжоу. В эту ночь луна стоит в зените, прямо над озером, и тысячи людей заходят в воду, чтобы увидеть заветное отражение. А еще сибиряки становились свидетелями редкого природного явления, когда воды реки Цяньтанцзян, протекающей через город, во время морского прилива встают волной и поворачивают вспять. Легенды об этом чуде являются дополнительным фактором, привлекающим в Ханчжоу туристов.

За шесть лет многие иркутяне накопили около года общего стажа работы в Китае. Кроме незабываемых впечатлений, они получили бесценный международный опыт и стали не только свидетелями, но и непосредственными участниками становления современной китайской авиации.

Ту-154, Китай, 1993, 1992, питание, Самара, s7, багаж, Ан-12, техобслуживание, салон, авиаистория, Санкт-Петербург, Иркутск, международная история, авиатехники, пилоты, Ил-86, бортпроводники, ручная кладь

Previous post Next post
Up