Когда в небе страны появились Ту-104 и вышли на дальние трассы, в том числе в Сибирь, возник интерес к атмосфере на высоте полетов совреименной гражданской техники. Она сильно отличалась от уже известных на тот момент крейсерских высотах для Ил-14 - 3000-4000 метров. Для этих целей в Новосибирске в 1950-х годах появился один из центров изучения метеообстановки на новых высотах.
О том, как развивалась эта работа, в том числе, на базе аэропортов Новосибирска рассказал в одной из своих публикаций новосибирский метеооролог Вианор Николаевич Барахтин (кандидат географических наук, 1933-2012).
01.
Центральный институт прогнозов (Москва)
Секретная тема
Авиаметеорологический центр в Новосибирске - 130 сотрудников
(Добавлю тут, что есть пока разрозненная информация о том, что в Толмачево в те года базировались зондировщики Ил-28)
02.
Радиационная самолетная разведка
Ли-2 СССР-Л5857 на 7000 метров (он базировался в Толмачево, есть также другие упоминания об этом)
Марля и радиация
Необычная метеостанция в Огурцово
03. Источник
Далее планируется пост про один ядерный взрыв (№100) в Семипалатинске 1961 года и его влияние на Новосибирск и Новосибирскую область. [Пост опубликован]
ПС. Тут в отрывке ниже речь про две катастрофы Ту-104 1958 года. Которые произошли, в том числе, из-за новых для гражданской авиации высот полетов. Это и стало толчком развития высотного зондирования. О чем сказано и в первом тексте выше - 01.