В Новосибирске с начала 1950-х годов действует завод ЭЛСИБ, бывший «Сибэлектротяжмаш». Он смог пройти все сложные периоды последних десятилетий и продолжает снабжать своей продукцией различные электростанции как в России, так и за рубежом. Завод производит генераторы для электростанций. Это очень крупные электрические машины весом более 300 тонн. Также ЭЛСИБ изготавливает электродвигатели мощностью до 8000 кВт для тепловых и атомных электростанций. Конструировать такие машины учат в НГТУ (если говорить о Новосибирске). Рабочее производство изучают в различных техникумах и колледжах города. Но есть еще одна, может быть частная для завода, но достаточно интересная и нетривиальная задача - это доставка многотонного генератора на место его будущей работы. Текущая география поставок завода представляет собой пространство от Грузии и Индии до Мурманска и острова Сахалин. В качестве перевозчиков используются все виды транспорта, включая морской и авиационный. О том, как обеспечиваются такие уникальные перемещения в пространстве, рассказал в беседе с автором блога ведущий специалист группы по организации перевозок НПО «ЭЛСИБ» ПАО Анатолий Яковлевич ЕФИМОВ. В этой сфере на заводе он трудится уже 15 лет. Опыт более чем достаточный для интересного рассказа.
Фото выше и большинство под катом - предоставлены пресс-службой завода "ЭЛСИБ". За эти уникальные снимки и организацию интервью большое спасибо Анастасии Рыдзевской.
Как Вы попали в логистику?
01. Анатолий Яковлевич в рабочем процессе.
Я работаю в этой сфере с 1990-х годов после окончания НЭТИ (сейчас это НГТУ). Активно занимался жд-перевозками. Это основной вид транспорта для перемещения крупных грузов в масштабах всей страны, а при необходимости, и дальше. В 2006 году попал на завод. Железнодорожные подъездные пути на ЭЛСИБе появились 70 лет назад - в 1951 году, еще во время строительства завода. Они выходят на грузовую ветку Транссиба через станцию Чемской.
02. Карта с частью Транссиба (вверху). Красным отмечено место, где снаряжаются большие грузы завода.
Не Чемская, а именно Чемской. Почему у этой станции название мужского рода точно не знаю, лучше спросить напрямую у РЖД. И вот мой опыт работы в жд-перевозках оказался интересен заводу. Хорошо зная одну сферу логистики, не так сложно разобраться и в смежных. Принцип работы что у жд, что у автоперевозчиков примерно одинаков. У авиаторов всё немного по-своему, но у нас и перевозок по воздуху совсем немного. Когда заказчику важно время и он готов платить за высокую скорость доставки. Обычно же у нас и наших заказчиков все расписано заранее и можно спокойно планировать перевозку на 2-3 месяца вперед.
Какие наиболее крупные машины сегодня производит ЭЛСИБ?
03. Гидрогенератор для Иркутска. В процессе подготовки к зимней (2021) транспортировке.
Основная продукция завода - это турбо- и гидрогенераторы, соответственно для тепловых и гидроэлектростанций. Кроме того, мы делаем большие, в несколько тонн или даже десятков тонн электродвигатели, для привода насосов и различных механизмов тепловых и атомных электростанций. На АЭС такие двигатели выполняют очень важную функцию - обеспечивают привод насосов, отвечающих за циркуляцию воды в реакторной установке.
Наши заказчики находятся далеко за пределами Новосибирска, поэтому на отделе логистики завода лежит задача своевременной и надежной доставки продукции потребителям. Как правило, это очень крупные предприятия.
04. Часть гидрогенератора для Перепадной ГЭС-1 на реке Эрисцкали в Абхазии.
Если говорить о размерах, то самая большая производимая заводом машина - это гидрогенератор. Они бывают разных размеров, достигая в диаметре десятки метров. Конечно, так их никто не возит - генератор разбирается на отдельные узлы и детали. Для одной такой машины их может быть несколько сотен - несколько сотен отправочных мест. Самая крупная часть гидрогенератора - статор - может иметь диаметр до 15 метров. Он делится на 4 или 6 отдельных секторов и перевозится именно такими секторами.
05. Турбоагрегат для Новосибирской ТЭЦ-4 в цехе завода. Автоперевозка.
Турбогенераторы меньше, но они имеют более крупные неразборные узлы. Поэтому как отдельное грузовое место именно они у нас самые тяжелые. Для понимания: самый большой генератор в нашей производственной линейке - это ТВМ-500. Мы производим такие машины для Рефтинской ГЭС в Свердловской области. Так вот этот генератор весит более 300 тонн. Перевозится он на многоосном жд-транспортере, который сам по себе тоже достаточно уникален. Если на обычном грузовом вагоне две оси, то транспортеры могут иметь 8,12, 16, 24 и до 32 осей. В общем, в своей работе мы решаем очень интересные задачи.
06. Чертеж железнодорожного транспортера. Одна из трех в этом посте иллюстраций, не считая карты выше, взятых из открытого интернета.
В какие страны приходилось отправлять продукцию ЭЛСИБа за последние 15 лет?
Казахстан, Беларусь, Грузия, Армения, Украина, Узбекистан, Болгария, Киргизия, Монголия, Афганистан, Китай. Морем отправляли наше оборудование в Индию и Бангладеш. Это то, что я точно помню, так как в той или иной степени сам занимался этими отправками. За 67 лет оборудование под маркой «ЭЛСИБ» было поставлено в 52 страны мира - тут есть чем гордиться как заводу, так и всему Новосибирску.
07. Турбогенератор из Новосибирска для Монголии.
В нескольких странах мы сами закупаем материалы для своего производства. Например, в Китае это многометровые заготовки для валов генераторов. Тут тоже приходится продумывать логистику, хотя отправкой в этом случае занимается китайская сторона. На станции Забайкальск груз переустанавливается с китайских жд-платформ на российские и дальше в районе Читы выходит на Транссиб.
Морем в Индию - как такая перевозка оформляется в Новосибирске?
08. Калькутта, Индия. Примерно так выглядит доставка по океанским просторам.
Тут есть два маршрута - через Владивосток или через Санкт-Петербург. Мы обеспечиваем доставку до морского порта, а дальше подключается контрагент, который хорошо знает этот вид перевозки. Поэтому по морской части я конкретикой особо не владею. Но естественно, мы заранее знаем, как нужно упаковать такой груз с учетом морских требований. Выбор конкретного морского порта зависит от разных условий. Мы отправляли продукцию и западным путем, и восточным. Но такие перевозки в нашей работе тоже достаточно редкие, скорее единичны. Если надо, мы доставим.
Есть ли собственный транспорт у самого завода?
09. Есть, вот такой.
Наш самый крупный собственный транспорт - это КАМАЗы-длинномеры. Мы их регулярно используем, например, для перевозки листового металла. У нас же очень металлоемкое производство. Для доставки крупной продукции завода мы привлекаем сторонних специализированных перевозчиков. Генераторы и наши двигатели - машины хоть и серийные, но штучные в производстве. За год у нас может быть более 10 крупных поставок. К отдельным таким перевозкам подготовка занимает не один месяц.
Какие особенности можно выделить в вашей работе с дальнемагистральным автомобильным транспортом?
10. Зима, холода...
У автомобилей, как и других видов транспорта, есть свои плюсы и минусы. Мы активно используем перевозки на фурах - в автомобильной терминологии это «седельный тягач c грузовым полуприцепом». Какие плюсы - большое количество вариантов маршрутов, автономность передвижения груза по сравнению с поездами, большие габариты перевозимого груза. Меньше требуемых согласований. Минусы - более жесткие ограничения по весу, чем на железной дороге, зависимость от метеоусловий - гололед, видимость и т.п.
11. Этот же автомобиль, что на кадре выше. 2021 год.
Иногда у фуры может быть проблема просто развернуться на ограниченной площадке. Вероятность поломки автомобиля в пути или ДТП также не исключена. Исходя из всех этих моментов, автомобильная перевозка получается менее надежной в части выдерживания срока.
Железнодорожный вариант, какие плюсы-минусы у него?
В первую очередь это именно надежность. Если ты отправил груз по рельсам, то за сроки уже не переживаешь. Все-таки с давних пор железная дорога работает очень четко. Но чтобы груз ушел по ЖД, нужна более тщательная подготовка. Особенно это касается негабаритных или тяжеловесных грузов (более 70 тонн). Всегда в таких случаях необходим проект размещения груза в подвижном составе и схема его крепления. Этим занимается конструкторское бюро ЭЛСИБа совместно со специалистами РЖД. Разработка такого проекта начинается за 2-3 месяца до самой отправки.
12. Площадка для турбогенератора, установленная на жд-транспортере. 2021.
Для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов используются, как я уже говорил, многоосные железнодорожные транспортеры. На них крупными болтами М56 крепится площадка для размещения груза - у нее свой проект, свой расчет на прочность и геометрию. На эту площадку крепится сам груз.
13. Крепление площадки.
Затем все это обшивается защитным кожухом со специальными креплениями для снятия груза с транспортера уже в месте назначения.
14. Гидрогенератор для Иркутска в сборе на станции. Инспекция перед дальней дорогой.
Совсем недавно, в феврале мы отправили по железной дороге крупный узел второго гидрогенератора для Иркутской ГЭС. Перевозимый вал генератора с центральной частью остова весит более 100 тонн. Ранее мы уже поставили туда же такой же узел и сделали для него специальную площадку под размещение вала на железнодорожном транспортере. После того, как первая перевозка была выполнена, мы сняли с транспортера эту площадку (весом порядка 15 тонн, см. фото 12) и вернули ее в Новосибирск на обычной фуре. И вот она съездила в Иркутск уже во второй раз. Это тоже пример нашей железнодорожной логистики.
15. Новая Сахалинская ГРЭС в Ильинске.
В 2016 году была очень интересная задача доставки двух турбогенераторов на Сахалин. До Ванино он ехал на таком же транспортере. Далее перегружался на железнодорожный морской паром, на котором преодолел Татарский пролив. В порту Холмска на Сахалине транспортер надо было переставить на более узкую островную колею, доставшуюся еще от японцев. И уже по ней груз прибыл на новую Сахалинскую ГРЭС-2 в Ильинск. Поменять колесные пары удалось без снятия груза. При этом сам транспортер весит более 50 тонн и турбогенератор на нем - более 130 тонн. Сейчас Сахалинская железная дорога уже перешита на общероссийскую колею, а мы везли еще по японской.
Также же для железнодорожной перевозки критично важны габариты груза, т.к. здесь есть четкие ограничения РЖД. Важна высота центра тяжести транспортера, чтобы он безопасно прошел все повороты по своему маршруту. Всё это заранее просчитывается и согласовывается. На автомобилях, конечно, такой расчет тоже делается, но он в этом случае более простой.
Не так давно у вас был опыт авиационной перевозки. Расскажите, пожалуйста, про него.
16. Ан-12 в известной новосибирским споттерам ливрее (и, конечно, не только новосибирским).
Да, это была срочная доставка. На одной из российских ТЭЦ, в связи с аварийным выходом турбогенератора из строя, надо было оперативно заменить стержневую обмотку статора. Пройти весь стандартный круг согласований с РЖД в отведенное заказчиком время мы не успевали. Вариант с автомобильной перевозкой тоже не подошел, т.к. в пути надо было преодолеть горы, а состояние дороги из-за снежных заносов не давало гарантии проезда длинномера по ней в нужный срок. В итоге совместно с заказчиком выбрали авиацию.
17. Редкий кадр - внутри Ан-12.
Нашли перевозчика, оперативно согласовали все необходимые вопросы. В данном случае это был габаритный груз весом 10 тонн. Привезли мы его в аэропорт Толмачево на своем КАМАЗе, там загрузили на самолет Ан-12. Через несколько часов наша продукция была на месте.
Эта зима принесла в Новосибирск достаточно долгие морозы. Как влияют низкие температуры на перемещение груза?
Если брать РЖД, то морозы никак не влияют. Поездам они в общем-то не страшны. Это еще одно преимущество железной дороги. Единственное, есть вопрос погрузки-выгрузки. Свою продукцию мы грузим на жд-транспортер в цехе. Для этого есть свой специальный жд-путь. Так вот когда совсем холодно, то можно и цех выморозить, пока транспортер запустишь-выпустишь. Поэтому совсем в мороз типа минус 40 стараемся отправки не делать. Но такая температура бывает достаточно редко.
18. Февраль 2021 был холодным...
А вот автотранспорт - он может, например, просто не завестить при морозе. Или могут движение приостановить на трассе из-за морозов, бывает и такое, хотя тоже очень редко. Автомобили, они более теплолюбивые конечно. В них больше оборудования, свои жидкости, резина. Жд-платформа - ей что, она же по сути вся из металла, причем достаточно толстого. Поэтому низкие температуры для железной дороги некритичны.
19. Так выглядит установленный на Иркутской ГЭС гидрогенератор "ЭЛСИБа".
Анатолий Яковлевич, какой день логисты считают своим профессиональным праздником?
Общепризнанного праздника у наших специалистов по разноплановым перевозкам пока нет. Так что мы отмечаем как свой День железнодорожника в августе. Считаем своим и День автомобилиста в октябре. А на заводе есть единый праздник - сентябрьский День машиностроителя.
СПРАВОЧНО:
В настоящее время в производстве на "ЭЛСИБе" находятся:
6 гидрогенераторов разных моделей;
12 турбогенераторов;
171 электродвигатель различного назначения, половина из которых будет поставлена на АЭС
20. Работы в цеху.