450 боевых вылетов штурмана По-2 Магро В.В. К 100-летию

Jan 20, 2021 10:44



Вчера, 19 января в Академгородке (Новосибирск) отметили 100-летний юбилей ветерана Великой Отечественной, Василия Васильевича Магро (1921 - 2001. Почему в Академгородке - а он там долго жил и учительствовал. В средней школе 190 на Иванова, 36 уже несколько десятилетий действует музей боевой славы авиации. Непосредственное участие в создании этого музея принял сам Василий Васильевич, вместе со своими друзьями-авиаторами военного периода и не только.

Давно я слышал про этот музей. Но Академ не близко, хотя было бы желание. И вот желание появилось, накануне юбилея «отца-основателя» музея. Но тут школа, особые правила доступа. В общем, не получилось в январе попасть в музей. Но зато познакомился с его нынешним директором Валентиной Николаевной Горскиной. Она лично общалась с Магро и сама очень увлеченный человек, «наш».

Не получилось за короткое время изучить все детали. Оставлю это работу на будущие времена. А пока вкратце, про боевого штурмана. После демобилизации в 1947 году много десятилетий проработал в народном образовании, будучи директором школ и начальником районо Советского района.

Василий Васильевич Магро родился 19 января 1921 года в с. Ириновка Цюрупинского района Павлодарской области (ранее Володарский район, ныне Щербактинский район). Это на границе с Алтайским краем. В автобиографии, написанной в 1981 году, указано, что по социальному происхождению он «из крестьян-середняков, затем колхозников».

01. Современная карта Щербактинского района Казахстана из яндекса. Ради любопытства посмотрел. Сосновка, Орловка, Красиловка...



"Первые колхозы в районе появились в 1929 году. Первыми из них были колхоз «Советов» в селе Богодаровка, «Батрак» в селе Александровка, «10 годовщина Октября» в селе Орловка, «Коммунар» в селе Сосновка и другие". Из описания района.

В 1930 году Василий вместе с родителями переезжает в Татарск Новосибирской области. Тогда он уже имел статус города (с 1911 года, скоро ему тоже юбилей). Стоит на Транссибе, и от Татарска до соседней с Цюрупинским районом Кулундой уже была проложена железнодорожная ветка, действует и сейчас. Здесь в Татарске Василий заканчивал второй класс, а всего и закончил 9 классов. 9 классов для 1940 года - это много. Это образованный человек по тем меркам. Судя по документам, в 1938 году Василий вступил в комсомол.

02. Фото комсомольцев Татарска довоенного периода. Из комсомольской истории города. Просто к тому, как выглядела наша довоенная молодежь в области.



Из рассказа Василия Васильевича (есть аудиозапись, короткая):

- В старшей школе мы все хотели попасть сначала на Халкин-Гол, потом на войну с Финляндией. Вызвали в военкомат, всех записали, кто в каких частях хотел служить. Мы тогда все хотели быть артиллеристами. После окончания Финской войны (Магро 19 лет) нас снова позвали в военкомат и предложили в Канскую школу стрелков-бомбардиров в Красноярском крае. Мы в то момент были готовы служить в любом роде войск. Все умели стрелять, у каждого значок "Ворошиловский стрелок", изучали санитарную и химическую оборону, бегали на лыжах. В декабре 1940 года мы уже приехали в Канск. Там прошли комиссию и началась военная учеба. Спустя какое-то время стали летать на самолетах. Учились бомбить, стрелять. Там встретили начало войны. Жили мы тогда под лозунгом "Разобьем врага на чужой территории". Но вскоре, как известно, пришло отрезвление. Нас отправили под Сталинград. Группа, в которую я попал, до Сталинграда не доехала, а остановилась в Челябинске, в знаменитом авиационном училище [штурманов, кстати]. Где нам присвоили звание сержантов. И мы снова попали в школу, где нам объяснили, что нас будут учить летать ночью на самолетах У-2. Скоропостижно там проучившись, нам присвоили звание младших лейтенантов. Меня сразу назначили штурманом звена. Хотя я, честно говоря, не чувствовал себя готовым к столь высокой должности, но кадров не хватало. Военная моя биография началась на знаменитой Курской дуге. Это лето 1943 года.

03. Примерно те года. Фото из интернета.



Вернемся немного назад. "Из летной книжки штурмана младшего лейтенанта Магро В.В. следует, что сначала он прибыл в 46-й запасной авиаполк. Это было 23 февраля 1943 года в г. Алатырь (Чувашия, примерно посередине между Саранском и Казанью)) и приступил к переучиванию на самолет У-2 с 1 марта 1943 года. 27 марта уже полетел на учебное бомбометание. За май-июнь 1943 года он совершил 28 полетов, в том числе 18 полетов - ночью".
Эта цитата взята из источника в следующем пункте 04 - из музея школы №121.

Про Алатырь: "В сентябре 1941 Алатырский аэроклуб, созданный в 1936 году, с курсантами, преподавательским и техническим составом передан 5-й военной авиационной школе первоначального обучения (ВАШПО). К этому времени в аэроклубе работали 52 человека, на вооружении имелись 11 самолётов У-2, 13 парашютов, 3 планера". Из Чувашской энциклопедии.

04. Вернемся в 1943 год. 7 июля, в день Ивана Купалы, 22-летний лейтенант Василий Магро приступил к фронтовой службе. Брянский фронт. Это на севере от Курска.

"12 июля 1943 года был совершен 1-й для него боевой полет ночью на бомбометание по живой силе противника в населенном пункте Пальчиково. А 13-15 июля 1943 года он уже совершал по 2-3 ночных полета на бомбометание" - из текста Виталия Андреевича Перкова 2013 года, руководителя музея другой средней школы Академгородка Новосибирска № 121. Там тоже хранят память Василия Васильевича Магро.

Судя по схеме ниже, летом 1943 года основной задачей сил в данном районе было освобождение города Орла. И как мы помним, "Первый салют во время войны был дан в честь освобождения Орла и Белгорода вечером 5 августа 1943 года в Москве". Так что дебют лейтенанта был успешным.



Дальнейший боевой путь штурмана можно проследить по трем наградным листам 1944-45 годов. Из них узнаем следующее:

13 апреля 1944 года представлен к ордену Красной звезды. Награжден 7 мая. За что: март 1944 года - ночная бомбардировка и разведка войск противника в районе города Проскуров (ныне Хмельницкий - город на западе Украины). Магро - младший лейтенант 690 ночного ближнебомбардировочного авиационного полка (НББАП). Командир полка - майор Загребин.

05. Первый наградной лист. Интересно, что тут указана национальность "русский", а в другом наградном - уже "украинец". Может быть сыграл роль 1 Украинский фронт.



06. Второй наградной - даты нет. Уже лейтенант. Отмечены события августа-сентября 1944 года. Бомбардировка жд-моста у города Дембиц, подавление двух артточек в районе города Сандомир, разведка станции Кельце и поджог в результате бомбардировки 2 из 4 эшелонов на станции.

Схема:



Дембиц - это Польша, между Львовом и Краковом.
Сандомир - четко севернее Дембица.
Кельце - западнее Сандомира по направлению на Бреслау (Вроцлав).

Это шестой Сталинский удар - Львовско-Сандомирская операция по освобождению Западной Украины. 1-й Украинский фронт, командующий маршал Конев.

Василий Магро - в центре событий Великой Отечественной. Орден Отечественной войны 1-й степени.

690 авиаполк к этому времени получил имя собственное - Черновицкий.

07. Третий наградной. Представление от 11 мая, описаны события весны 1945 года. Также лейтенант. Уже штурман эскадрильи. Ранений не имеет. Конкретных ситуаций не описано. Указано: член ВКП (б) с 1944 года.

Подпись на наградном - командир 1 АЭ 690 НББАЧП капитан Будыкин. Орден Красного знамени. Известно, что 690 авиаполк в феврале участвовал в тяжелом взятии крепости Бреслау.

"4 мая 1945 года вдохновитель обороны Бреслау гауляйтер Карл Ханке был эвакуирован из города самолётом Fieseler Fi.156 Storch, чтобы занять пост рейхсфюрера СС вместо смещённого Гиммлера" - Вики.

"8-9 боевых вылетов за одну ночь".



08. Дальше в автобиографии говорится про взятие Берлина. В музее также хранится книжка к медали "За освобождение Праги"



После окончания войны служил в Австрии и Венгрии. Переучивался на новую технику (судя по всему, Ли-2). Однако из-за контузии (оглушен взрывом) был признан годным только для службы в транспортной авиации. Причем, как следует из аудиозаписи - в наземных службах. В результате в мае 1947 года Василий Магро демобилизовался в звании гвардии лейтенант. Когда была эта контузия и в какой ситуации - пока не нашел информацию.

Жаль, что про послевоенную службу информации пока крайне мало.

09. Фото в лейтенантских погонах. Музей средней школы №190.



После демобилизации, 26 лет, вернулся в Татарск. Получил среднее образование в педучилище и стал учителем математики там же в Татарске, а вскоре и директором школы. Закончил пединститут. Переехал в строящийся Академгородок. В 1960 году В.В. Магро был официально назначен заведующим районного отдела народного образования (РайОНО) Советского района Новосибирска (Академгородок).

"В июле 1963 года при Новосибирском государственном университете была организована и проведена первая Летняя Школа по физике и математике для старшеклассников Сибири и Дальнего Востока, а первым директором её был всё тот же Василий Магро" - эту цитату и дальнейший педагогический путь Василия Васильевича вы можете прочитать в свежей публикации нынешнего руководителя музея школы № 190 Валентины Николаевны Горскиной в местном издании Родные берега.

А мы посмотрим фотографии из этого музея:

10. Табличка в школе



11-12. Про музей в книге "Музеи Новосибирска" 2006 года.

Здесь есть ошибки. Правильно -  Зюриков Ефим Григорьевич (про него тоже надо будет узнать). Имя Магро музею документально не присваивалось.





13. 443 боевых вылета, из низ 3 - днем. Сурово.



14. Планерная школа в Бердске. Благодаря ей там появился свой Ту-104, который перегнали из Толмачево.



15. Открытие музея в школе №190. 1979 год. Обратите внимание на количество авиамоделей.



16. Награды Василия Васильевича Магро.



17. Продолжатели летного дела.



Благодарю за помощь в подготовке материала Валентину Николаевну Горскину.

ПС. К сожалению, материалы о Василии Васильевиче отсутствуют в книге "Сибирские соколы" 2011 года, в которой собраны наиболее известные новосибирцы и люди, имевшие прямое отношение к авиационному Новосибирску, как военному, так и гражданскому. Включая Байдукова, Антонова, Поликарпова, Покрышкина, Титова, Ольгу Санфирову, также летавшую на У-2 в ночном полку и посмертно награжденную званием Героя Советского Союза (она была инструктором в Татарской авиашколе), всего 171 человек. Есть там и штурман А-20 "Бостон" Виктор Козлов, 1919 года, ставший потом директором НЭВЗа и Героем Соцтруда. Я с ним встречался и делал текст. Думаю, что Магро более чем заслужил попадание в такое издание. Но почему-то его там не оказалось. Будем еще искать интересное по его летному пути.

ПСС. Про военную биографию По-2 рекомендуют две книги. Драбкин "Я дрался на По-2" и Михаленко Константин. 1000 ночных вылетов - Москва : Эксмо : Яуза, 2008.

Австрия, 1945, штурман Магро, 1930, 1979, Великая Отечественная, Татарск, планеры, авиаистория, Бердск, 1941, книги, штурманы, Казахстан, ветераны ГА и ВОВ, история страны, 1960, По-2, 1940, карты, Канск, дети, Новосибирск, Польша, ВВС, музей, 1943, военное, НСО, 1947, Украина, 1944, полет, Брянск

Previous post Next post
Up