В 1950-х годах по всему СССР было построено более десятка зданий аэровокзалов в стиле "сталинского ампира". Причем, часть из них строилась они уже при Хрущеве (в Новосибирске, в том числе), который во второй половине 1950-х (как бы не в 1956-м) отменил предыдущую архитектурную роскошь, но аэровокзалы достаивались по прежним проектам. Хотя по ходу стройки что-то могло и меняться. Но в целом, здания вышли красивыми и запоминающимися.
Ниже попытка фотообзора таких аэровокзалов. Интересна также их современная судьба.
Выше - город Красноярск, городской аэропорт, бывший.
Возможно, кто-то подскажет, что тут пропущено. Я отбирал здания со шпилями.
01. По маршруту Москва - Хабаровск первая "сталинка" - это, как я предполагаю, старый аэропорт Казани. Аэровокзал сдан в эксплуатацию 30 марта 1954 года.
02. Вид из одного поста 2013 года. Что сейчас с ним - пока не искал.
03. Дальше идет Свердловск.
04. Он же. В 2009 году там располагался VIP-зал. И сейчас также.
05. Соседний Челябинск. Тут есть такая информация: "Старый терминал жив, цел, работает. Сейчас там международный сектор, прилет. Там он так и останется. В новом терминале только внутренние рейсы. Новый терминал построили в стороне, там, где раньше были стоянки местных авиалиний (Ан-2)".
06. Красивый Омск. Где-то читал, что аэровокзал сдали уже после начала полетов Ту-104 (сентябрь 1956), в 1958 году.
07. Вид с города. После ввода нового терминала в 1970-х это здание передали местным линиям. Далее, как омичи подсказали: "Местные авиаперевозки прекратились в 1992 году, в связи с этим отпала необходимость в аэровокзале. Здание некоторое время стояло пустым, затем в нём был открыт рынок. По состоянию на 2011 год, здание закрыто, работало несколько офисов. В 2015 здание отдали школе бокса". Школа там и сейчас, судя по всему.
08. Новосибирск Городской, он же Северный.
09. Из газеты "Советская Сибирь", 27 декабря 1957 года.
10. Полеты здесь прекратились в 2010 году. Здание 10 лет стоит и постепенно разрушается, особенно со стороны перрона. на перроне - автодром. В 1989 году здесь обслуживали 2000 пассажиров в сутки.
Фото из архива Василия Степанова.
11. Красноярск Городской. На одном снимке есть подпись, судя по которой, в 1954 году здание в основном уже было построено.
12. Вроде как тут летали и Ту-154, фото попадалось. Но ведь в городе же... Улица Взлетная здесь есть, как отзвук той истории.
Сейчас рядом со старым терминалом - автовокзал. А самом здании, как пишут: "Магазин там внутри. На потолке сохранена лепнина (в виде розеточек). Был там в конце сентября 2020".
13. Чита. Действующий терминал. Всем хватает.
14. Хорошее фото. Два Ту-154 авиакомпании "Саяны".
15. Хабаровск. Год постройки - 1954, как и в Казани.
16. Ту-114 летали отсюда в Москву по несколько раз в день, с 1961 года.
17. И вот фото 2017 года. Снесли ради строительства нового терминала. Источник информации и еще фото
тут.
18. И еще несколько таких зданий в разных краях. Рига, аэропорт Спилве.
19. Он же. Там авиамузей - "в 2012 в Риге здание было в порядке внутри, с музейной экспозицией - фото в конце
поста".
20. Кишинев. Что со зданием сейчас - не знаю.
21. Львов. Лучшая башня, на мой взгляд.
22. Что с ним стало после постройки нового терминала перед Евро-2012? В 2008 году он еще был главным терминалом.
23. Харьков. Тоже красивый. В здании сейчас VIP-терминал, говорят.
24. Донецк. Пережил ли он 2014 год или Евро-2012 - не знаю.
25. Волгоград. Вот тут странный подход к "шпилю". Как будто что-то было отпилено или, точнее, недостроено.
26. В 2015 был живой.
27. В 2017 также был
снесен снесен под строительство нового терминала.
28. Алма-Ата.
29. Тбилиси, подписано как 1965 год.
30. Тбилиси, 1996. Что сейчас со зданием - не знаю.
31. Сочи. Здание построено в 1956 году.
32. Здание живое. Но что в нем сейчас? Был бизнес-терминал, но сейчас там такой терминал новый.
В общем, интересно, как сохраняют старые здания аэровокзалов за рубежом. У нас, похоже, ни одного подобного здания как памятника-музея пока нет.
Добавлено: в ноябре 2021 снесли историческиое здание аэропорта "Уктус" в бывшем Свердловске. Информация -
тут.