Вторая часть рассказа Владимира Куприяновича Мезенцева, выпускника самолето-строительного факультета НЭТИ 1972 года, инженера Авиационно-технической базы (АТБ) Толмачевского объединенного авиаотряда и авиакомпании «Сибирь» в 1970-2010-х годах. В
первой части было про Ил-18. Здесь - другие типы, отметившиеся в большом Новосибирском аэропорту.
На снимке Бориса Семенова выше - китайский 767 в Толмачево в 1989 году. Посадка из-за проблем с двигателем.
Помните ли Вы грузовые Ту-104 в Толмачево?
Такой вариант Ту-104 у нас не помню, я с ними в принципе мало работал.
01. Ту-104 в Толмачево. Фото Виктора Ляха.
Но пришлось участвовать в передаче грузовых Ту-154. Самолеты уходили на Куйбышевский авиационный завод в капремонт. Тогда в 1970-х была большая эпопея с полной заменой крыла у всего выпущенного парка Ту-154 без буквы и Ту-154А. В нашем случае мы штатно отдавали свои уже эксплуатируемые самолеты на завод. А вот дальше небольшую часть из них где-то на высоком уровне было решено переоборудовать в грузовой вариант, с полноценным грузовым люком. Люк открывался вверх. Этим данный вариант Ту-154 серьезно отличался от нашей грузовой версии пассажирского Ил-18 с обычными дверями.
Переделанные грузовые Ту-154 после доработки на заводе передавались по команде в дальнейшую эксплуатацию в Шереметьево (ЦУМВС). Все самолеты хотя и принадлежали единому тогда Аэрофлоту, но документально числились в конкретных авиаотрядах/управлениях.
02. Ту-154А СССР-85081 в Толмачево. Фото Василия Степанова. Возможно, ниже речь именно об этом самолете.
Мне довелось поучаствовать в одной такой передаче - Ту-154 из Толмачевского авиаотряда, переоборудованный в грузовую модифкацию, уходил в ЦУМВС. Эта вроде бы формальная задача на заводе в Куйбышеве (сейчас это Самара) неожиданно затянулась на 4 недели. Мне даже пришлось с завода вернуться домой и снова приехать на завод. Это было летом, год не помню. Представитель по приемке из Шереметьево потребовал заводчан устранить одно выявленное замечание. Крышка грузового люка в закрытом положении создавала внизу ступеньку-выступ, превышающую установленную чертежом норму на 1 мм. Вопрос, пусть не быстро, но был решен. Это показатель того, как в гражданской авиации, и в ЦУМВС в частности, относились к приемке воздушных судов.
Говорят, что Ан-26 использовались для перевозки авиационных грузов в интересах авиаотряда.
На Ан-26 возили разные грузы. Когда в Толмачево в 1990-91 годах появились новые Ту-154М, на них можно было ставить вспомогательную силовую установку (ВСУ) ТА-6А только первой категории, то есть, только напрямую с завода. И это была моя головная боль - обеспечить наличие ВСУ для нашего парка Ту-154М. А самолет в тот период был очень востребован.
03. Из приказов 1992 года.
Регулярно были командировки на завод-изготовитель ВСУ в Уфу (ФГУП «Гидравлика»). Тогда пошел самый развал экономики, 1992-93 годы, завод лихорадило. Посредники разные появились. Такие частные фирмы, по сути дела, перепродавали эксплуатантам новые агрегаты с завода. Своевременно получить ВСУ было затруднительно даже после проведения оплаты. В связи с этим мы иногда использовали для оперативной доставки свой Ан-26. Правда, практика показала, что это не всегда получалось быстрее. Надо было доставить груз с завода в аэропорт, сдача на грузовой склад, погрузка в самолет, выгрузка из самолета - это все не очень скоро делается. В итоге перешли на перевозки автотранспортом от ворот до ворот.
Где-то с 2000 года допустили на Ту-154М ремонтные ВСУ. Ремонты выполнялись в Уфе, а затем и на заводе в Минводах. Обеспечивать необходимое наличие ВСУ все равно оставалось задачей, требующей постоянного контроля и действий. К сожалению, в тот период было недостаточно средств для создания резервов, а досрочный съем ВСУ случался регулярно. Такая же проблема была, и даже острее, на самолетах Ил-86 со вспомогательной силовой установкой ВСУ-10, которая производилась в Омске. Тут уже доставка была по земле.
Вы еще застали Ту-114 в Толмачево…
Да, я на нем и сам полетал пассажиром. Это еще до того, как начал работать в Толмачево. В начале 1970-х я служил двухгодичником в Минске. Точнее, на военном аэродроме Мачулищи, в полку, который летал на истребителях-перехватчиках Су-9 [201-й ИАП]. В отпуск домой как раз на Ту-114 и летал. И после армии тоже. В то время мне все полеты нравились. Ту-114 был хороший самолет. За особый, уверенный бас двигателей НК-12 он получил прозвище «пилорама». Сложный самолет, конечно, соосные винты… но летал он хорошо.
04. Толмачево. Фото Виктора Ляха.
Отсюда Из Новосибирска один ежедневный рейс на нем был в Домодедово, вылет от нас каждое утро. Обслуживал Ту-114 в Толмачево наш первый цех (оперативный цех). Обычно он стоял напротив прежнего помещения цеха, с рулежной дорожки заруливал своим ходом. В те годы в аэровокзале возле цеха бортпитания на первом этаже была наша техкомната. Рядом была комната водителей трапов. Потом уже построили отдельное здание первого цеха, рядом с первым Контрольно-диспетчерским пунктом 1950-х годов.
После ухода Ту-114 домодедовцы долго выполняли рейсы в Толмачево на Ил-62.
Вы были свидетелем прилета Ту-144 в Новосибирск. Это было днем в апреле 1977 года. Что запомнилось?
Это было рабочее время, дневная смена. Можно было подняться в салон. Посмотрел салон, вышел. Особо его прилет я не запомнил.
05. Ту-144
Посадки «Конкорда» тоже наверняка видели.
На «Конкорд» мы с крыши ангара посмотрели. 1979 год. Летним утром дело было. Заходил он со стороны города, с востока. Сел с большим углом, мне даже показалось, что сейчас хвостом заденет полосу. Парашютов у него не было. Зарулил в район 41-й стоянки за ангаром и встал на 4-ю рулежку. Мы посадку посмотрели и всё. На сам самолет не ходили. Как взлетал, мы уже не видели. Это был самолет Air France.
06. "Конкорд". 1979 год. Жискар д'Эстен.
Был пост про эти первые посадки -
тут.
Китайский Боинг 767 в Толмачевском ангаре, известный для местных авиаторов случай 1989 года. Как его обслуживали?
Он сел у нас на вынужденную из-за проблем с двигателем [Boeing 767 B-2553 First flight date 12/02/1987 Engines 2 x PW JT9D-7R4E4]. Это был пассажирский борт Air China, в их фирменной окраске. Надо было менять двигатель. Новый двигатель привезли отдельным грузовым самолетом, тоже китайским. С ним прилетела китайская техническая бригада со своим оборудованием, человека 4 наверно. Работы проходили у нас в ангаре. На борт нас не пускали. Все работы выполняли сами китайцы. Помню, навесные лебедки у них были.
07. Китайский Боинг в толмачевском ангаре. Фото Бориса Семенова.
В Толмачево конечно никто в то время допусков на Боинг не имел. Да и не садились они у нас, а если и были, то единичные дозаправки.
Рейс был обычный, с пассажирами. Их там не сразу выпустили, т.к. тут же границу и таможню надо проходить, а в Толмачево их тогда не было. Всего самолет стоял у нас где-то два-три дня.
Самолет был интересный для нас как специалистов. Я обратил внимание на сочленение между рулем поворота и килем - зазор практически не просматривался. На наших же самолетах этот зазор был более чем очевиден.
Еще какие-то необычные посадки запомнились?
- Как-то летел с посадкой в Новосибирске бизнес-джет «Гольфстрим». Из Азии куда-то на Запад. Я как раз дежурным был по Объединенному отряду. На борту была дочка мексиканского президента. Мы делали дозаправку самолета - расчет производился наличными долларами, прямо на перроне, для чего к самолету подходила группа экономических работников аэропорта. Этот момент остался в памяти. Это где-то 1980-е годы.
Часто ли в Толмачево появлялись перехватчики Ту-128?
Дальние истребители-перехватчики Ту-128 прилетали в Толмачево на ремонт. Здесь же серьезный авиаремонтный завод был, в военном секторе аэропорта, со своими ангарами. Рядом в Омске стоял полк Ту-128. После них на нашем АРЗ стали ремонтировать Су-27. Но в 1990-х завод закрыли. К нам оттуда многие специалисты в авиакомпанию пришли.
08. Ту-128 в воздухе.
Что можно рассказать про Ваши первые полеты за рубеж, про первые чартеры?
На самых первых чартерах в основном, работал первый цех АТБ, это же чистое оперативное обслуживание. Я работал во втором цехе. Запомнился Китай. Когда у нас появился грузо-пассажирский вариант Ил-86 для шопников [в 1995 году], тут мы уже хорошо подключились.
09. Базовый Ил-86.
Пожарная безопасность, контроль загрузки и центровки груза, крепеж груза сетями в салоне - вот наша задача была. Летал я так только в Тяньцзинь, рейсов туда было много. И один раз - в Джакарту. Примерно в 1996 году всё это уже закончилось. Но в Тяньцзинь раз 30 слетать успел. Суточные были, на базар успевали сбегать. «Лапса, водка, помидолы» - как сейчас помню, китайцы там русский язык уже успели изучить.
Про Джакарту тоже очень интересно.
Это был «разведывательный» коммерческий рейс. Группа новосибирских бизнесменов решила посмотреть Джакарту на предмет коммерции. Мы ведь в первой половине 1990-х возили грузы в Новосибирск со всех сторон - от Стамбула до Дели и Карачи. В Индонезию рейс выполнялся на Ил-86 RA-86105, еще до его покраски в фирменные цвета «Сибири» [покраска была в марте 1996 года]. Три инженера в техническом экипаже. Пассажиров было всего человек 10. На Ил-86 полетели потому, что они в Джакарте сразу хотели что-то прикупить. Прикупили, но немного. Мы загрузились и полупустыми полетели обратно. Коммерция особо не получилась. Единственный наш рейс на Ил-86 туда и был, видимо. По пути садились только в Бангкоке на дозаправку, туда и обратно. В самой Джакарте пробыли дней пять. Самолет стоял, экипаж отдыхал. Это было зимой 1995-96 года.
Другой рассказ про Ил-86 "Сибири" в Сингапур - Бали недавно был
тут.