Летом 1963 года в тогучинской районной газете "Ленинское знамя" была опубликована заметка выше. Уточню, что Тогучин лежит почти ровно между Новосибирском и Кемерово, в том числе, на жд-ветке между этими двумя столицами субъектов РФ.
Интересных момента тут два:
- Собственно Ан-2 где-то на Тогучинской земле. При том, что пока не встречалось упоминания об аэродромах в Тогучине. 100 км от Новосибирска и жд - в общем не то место для аэропланов даже во времена
расцвета полетов по области.
- Работа самолетов по энцефалитному клещу.
И удалось получить комментарий известного новосибирского общественника от авиации, бывшего пилота Ан-2 и Ан-30 Новосибирского авиаотряда Олега Деркача.
- Я с самого раннего детства ездил к моим дедушке и бабушке в Тогучин. Почти половину детства провел там. Хорошо помню площадку, где садились небольшие самолеты Ан-2 и Як-12. Но это был не аэродром, а временная площадка. На ней садились самолеты и по санзаданиям, и химики. ["Химики" - это авиаторы на АХР - авиационно-химических работах. В развитых сельхозрегионах они активно выполняются и в наше время]
Добавлю про "химиков" в целом - я посмотрел достаточно много советских газет 1950-60-х годов. В те года в них было крайне много текстов про внедрение химии в нашу жизнь, от сельского хозяйства до новых синтетических тканей. Много лет, как раз с 1965 года и до сих пор выходит журнал "Химия и жизнь".]
01. Пример. Газета "Советский Сахалин", 1958 год.
Но слушаем дальше авиатора-очевидца.
Примерно там, где я поставил флажок, и садились самолеты. Это я видел своими глазами в начале 1970-х. Думаю и в предыдущие года площадка была там же.
02. Флажок.
Там огромное поле, необъятное! В те времена - пустырь. Сейчас оно конечно меньше, частично застроено.
Сам я обрабатывал на Ан-2 поля от саранчи, гусениц, сорных растений, болезней зерновых культур. В Средней Азии мы регулярно работали на дефолиации хлопка. Занимались мы подкормкой полей и пастбищ сыпучими удобрениями. А вот борьба с клещами - таких работ лично мне не попадалось.
Сейчас от клещей обрабатывают территории школ, санаториев и других мест, где бывает много людей. Но уже не с самолетов и не в тех масштабах. Посмотрел пару книг по применение авиации в народном хозяйстве (ПАНХ). Про шелкопряда и мышей есть, про клещей не нашел. Видимо, борьба с ними - не самое массовое использование авиации было.
03. Гугл показывает сейчас, что поле все еще существует. Интересно что у местных жителей в памяти от авиации осталось. Пилоты где-то жили. Самолеты заправлялись.
04. Просто красивое фото Ан-2.
Добавлено, 1958 год:
Добавлено, от Олега Деркача: "Мы на авиахимработах и по месяцу с одной площадки летали над полями в 80-х. Помнятся площадки в Граните и Курундусе Тогучинского района НСО. Опыляли зерновые культуры, да и саранчу истребляли..."