«В воздушном бою под Брестом…»

May 03, 2020 12:49



Рассказ бывшего командира Авиационного отряда реактивных самолетов в Толмачево (затем ЛО 204), пилота АНТ-9, фронтовика, летавшего на бомбардировщике Ил-4 Виктора Марковича Купало. Сделана была в начале 2000-х годов в Минске, где Виктор Маркович жил после отъезда из Новосибирска.

На каждом крупном предприятии есть свои легендарные личности. В Толмачевском авиаотряде такой личностью был и остается Виктор Маркович Купало. Фронтовик, командир летного отряда Ту-104, командир первого пассажирского рейса Ту-104 из Новосибирска в Москву, член Коллегии МГА СССР, кавалер двух Орденов Ленина, Заслуженный пилот СССР. С помощью его внука Константина Пивеня из Минска мы смогли получить ответы на ряд вопросов о летном пути Виктора Марковича - о довоенном прошлом авиации Западной Сибири и его участии в Великой Отечественной войне.

01. Карта полетов середины 1930-х годов



На АНТ-9 в Новосибирске

Я закончил Тамбовское авиационное училище в 1935 году (искал фото училища 1930-х - не нашел, тут и далее в скобках мои комментарии - Глеб) и попал в Омск. На двухместном П-5 (пассажирская версия одномоторного многоцелевого биплана Р-5) летал по почтовой трассе Москва - Новосибирск, обслуживая ночной участок Свердловск - Новосибирск. Ночью летали по светомаякам.

02. Из старой книжки, шрифт смотрите какой.





В 1938 году я был переведен в городской аэропорт Новосибирска в порядке повышения на самолет АНТ-9 (в это время самолет уже назывался ПС-9). Основными направлениями были полеты в Москву, Омск, Иркутск, Кемерово, зимой - вдоль Оби до Каргасока (Томская обл.). АНТ-9 был первым советским магистральным пассажирским самолетом (первый полет в 1929 году, к концу 1930-х это была уже устаревшая машина). Он имел комфортабельный салон с 9-12 креслами, оснащенный туалетом и гардеробом.

03. АНТ-9 в цвете



Предвоенные годы

Вскоре в Новосибирске появились первые скоростные (до 350 км/ч) почтовые самолеты ПС-40 (гражданская модификация бомбардировщика СБ). На трассе Москва - Хабаровск в Новосибирск они поступили первыми. Полеты выполнялись днем и ночью, а также в сложных метеоусловиях. В этот период мне приходилось 2-3 раза уходить на запасной аэродром в Толмачево. Здесь еще до войны базировались подразделения ВВС СибВО, в основном истребители.

04. Пишут, что это фото было сделано в Новосибирске



В ноябре 1939 года началась война с Финляндией. По приказу ГУГВФ я с экипажем был вызван для обеспечения связью наших войск. Полеты на ПС-40 выполнялись по маршруту Москва - Ленинград - Петрозаводск - Ухта - Кемь - Мурманск с посадкой на этих аэродромах. Полеты проходили в сложных метеоусловиях (были сильные морозы).
После финской войны я продолжил летать в Новосибирске. В 1940 году экипажи ЗСУ ГА, в том числе и я, проходили переучивание на пассажирский ПС-84 (лицензионный Дуглас DC-3, будущий Ли-2). В июне 1940 года начались полеты на ПС-84 по трассам ЗСУ ГА.

04.2. Добавленное фото. Журнал "Гражданская авиация", апрель 1941 года.



Авиация дальнего действия

В феврале 1941 года вместе с другими командирами кораблей ГВФ, которые имели большой опыт летной работы, я был призван в армию. По приказу Сталина был сформирован 212-й полк авиации дальнего действия (АДД, название появилось в феврале 1942 года) на самолетах ДБ-3Ф (Ил-4). Имея большой опыт полетов в сложных и ночных условиях, этот полк, основу которого составили гражданские пилоты, был необходим для стратегической авиации.

05. Памятная доска в Смоленске



В полку командирами экипажей и заместителями командиров эскадрилий были назначены пилоты ГА. Базировались в Смоленске. Командиром полка стал Александр Голованов, во время Великой Отечественной возглавивший всю АДД.

06. Голованов крайний справа. Очень интересная личность.

Биография есть на topwar.ru. Пилот ГВФ, ставший командующим всей дальней авиации страны.



Первый бой

В первый день войны полк был в бою, получив боевое крещение. Первый день экипажи полка выполнили боевые задания успешно, без потерь.

07. Ил-4



23 июня [по другим данным 24 июня] в связи с прорывом фронта бронетанковыми частями немцев в брестском направлении нам и другим частям ВВС был дан приказ выполнить массированный налет на силы противника.
Немцы бросили против наших самолетов многого истребителей. В воздушном бою под Брестом (район Кобрина) мой штурман сбил Мессершмитт-109. Нас атаковали еще два Мессершмитта и сумели поджечь нам левую силовую установку. Загорелся бензин из разбитых баков. Я дал команду экипажу покинуть самолет на парашютах. Штурман Токарев и я спаслись, радист и стрелок погибли от огня истребителей врага. Я немного обгорел, спас меня затяжной прыжок с парашютом. Еще в самолете получил тяжелое ранение левого плеча. Штурман на земле сделал перевязку своим нательным бельем. Выбирались по болоту. В итоге трудного пути (телега, поезд, самолет) с ранением я был доставлен в Москву. После выздоровления прибыл в свой полк.

Против танков Гудериана

Прошло много времени после войны, но события войны всегда в памяти и снятся во сне. Осенью 1941-го немцы были под Москвой. Для окружения Москвы на юге Москвы в районе Трубчевска действовала 2-я танковая армия Гудериана. Перед АДД была поставлена задача уничтожить ее. Используя ночное время, опыт боевых полетов с применением световых парашютных бомб, мы эту задачу в своей части выполнили. Угроза Москве с юга была ликвидирована. За эту операцию я был награжден первым Орденом Ленина. (искал фотографии тех сентябрьских танковых колонн с воздуха - не нашел)

08. "Красная звезда" 1941 года про те колонны.



Среди аэростатов

Эпизодов много, всех их не опишешь. …полет на боевое задание в 1941 году в район Кременчуга (немцы форсировали Днепр). При бомбежке переправы наш самолет оказался в кольце подвешенных аэростатов противника. Для нас это была своего рода западня, из которой трудно уйти, особенно ночью. Нас бог миловал и мы ушли, несмотря на обстрел зенитной артиллерии и освещение прожекторов. На моем борту за штурмана был комиссар авиаполка Петленко, который после сказал, что чудо бывает один раз в жизни.

Военный Новосибирск

В октябре 1941-го я с фронта прилетел в Новосибирск на смену двигателей (двигатели меняли на НАРЗе - из истории завода : «уже в конце ноября 1941 года были выполнены первые работы на самолете ПС-84 со сменой двигателя», даты немного расходятся, но не страшно). Командующий дал мне трое суток, чтобы использовать эту возможность. Меня встретила жена с дочерью Надей, держала на руках и плакала. Новосибирск был городом, где ковалась победа - все для войны, все для фронта. Аэрофлот был составной частью армии. Новосибирск невозможно было отличить от фронтовых городов.

Дальний

Самолет Ил-4 (ДБ-3Ф) был основным дальним бомбардировщиком. Два двигателя М-88 мощностью по 1200 л.с. обеспечивали крейсерскую скорость до 350 км/час и высоту полета до 6000 м. Дальность полета составляла 4-6 тыс. км. Бомбовая нагрузка, в зависимости от заправки топливом, была до четырех тонн.

09. Экипаж Ил-4 и техники



В первые дни войны полк имел потери при полетах в дневное время из-за слабости бортового вооружения. В дальнейшем это было исправлено за счет установки крупнокалиберного пулемета и добавления четвертой огневой точки. Экипаж был в составе четырех человек - летчик, штурман и два радиста-стрелка. Бытовые условия были примитивными и некомфортными. За период войны я летал на четырех самолетах, один потерял в воздушном бою, другие менялись по техническим соображениям. Это был очень живучий самолет.

День Победы

Встречу дня победы трудно описать, ибо это событие было одним из самых ярких страниц в истории всех народов. Для нас, советских людей, это был праздник радости и слез, он останется в памяти на всю жизнь. Не было такого места, где люди нашей Родины - СССР не чувствовали бы себя как родные братья на века. Из Новосибирска я летал по всей стране и в братские государства, все это видел и ощущал великую радость и ликование, сердечные отношения и благодарность за то, что отстояли мы мир во всем мире. Встречался и с братьями по оружию, однополчанами. Эти встречи были торжеством нашей победы. Вспоминали и о тех, кто отдал свою жизнь за всех нас и наше будущее счастье.

Снова в ГВФ

После окончания Великой Отечественной я вернулся в Новосибирск, где служил в ВВС СибВО. С 1946 году снова в ГВФ, где начал летать на Ли-2. В 1947 году был признан «Лучшим пилотом ЗСУ ГВФ»…

10. Ту-104, раннее Толмачево



…О работе Виктора Марковича в Новосибирске-Северном и Толмачево - здесь и по тегу.

АНТ-9, Ил-4, С47/Ли-2, Голованов, КВС Купало, Кемь, Р-5, Смоленск, 1938, Толмачево-истории, авиаистория, НАРЗ, 1942, 1941, книги, ветераны ГА и ВОВ, ПС-40, Новосибирск-Северный, 1935, Ту-104, Кузбасс, 1940, карты, Омск, Новосибирск, Толмачево, ВВС, военное, 1947, Иркутск, ПВО, Тамбов, 1939, пилоты

Previous post Next post
Up