Если новосибирские истории Ту-104, Ил-18, Ан-24, Ил-14 и даже Ан-10 (см. теги) более-менее в периодике и интернете описаны, то до Л410 руки как-то не доходили. Плюс история Новосибирского авиапредприятия завершилась, в общем, грустно - летать из городского порта перестали и историю 1980-90-00-х никто особо не написал. Надо закрывать белые пятна.
Данный пост - скорее приквел, вводная часть к рассказу про эксплуатацию Л410 в Новосибирске. Что удалось выяснить перед опросом непосредственных участников этой эксплуатации.
Фото выше - Новосибирск-Северный.
Справочно (из старых газет, журналов и книг)
Первый полет Л410 состоялся 16 апреля 1969 года. Опытный ХЛ-410 поднял в воздух с аэродрома в Куновице шеф-пилот фирмы "Let" Владимир Вылк (Vlk). В июне того же года ХЛ-410 демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже (здесь же выставлялся и один из советских конкурентов новой чешской машины - Бе-30). В 1977 году Вылк разбился во время испытательного полета новой модификации Л410УВП недалеко от завода-производителя.
ссылка .
Как-то я
упоминал, что в начале 1970-х в Новосибирской области ждали Бе-30 как замену Ан-2. Причем, в 1972 году Бе-30 проходил испытания в Колпашево Томской области. Но в серию так и не пошел. Сейчас вот для меня открылось, что конкурент Л410 начал летать так рано. Практически за 10 лет до начала массовой эксплуатации в СССР. Фото Л410 есть в журнале «Гражданская авиация» за 1970-й год.
01. Первый эксплуатант Л410 был из Чехословакии - авиакомпания Slovair из Братиславы. Из книги по истории CSA, когда-то подарили чехи в Толмачево.
Первые Л410 в Новосибирский объединенный авиаотряд (НОАО, аэропорт Северный) пришли осенью 1978 года. Это была модификация Л410М, рассчитанная на 17 пассажиров. Пока не знаю, какой была первая партия. Но на фото, опубликованном в «Советской Сибири» в январе 1979 года, видны три машины, включая борт СССР-67280. Этот борт числится за Барнаулом. Почему он появился в «СовСибири» про первые рейсы новосибирского авиаотряда, сложно пока сказать. Как минимум, рядом есть фото новосибирских авиатехников, обслуживающих Л410, то есть, снято в Северном. Видимо, в Барнаул он был передан уже из парка Новосибирского авиаотряда.
Командиром НОАО в те года был Игорь Вячеславович Цыбасов, Герой Соцтруда. Встречался с ним
несколько раз.
Первый технический рейс Л410 был выполнен в понедельник 15 января 1979 года по сложному кольцевому областному маршруту Новосибирск - Северное - Кыштовка - Барабинск - Здвинск - Довольное - Краснозерное - Новосибирск. Это позволяло показать новый самолет в зимних условиях сразу в нескольких райцентрах Новосибирской области. В базовый аэропорт самолет вернулся уже в глубокой темноте. Первый полет: КВС Солодов, пилот-инструктор Лузин, второй пилот - Ягодко. Известно, что Ягодко закончил Омское училище.
Интересно, что во все эти аэропортах ранее летал Ил-14 из Новосибирска. У меня под вопросом только Довольное. Остальные - 100%. А когда-то туда мог и Ли-2 летать, наверно. Он в Северном эксплуатировался до начала 1970-х.
17 января похожим, но несколько сокращенным маршрутом в Новосибирск прибыли районные делегаты конференции... Судя по всему, это был первый рейс с новосибирскими пассажирами. Об этом написано в "СовСибири" за 17 января 1979 года. Я тогда еще ходил в детский садик.
03. В первом полете:
В интернете нашлась информация о том, что на следующий день после полета с новосибирскими депутатами, 18 января 1979 года под Белгородом в тренировочном полете разбился Л410М СССР-67210. Погибло три члена экипажа, включая второго пилота - стажера. Это была первая катастрофа этого типа в СССР.
airdisaster.ru . В Новосибирске подобных случаев в практике Л410 за все время эксплуатации не было.
…В январе базовые Л410М вышли на линию Новосибирск - Томск.
15 апреля был открыт первый регулярный рейс в область: Новосибирск - Барабинск. К лету 1979 года планировался выход Л410 на другие районные маршруты.
Модификации Л410М и МУ были достаточно малочисленными. Наиболее массовой версией в СССР был Л410УВП (укороченного взлета и посадки, он был на 80 см длиннее Л410М).
Процитирую внешний источник:
С 1979 года на советско-чешскую приемо-сдаточную базу фирмы Let в аэропорту Львова начала поступать новая модификация Л410УВП, во многом превосходившая Л410МУ. Автору приходилось бывать в 1980 году там в командировке - в памяти стройные ряды нескольких десятков новеньких, бело-голубых и бело-красных, непривычно симпатичных самолетов. А в 1982 году и в полете довелось впервые оценить Л410, правда, в качестве пассажира. Из Ростова до Краснодара я летел на Л410. Нет слов, самолет не идет ни в какое сравнение не то что с Ан-2, но и с Ан-24 - тот весь трясется, вибрирует, ревет на рулении и сильно гудит в полете.
ссылка.
В Ростовском УТО на Л410 переучивались новосибирские летчики в 1983 году.
03. Эксплуатационные испытания Л410УВП проходили на базе Саратовского авиаотряда (171 ЛО) и закончились летом 1980-го года. Текст ниже называется "Самолет Л410УВП". Видимо, из журнала "Гражданской авиация", точной ссылки на него у меня нет.
Судя по известному ресурсу
russianplanes.net , в 1982 году в Чехословакии было выпущено десять Л410УВП, поставленных в Новосибирск. В Сибирь и более дальние места Л410 попадали своим ходом через Львов. Посмотрел в реестре - на Камчатке Л410 появились в 1988 году.
В ЗСУ ГА Л410 в советское время эксплуатировались в четырех предприятиях: Новосибирск, Барнаул, Томск и Омск.
04. Томск и Омск были во второй волне эксплуатации Л410 в Западной Сибири.
Ремонт самолетов с 1983 года выполнялся на
420 АРЗ в Харькове.
Два момента про ГСМ. На Л410 использовался авиакеросин вместо бензина на Ан-2. И на модификациях М и МУ противооблединительная система (ПОЖ) была спиртовая. На УВП поставили электрическую.
Про объемы: начиная с 1969 года, было построено 1104 Л410 различных модификаций, 862 из них попали в Советский Союз. Интересно, что 1000-й "Турболет" был построен еще в 1990 году - им стал 25-й самолет 25-й серии. В "Аэрофлоте" машина получила обозначение СССР-67663, попав в Украинское УГА.
Коммерческая нагрузка:
410М - 17 пассажиров или 1430 кг груза
410УВП - 15 пассажиров или 1300 кг груза (на 80 см длиннее, но пассажиров почему-то меньше)
410УВП-Э - 17-19 пассажиров или 1710 кг груза (мощность двигателя росла каждый раз и масса)
410-УВП-Е20 - 19 пассажиров или 1800 кг груза (современный вариант)
Вики.
05. Фото из начала 1990-х. Еще "Аэрофлот", но уже RA-. В Новосибирске Л410 в 1990-х еще вполне активно летали.
ПС. Кто-нибудь знает историю появления памятника Л410 в Матвеевке под Новосибирском? (он демонтирован примерно в 1998 году).
Вот что мне удалось узнать в прошлом году путем звонка в колледж:
Самолет к нынешнему колледжу отношения не имеет. История такая: в 1998 году нынешний почтовый колледж объединился с училищем №54 (металлообработка). В том году самолета уже не было.
Училище 54 сдавало часть площадей милиции (видимо, имеющей отношение к транспорту, то есть, ЛОВД). Вот милиция и поставила там в свое время самолет, вагон и что-то из автотранспорта, видимо, автобус [этот список я бы дополнительно проверил, не уверен]. Для тренировок. Сказали также, что концы самолета и его историю вообще надо искать в Управлении ЛОВД "на Новосибирске-Главном". Туда я пока "не дошел". Источник первичной информации про Матвеевку, с картами расположения -
http://nsk-kraeved.ru/.
06. Фото из Матвеевки из того же источника:
ПС. Из истории Л-410 на Алтае:
https://aeroaltay.livejournal.com/8356.html ПСС. Хороший текст 2022 года по теме Л-410 в Новосибирсе тут:
https://dzen.ru/a/YtpVZHcLzRnGh_TZ