Попался любопытный текст, ссылка будет ниже. История гражданской авиации Минска, рассказанная двумя бортпровдниками-ветеранами, которые работали еще в 1950-60-е годы. Что характерно, история очень похожа на то, как это было в Новосибирске. Другие типы самолетов, другие маршруты, но похоже. И есть у меня аналогичный текст про Новосибирск-Северный, но это позже. Сейчас Минск.
И с наступающим Днем Воздушного флота!
2 августа 1954 года в белорусской авиации появились стюардессы [в книге по истории ГА Белоруссии 1973 года сказано про май 1954; дальше примечания мои - avro]. У девушек были очень поэтичные паспортные данные: Олимпиада Пилипенко и Фелициана Лукьянчикова. Фелицианы Антоновны, к сожалению, больше нет. А Олимпиада Леонардовна сидит с нами за большим столом в музее гражданской авиации. Если бы по нему судили о развитии сферы, в профильном департаменте все сгорели бы от стыда. Это далеко не Смитсоновский национальный музей авиации и космоса - просто комнатка на Короткевича, 12 [музей ГА Белоруссии в Минске], которую поддерживают и наполняют атмосферой члены союза ветеранов.
На Аэродромной, 4, раньше располагалось управление гражданской авиации БССР. В 1954 году начальники подумали и решили, что пора брать пример с западных коллег да привлечь к работе бортпроводников. До этого функции стюардесс выполнял второй пилот, которому, вообще-то, летать надо. На воздушных суднах тогдашних модификаций пассажирам зачастую становилось плохо, так что расчет делался на девушек с медицинским образованием. В столичном медучилище как раз проходил выпускной. Начальник отдела кадров поехал на распределение, сидел, слушал, присматривался. В итоге сделал деловое предложение трем девушкам - одной из Минска и двум с периферии. Минчанке не разрешили родители. А хуторянки с радостью подписались. Это и были Олимпиада с Фелицианой.
01. Фото из минского музея.
Получив диплом лаборанта, девушка отправилась на распределение.
- Какой-то мужчина, я его не знала, подошел ко мне: «Не хотите в „Аэрофлот“?» - «Ну хотелось бы…» Но разговор ничем не закончился. В тот день мне почему-то не отдали документы. Я ушла и отправилась забирать их только через неделю. Был вариант вернуться в Могилевскую область, но решила, что не стану. Из училища меня отправили в Дом правительства. На первом этаже получила свои документы и сразу пошла в управление гражданской авиации. А там товарищ, с которым мы виделись на распределении, говорит: «А я так и думал, что вы вернетесь. Наши на днях едут в колхоз, уборку делать, как вы на это смотрите?» Говорю: «Я ж деревенская, это моя родная стихия».
Месяц пробыли «на картошке». Дальше началась подготовка. Ну как подготовка - объяснили, что надо уметь с людьми общаться и любить их, попросили соблюдать культуру и улыбаться. Но учебы как таковой не было, просто инструктаж. Ввели в курс дела - иди работай.
Почин, конечно, не помню, наверное, Москва. Я до того никогда не летала. Стюардессы работали по одной в салоне. У нас было два самолета Ил-14, мелкие такие. Высота - 3-4 километра. Самая болтанка. Помню, что часто туман был. Тогда Минск не принимал. Можно было улететь в Адлер и остаться там на неделю. Поменял одежду - и на пляж. Ну разве не красиво? Красиво конечно.
02. Схема салонов, фото из интернета
За месяц у меня ушло волнение. Стала бороться с волнением пассажиров. В тот период летали мало и в основном по неотложному делу: на свадьбу или похороны. Люди были неискушенными, многие никогда не пользовались самолетом, переживали. Вот я и развеивала опасения бабушек. Рассказывала о себе, потом про их жизнь спрашивала. После такого общения они улыбались и расцветали.
Рядом с Олимпиадой сидит еще одна легенда - Александра Владимировна Сенькова. Она начинала учиться на швейного технолога, в итоге стала бухгалтером и учителем русского языка и литературы. Летать пришла 7 февраля 1961 года. Была 14-й стюардессой в отряде, которым к тому моменту уже заведовала Олимпиада.
- Я пришла после Лимы через шесть лет. Наша служба базировалась в подвале здания первого аэропорта. Шкаф зеркальный, круглый стол и несколько кресел дерматиновых. Лима принесла мне кипу бумаг и бухнула на стол: «На, учи!» А через день мне в полет. Я понятия не имела, что это за документы. Один посмотрела, второй, потом думаю: ай… Сейчас же девушек после набора долго обучают. Раньше этого не было. Мы пришли - и сразу на самолет.
03. Салон Ил-14, фото из интернета
Меня отправили в первый рейс с другой девочкой. Ну, чтобы она отстажировала молодую, неопытную. Ил-14. Между кабиной и салоном стоит багажник. Старшая бортпроводница (Надей звали) посадила меня возле пассажира. Сама как стала в хвосте салона, как начала говорить с каким-то мужчиной, так о стажировке вообще забыла. Мы в Киев направлялись. Я тоже до работы никогда не летала. Сижу, только глохну, а что делать, понятия не имею. Все поглядывала на ту Надю, а она все болтала. Но как-то отработали.
Больше всего мне запомнилась красота вечернего Киева. В иллюминаторе все в огнях, звезды на небе, реку видно, дома, площади. Мне так понравилось, это такая красота! Необыкновенная! У нас в профессии все романтики. Другие быстро уходят.
Стюардессам надо было летать семь с половиной лет. В 45 разрешалось идти на пенсию. Правда, когда заканчивались те семь с половиной лет, начиналось «еще год», «еще год». В итоге Олимпиада Леонардовна пролетала 26 лет. А Александра Владимировна застала даже Ту-154.
04. Старый аэропорт Минск-1, фото из интернета
- Я в 1981-м оформила пенсию. Потом министерство прислало приказ - такие они важные. Ввели в службу бортпроводника должность типа замполита, только название другое. Отвечала за методическую и воспитательную работу. До 1983-го доработала, потом в аэропорту Минск-2 стала начальником службы бортпроводников - трудилась до 1998-го. В 60 лет перешла на службу в «Авиатехсервис», потом их закрыли, меня взяли в обратно в Минск-2. Там возглавила службу сервиса. Занималась, кроме прочего, общественным питанием - барами, магазинами. Ничего не знала, но как на амбразуру кинулась. Надо так надо. Доработала в кейтеринге до 2013-го. Мне уже 76-й год шел - 52 года стажа.
Бабушки обижаются, когда слышат, что стюардессы - это официантки в воздухе. Говорят, безопасность превыше всего. В случае чего главное - спасти пассажиров, если сам остаешься жив: эвакуировать всех за 90 секунд и отвести хотя бы метров на сто от воздушного судна.
Александра Владимировна начинает вспоминать внештатные ситуации. Если вы впечатлительный аэрофоб, дальше можете не читать.
- Летели в Калининград на Ту-134. У меня уже сын был. И на том рейсе бортинженером работал мой муж. А мы в разводе. Но нас поставили на рейс. Совершенно случайно. Смотрю, он что-то все бегает в салон из кабины и смотрит в иллюминатор. Думаю: что случилось? Но обращаться к нему не хочу. А экипаж сильно отвлекать нельзя. Но я в конце концов не выдержала и его спросила: «Что там?» - «Ничего там». И пошел такой. Оказалось, один двигатель уже отключили, потому что нерабочий, а второй показывает дефекты по приборам. А этот все бегает и смотрит. Долетались до того, что второй пилот вышел и сказал: «Надо отвлечь пассажиров».
Ну а как мы отвлекаем? Наливаем водичку, на подносики ставим, идем улыбаться: «Пожалуйста, кто желает? Кто желает?» У меня в голове тем временем: «А что там мой сын в городе делает? А что будет, если…» Но страха не было никакого. Почему-то ощущается какая-то уверенность, а во что я верю, непонятно.
Проходишь. «Девушка, а что там?» - «Там ничего. Надо вы́летать горючее, будет посадка». Много выдумывали, чтобы выходить из ситуации, и благополучно приземлялись. На земле все пассажиры: «А что там было, а что там было?» Ну разве ты скажешь пассажиру, что у нас двигатели отказали? Вот такая ситуация. Вроде бы и очень опасная, но благополучная.
05. Ту-134 в окраске 1960-начала 1970-х, фото из интернета
Александра Владимировна продолжает рассказ. Тогда в Беларуси было много внутренних рейсов. И ладно областные центры - летали во все районные. Двадцать минут, тридцать. Сейчас у «Белавиа» таких рейсов почти нет. Ну разве что Вильнюс. Сорок минут - стюардессу не успеешь рассмотреть.
Ветераны говорят, что нельзя сравнивать их условия работы с нынешними.
- Работать было очень сложно, особенно на рейсах с питанием на Ан-10. Вы, наверное, и не знаете, что такое Ан-10, и никогда на таком не летали. Ан-10 состоит из трех салонов. Между ними стоят короба для обогрева или охлаждения. Он в Адлере пока постоит час, температура в салоне уже 40. Потому включали короба. Мы под ними простужались.
О6. Ан-10, фото из с оригинального белорусского текста. Самолет не Минский, судя по russianplanes. И вообще тут вертолет супостатов слева виден.
Микрофонов у бортпроводников не было. Гул ужасный - как будто космический корабль стартует. А нужно озвучить пассажирам информацию. Так три ряда пройдешь - повторяешь. Потому что все тебе говорят: «Не слы-ы-ышно-о-о».
Зимой у всех 100 пассажиров надо принять пальто в гардероб. Стоишь и развешиваешь - маразм. Потом - всех накормить. Сперва требовалось установить столики - они металлические, вставлялись в пазы подлокотников. Каждому пассажиру нужно было разнести такие.
Потом питание. Сейчас же все готовое, а мы огурцы нарезали и сами раскладывали боксы на поднос, консервы открывали на закуску. Одна на кухне все оформляла, вторая носилась по салону и раздавала. Это ужас был!
Кроме того, пассажиры курили! «Белювелирторг» договорился с авиакомпанией, и мы торговали на борту самолета маленькими бутылочками с алкоголем. Некоторые пассажиры брали по пять и выпивали их. После рейса костюм нужно было сразу снимать и окунать куда-нибудь, чтобы убрать запах дыма. Молодые девушки об этом понятия не имеют. Я им завидую белой завистью. Они у нас все красивые, как на подбор, элегантные, умные, образованные. Приятно смотреть.
07. Ту-124 эксплуатировался в Минске с 1964 года. Фото из интернета.
Оригинал текста -
здесь.