29 апреля открыли новый регулярный рейс S7 765/766 Иркутск - Токио. Летает обычный А320 (VP-BOJ был первым). Время в полете 4.20. Судя по дистанции на флайтрадаре - 3367 км - это примерно как Новосибирск - Москва. Это новость.
А пост немного о другой Японии и другом Иркутске - 1992 года. О чем картинка выше, а рассказ - под катом.
Из книги Клавдии Шантариной, начальника службы бортпроводников авиакомпании "Байкал", а затем Иркутского и Московскго отделения авиакомпании "Сибирь" "Моя синяя птица удачи" (Иркутск, 300 экз., год не указан, написано в 2008 году).
В октябре 1991го в Иркутске была сформирована международная группа бортпроводников из 16 человек. Разговоры о международных полетах начались еще в середине 1990го. (В отличие от Толмачево, Иркутск был международным аэропортом еще с середины 1950х, с 1954го китайцы уже сами летали в Иркутск на Ил-14 - Глеб). Началась подготовка с 4-месячных курсов английского языка в ИИНЯЗ, местном институте иностранных языков. В мае 1992 была стажировка в Хабаровске, где международные полеты уже были (с конца 1980х, в частности, в Харбин - Глеб) и где УТО имело допуск на такую подготовку. Потом была комиссия в Восточно-Сибирском управлении ГА по финальному отбору. Один кандидат пришел на комиссию в кроссовках. И ему чуть это не стоило полетов за рубеж. Но обошлось "нереканием".
Стала известна дата первого полета - и это был полет в Японию, в Ниигату - 12 июня.
Все службы активно готовились к первому международному рейсу. Ежедневные совещания, кто в какой степени готов. Отбор бортпроводников на два первых рейса (уже было известно, что второй будет в китайский Шеньян 2 июля) - проверяли даже походку бортпроводников.
Первая бригада на рейс SU 871 (тогда все новые авиакомпании бывшего СССР летали под кодом "Аэрофлота") в Ниигату: Шантарина, Николенко, Чертовских, Левченко и Дворницкий (единственный мужчина в бригаде).
Вылет в 8.50 утра. Часть бригады едет в аэропорт на троллейбусе (в Иркутске аэропорт в черте города - Глеб). Едут стоя, чтобы не помять одежду. Накануне сделаны прически в парикмахерской.
Прически, кстати, вот это именно первый рейс:
Фото в начале - год пока не установлен. Но это тоже Ниигата.
Вылет. Туда Ту-154М почти пустой. Основная идея направления - пассажиры из Японии. В составе экипажа пилот и штурман из ЦУМВС (Шереметьево). Среди пассажиров - начальник ВСУ ГА Сокольников В.Ф.
...Посадка. Трап. Фото- и тележурналисты. "По трапу мы спускались под блицы и щелкание фотоаппаратуры". Мини-пресс-конференция. Встречали нас префект Ниигаты, директора аэропорт и представитель "Аэрофлота" Волощук П.С. Цветы прилетевшим. Потом был видеоролик на японском ТВ о прибытии первого рейса.
Из книжки:
Обратно летела официальная японская делегация, чиновники разных уровней и журналисты. Японцы были настроены исключительно доброжелательно. "Я навсегда полюбила японцев, как самых дисциплинированных, терпеливых пассажиров" (с). Потом были и 4-месячные курсы японского языка для старших бортпроводников.
В Иркутске встреча с русскими красавицами и караваем, хороводом и прессой. Для экипажа был организован торжественный ужин в банкетном зале международного сектора аэропорта.
Цитата о пассажиропотоке: "Пик перевозок на японском направлении - август-сентябрь. В этот период ежегодно в Иркутск прилетали ветераны Второй Мировой войны, бывшие военнопленные и сидевшие в лагерях на территории области. Прилетали родственники погибших в лагерях. Они увозили на родину прах своих родных".
...В сентябре 1992го в банкетном зале Иркутского "Интуриста" состоялась презентация международных рейсов (в рамках крупной Иркутской ярмарки - Глеб). В июле начались полеты из Иркутска в Шеньян, в августе - в Улан-Батор и Пекин.
Закончилось выполнение Ниигаты в 1998 году. В 2004м это направление возобновила авиакомпания "Сибирь", но тоже летала не сильно долго.
Почему именно Ниигата - в книге ответа нет. Из России в Японию в 1992 году рейсы были из Москвы, Хабаровска и Владивостока. И начиналась программа на Ан-24 из Южно-Сахалинска в Хакодате (Хоккайдо).
Самые первые региональные полеты в Токио начались из Хабаровска летом 1971 года. Они выполнялись на Ту-134 ЦУМВС (шереметьевские машины и экипажи). Как это было - тоже интересно, так как базовых Ту-134 на востоке страны вообще не было.
Добавлено - первые полеты в Японию из Хабаровска, из книги про дальневосточную авиацию:
_____________________________________________
2 июня начинаем Новосибирск - Токио.
Свой первый международный рейс Толмачевский авиаотряд выполнил на год раньше - в июне 1991-го.
Трек Иркутск - Токио. Через Харбин.
Большое спасибо Наталье Чертовских за помощь в подготовке материала.
ПС. На каком фоне развивалась международная программа полетов из Иркутска в 1992 году -
здесь.
В частности, январь 1992го:
ПСС. АК "Байкал" 2000 год: