Попалась случайно в руки книга воспоминаний Андрея Андреевича Громыко, бывшего министра иностранных дел СССР (с 1957 по 1985 годы, от первого спутника до перестройки). В мемуарах он много рассказывает про США. Не считая командировок, он прожил там 8 лет, будучи, в частности, Послом СССР в США еще в 1940х.
Книга вышла в 1988 году. Через год Андрея Андреевича не стало. Заинтересовали его воспоминания про сентябрь 1983 года, в связи с известным событием в области ПВО. Безусловно, в тексте много чего от позднего СССР, но тем не менее очень любопытен фон и международные нюансы от непосредственного участника и очевидца происходившего в ту осень. Я тогда пошел в 4 класс, на Сахалине. А наверно через полгода (а может и через пару лет) у меня в ящике домашнего письменного стола появился кусок алюминия размером с аудиокассету. с характерным желтозеленым покрытием... это у мамы знакомый в моря ходил с геофизиками. Их там привлекали к поискам... очень жалею, что с переездами кусок этот утратился.
Фото с airliners.net
Тут что характерно. C 1980го по 1984й год не было встреч на уровне первых лиц СССР и США. На фоне Афганистана, Гренады, бойкота двух подряд Олимпиад и прочих непростых событий. И что важно - всего несколько лет прошло, как другой Боинг 707 той же Korean Air залетел в наше воздушное пространство и был принужден к посадке (по факту вне аэродрома) на территории СССР в районе Мурманска.
Вот трактовка событий, от главного дипломата страны. По идее, он должен был знать гораздо больше, чем до сих пор публично сказано и написано. Смысл ее, как я понимаю - США подставили гражданский лайнер, в своих интересах.
Ситуация в Мадриде, дата начала совещания - 8 сентября.
Там же прошла встреча Громыко с госсекретарем США Джорджем Шульцем, который "сразу начал развивать тему про права человека" в СССР. Разговор тет-а-тет не задался. Перешли в другой зал. Замы министров, от США - посол в СССР и спецсоветник президента по нашему Союзу.
...Угроза ядерной войны, учитывая ракеты с обеих сторон в Европе, была тогда, видимо, крайне острой.
Я не помню, были ли еще такие случаи в истории авиации за последние 50 лет, как с автонавигатором, по которому ехали типа в Париж, а приехали в Амстердам. Ну как на 500 км уйти с курса и случайно попасть четко на стратегические базы вовсе даже не потенциального, а самого реального противника?
..."самая острая беседа из всех тех, которые за многие годы мне доводилось вести с четырнадцатью государственными секретарями США".
Из истории: 15 сентября 1983 года - прерывается прямое авиасообщение между СССР и США - президент США Рональд Рейган издает указ, запрещающий деятельность Аэрофлота на американской территории. Советская авиакомпания закрывает свои представительства в Вашингтоне и Нью-Йорке.
Вот такая книжка.
А это из книжки про сахалинских корейцев.
В Южно-Сахалинске, кстати, у Дома Офицеров продолжает стоять
памятник перехватчику Су-15 .
В 1984 году в советском издательстве АПН вышла брошюра с описанием этого полета, с картами, с наложением траекторий витков американского спутника-шпиона над Дальним Востоком. Вряд ли позднее 6 класса я читал ее в Областной детской библиотеке. Такие вот тайны для детей в то время были. Не Гарри Поттер. ...хотя Незнайка на Луне и бог Марранов тоже были.
ПС. Еще про двух шпионов времен СССР
тут .
ПСС. Про первый случай с KAL
http://nosikot.livejournal.com/3903605.html ПССС. Что передавал Южной Корее Ельцин в 1992 году:
https://www.kommersant.ru/doc/26687 И еще: запись сентября 2008 года. Владимир Кара-Мурза, говорим с бывшим народным депутатом СССР, полковником запаса Виктором Алкснисом:
"...Я считаю, что вряд ли мы когда-нибудь узнаем правду, потому что правда, как мне кажется, не очень выгодна Соединенным Штатам Америки".
https://www.svoboda.org/a/463547.html ПСССС. Книжка 1984 года
...про Ил-14 с Сахалина:
https://doroshenko-us.livejournal.com/51982.html