Отлучённый от неба... (Ил-14 в НСО)

Oct 29, 2016 22:19

Был интересный такой трип внутри области в мае с.г. С него я писал про Ан-2 в Барабинске . Еще про аэропорт надо. А пока Максим написал про ключевую цель поездки - Ил-14 в Куйбышеве. Кстати, летом стало известно, что в Мочище под Новосибирском привезли другой Ил-14 с запада. И планируют поднять его в воздух, когда-то.

Оригинал взят у macusima в Отлучённый от неба...
Иногда самые неожиданные вещи можно обнаружить в самых неожиданных местах. И, если говорить о самолётах-памятниках, зачастую непонятно как в городе, где нет аэродрома мог появиться в парке самолёт. Причём это не какой нибудь небольшой истребитель, который вполне можно привезти трейлером, а вполне себе пассажирский лайнер - Ил-14. Такому самолёту-памятнику, установленному в городе Куйбышеве Новосибирской области и будет посвящён этот пост.



Инициатором появления этого борта в Куйбышеве являлся председатель горисполкома КПСС Куйбышева Анатолий Георгиевич Петров, в прошлом служивший авиатехником в ВВС СССР. В 1986 году в Куйбышевском районе проводились военные учения Западно-Сибирского военного округа под командованием генерала Вострова, на которые Петров был приглашён в качестве наблюдателя. Петров, бывший авиатор, загорелся идеей поставить в городе самолёт "для осмотра детворой" и с этой просьбой он обратился к Вострову, в то время командующему СибВО.

Фото А.Г.Петрова из книги "Город Куйбышев, его люди и их дела"



Первоначально Петрову был предложен списанный лёгкий бомбардировщик Ил-28, но он не подходил под идею председателя об организации детского кафе внутри самолёта. Вспоминает А.Г Петров: "Востров позвонил мне и по-военному коротко спросил: "Ил-четырнадцатый - подойдёт?". Я согласился не раздумывая - транспортник Ил-14 на 28 пассажирских мест как нельзя лучше отвечал моему замыслу. На самолёте этом ещё летел генерал из Барнаульской лётной школы (по-видимому, речь идёт о БВВАУЛ). Машине оставалось несколько месяцев до "пенсии", но барнаульцы пошли навстречу - списали самолёт до срока. Единственное условие поставил командующий (Востров) - пионеры Куйбышева должны сдать государству 10 тонн металлолома, чтобы возместить потерю самолёта."
Через неделю на аэродроме Барабинска приземлился Ил-14, которому уже никогда не будет суждено подняться в небо. Ещё три дня понадобилось военным для демонтажа части оборудования, при этом приборы кабины пилотов остались нетронутыми по просьбе Петрова. Следующий этап предполагал доставку самолёта из Барабинска в Куйбышев, предстояло преодолеть 15 км пути. Для этих целей Куйбышевкое СПТУ-8 выделило группу учащихся, а СМУ "Новосибирскводстрой" - трактор К-700 в качестве тягача. Далее вновь обратимся к воспоминаниям Анатолия Петрова: "В течении 4 часов самолёт готовили к транспортировке - отняли плоскости, погрузив их в машину, зацепили тросами за стойки. Около 14.00 двинулись в путь. С трудностями столкнулись уже на Барабинском железнодорожном переезде - пришлось выкапывать столбики ограничителей, чтобы эта махина могла пройти. Это порядком задержало, но самое главное было ещё впереди. Лёгкая и грациозная в воздухе, машина оказалась грузной и неповоротливой на земле. "Кировец", надрывно урча двигателем, поглощал расстояние черепашьими темпами. Дорога в десяток с небольшим километров показалась неизмеримо длиннее. Проезжающие мимо машины то и дело сбавляли скорость, обнаруживая за блестящими стёклами ошарашенные лица водителей и пассажиров - не каждый день можно увидеть бескрылый самолёт, медленно, точно упираясь, волочащийся на поводке за трактором. К городу подъехали только поздним вечером, вот здесь и началось самое интересное. высота киля у Ил-14 составляет 8 метров - в самый раз, чтобы сорвать провода, протянутые над улицей. Поэтому несколько групп электриков и радистов были наготове, ожидая подхода процессии. Провода снимались прямо перед самолётом. Когда "Илюша" наконец достиг финишной черты, на город уже опустилась глубокая ночь."

А.Г. Петров у установленного в парке Ил-14



На следующее утро удивлённым взглядам куйбышевчан предстал Ил-14, стоящий посреди парка в центре города, но задумка Петрова не кончалась установкой самолёта, ещё предстояло сделать в нём кафе. И вновь слово Анатолию Георгиевичу: "В первую очередь в целях противопожарной безопасности салон снабдили второй металлической обшивкой и запасным выходом. Рабочими химзавода были сработаны новые стойки и трапы из нержавеющей стали. Позже была выполнена инженерная сеть - в салон подвели воду, канализацию, отопление, провели электричество, заземлив корпус на случай грозы, установили даже телефон. Затем пришёл черёд внутреннего оформления: появились мебель и стойка-бар, изготовленные на местной фабрике, в салоне установили аппаратуру для показа кинофильмов. И в завершение художественная школа оформила красочную вывеску - "Детское кафе "Илюша"". Осенью 1987 года кафе было принято комиссией, определено на баланс треста общепита и сдано в эксплуатацию. Общую стоимость кафе установили в размере 10 тысяч рублей - по тем временам сумма немалая."

Ил-14 в парке Куйбышева, конец 80-х



Вскоре кафе начало свою работу, причём на борту детей встречала не просто официантка, а стюардесса, со всеми полагающимися регалиями и знаками различия. Пока детвора смотрела фильм, она разносила по салону заказанные лакомства. Кроме того, периодически для самых любознательных устраивались эксурсии в кабину пилотов.
Но не долго музыка играла... В 1988 году по зиме в самолёте была авария системы отопления, в результате чего она была разморожена и кафе закрылось, как оказалось впоследствии навсегда.
В дальнейшем, с течением времени, всё постепенно приходило в запустение. Борт был разграблен цветметчиками, были разбиты стёкла и разрушена внутренняя отделка, несколько раз борт горел.




Вот такая вот грустная история.
Первый раз я предпринял попытку посетить этот самолёт в июле 2015 года, но тогда мне не удалось попасть внутрь, я лишь сделал несколько фотографий нынешнего стостояния борта снаружи.




Нашёлся и нанесённый на киль серийный номер - 146000905




Судя по нему борт был выпущен в 1956 году московсим заводом "Знамя труда" и был пятым бортом девятой серии. Причём, если верить источникам в сети, это машина модификации Ил-14П - пассажирский самолёт местных авиалиний, предназначенный для перевозки 18 человек. Точно сказать не могу, фюзеляж не замерял, ибо М-ка от П-шки на метр отличается в большую сторону. Попробую замерить в следующую поездку, если борт ещё не попилят на металл.
Закрылки и руль высоты на самолёте отсутствуют, причём ещё с конца 80-х, судя по вышеразмещённому фото. Хвостовое оперение тоже лишено некогда покрывавшей его перкали, хотя, по-видимому, предпринимались попытки защить его оцинковкой.




Руль направления не закреплён и болтается по ветру




Узлы навески закрылков сиротливо торчат из пазов...




А крылья без механизации выглядят куцыми




Но, тем не менее красные звёзды на них в полной сохранности (что за краска была, столько лет прошло, а почти не облезла)




Либо при сборке не особо старались, либо уже часть болтов скрепляющих отъёмную часть крыла и центроплан ушла в небытие




А вот здесь, похоже, был какой-то радио-блок...




Открытый лючок доступа к проводке управления механизацией крыла




Правые БАНО разбиты...




... левые в том же состоянии.




А вот это уже гидравлика...




На фюзеляже сохранились воздухозаборники для охлаждения бортовой аппаратуры




Розетка подключения аэродромного питания




Слив бака отходов, да-да, на Ил-14 уже кака в воздух не выкидывалась)




Какая-то дренажная трубка




Лючок доступа к сектору управления элероном (интересно, что надписи на всех лючках не нанесены краской, а выштампованы)




Обтекатель какой-то антенны, возможно системы опознования




По фюзеляжу во многих местах открытая коррозия...




Датчик обледенения вроде




Антенна посадочной системы




Трубки ПВД обломаны со штанги




Не только коррозия вредит фюзеляжу, но и столкновения с неопознанными объектами)




На антеннах радиовысотомеров по-видимому подтягивались




Одна из антенн не всё выдержала...




Передняя стойка шасси выглядит вполне настоящей, значит указанные в тексте стойки из нержавейки, похоже, подразумевали опоры под сами стойки шасси, они как раз сварные из нержавейки




Створки шасси в закрытом положении, в них прорезаны необходимые отверстия для стойки и распорок




Гидроцилиндры системы поворота передней опоры шасси, тяги расстыкованы




Левая основная опора шасси, также на подставке, створки закрыты, видно оторванное заземление




Правая основная опора шасси, кто-то пытался оторвать трубки гидросистемы тормозов




Электропроводка сигнализации состояния шасси оборвана под чистую...




В отличиии от памятников реактивным самолётам, с которых обычно двигатели снимаются, на этом Ил-14 оба поршневых 14-тицилиндровых АШ-82Т в наличии вместе с винтами, и на первый взгляд не сильно разукомплектованы




Выхлопные трубы




Нижние кожухи с двигателей украдены на металл, хорошо виден маслорадиатор




Судя по подтёкам, масло из системы не сливали




Кто-то пытался посмотреть что внутри у магнето)




Магнето, не тронутое вандалами




Картер двигателя




Лючок подключения рукава подогрева двигателя




Какие-то штуцера




Втулка чётырёхлопастного винта изменяемого шага АВ-50




На втулке даже обнаружился серийный номер винта




Второе посещение было предпринято в мае этого года. Вместе с avro_live вооружившись стремянкой, мы наконец то смогли попасть внутрь самолёта, а также попытались уточнить в администрации кому-же он теперь принадлежит. Правда, до конца этого выяснить так и не удалось, а жаль, возможно нашлись бы заинтересованные люди, кто мог бы выкупить этот борт не для сдачи на металлолом, а для установки в качестве настоящего авиационного памятника трудяге Ил-14.
На борт попадали через дверь в салон, ибо она полностью отсутствует




Внутри ободрано всё что можно ободрать и снято практически всё, что можно, а запах сильно напоминает общественный сортир, да и содержимое подпольного пространства подтверждает догадку...




Можно попасть даже в хвостовой отсек




Горизонтальное хвостовое оперение - внутренняя часть, внутри видны трубы подачи горячего воздуха от двигателя для предотвращения обледенения




Здесь же некогда стояли какие-то блоки, а вот серая труба, торчащая из пола, явно результат повода коммуникаций




Практически нетронутым сохранился плафон подсветки, хотя провода обрезаны




Чудом сохранившаяся кнопка вызова бортпроводника в задней части салона у входной двери




В середине салона под полом сохранились реле и блоки бортовой электросистемы




Ближе к кабине обшивка не так оторвана, хотя тут уже не вполне понятно где заводская обшивка, а где декорации кафе




Вот здесь отчётливо видна заводская отделка салона из голубого синтетического материала и "противопожарная" обшивка из металлического листа, также видны следы многочисленных шалостей с огнём. Не знаю из чего выполнялась в то время отделка, но она очень хорошо горит распространяя вокруг удушающий запах. Тогда не особо задумывались об отравлениях пассажиров продуктами горения при пожаре в салоне, сталкивался с подобной обивкой в Ту-104.




Вид на салон из двери в кабину




Кабина состоит из 3-х отсеков: приборный - для оборудования и блоков различных систем самолёта, отсек штурмана и радиста и собственно кабина пилотов. В приборном отсеке, естественно, пусто.




Места штурмана - слева и радиста - справа




Рабочее место радиста, на потолке виден изолятор вывода антенного фидера на верх фюзеляжа




На переборке за спиной второго пилота - следы многочисленных окрасок




В полу кабины ещё есть остатки гидравлической системы самолёта, трубки системы воздушных сигналов и ролики тросовой проводки управления




Боковая панель второго пилота




На местах пилотов нет ни кресел, ни панелей, зато частично сохранился пол с выштамповками под ноги и тяга штурвальных колонок под полом




В кабине частично сохранилось остекление, правда оно залито зелёной краской




А так-же на месте привода дворников ветрового стекла




Носовой отсек также пуст, если не считать разного мусора, сохранилось одно стекло передних фар




Вид на ветровое стекло, остекления нет, верхняя панель зашита оцинковкой...




Вот в таком вот состоянии находится этот борт, постепенно разрушаясь и всё больше превращаясь в большую кучу цветмета. Кстати, надо отметить, что администрация Куйбышева с большим удовольствием избавилась бы от него, ведь самолёт стоит в центре и его нынешний внешний вид мало гармонирует с окружающей обстановкой. Так что, возможно всё-же кому-то он будет интересен не как металл... А пока ещё одно фото стремительной и гордой металлической птицы, отлучённой от неба...




UPG. Попал на Анет, второй раз уже: http://www.airliners.net/photo/Russia-Air-Force/Ilyushin-Il-14P/4174927?qsp=eJwljEsKwkAQRO9S62wkojA7vYAuvEAzU2ggJkN3C4aQu6cdd68%2BvBV5npxffyyVSDCK5hc6VFF5G9Iah8/kuiD1x3MHm9WvEVDEecmZ1Vnw729aqL%2BJlpviGcpDAPXeGP0p%2BjJYHaU56DKM2LYdHQwskQ%3D%3D

Новосибирск, Анет, авиаистория, салон, ВВС, Ил-14, авиапамятник, НСО, Барнаул, самолеты

Previous post Next post
Up