Толмачево - первая граница, 1992

Sep 07, 2016 10:10



В честь 24-летия с дня присвоения аэропорту Толмачево международного статуса (7 сентября 1992 года, как сегодня по ТВ показали), публикация из газеты авиакомпании "Сибирь" 2002 года.

Фото из буклета Толмачево 1996 года. Второй этаж старого терминала, международный вылет.

История собственных международных рейсов авиакомпании «Сибирь» берет начало в 1991-м году. Транзитные же международные рейсы связали Новосибирск с зарубежьем еще раньше. С присвоением в сентябре 1992-м году аэропорту «Толмачево» международного статуса появилась необходимость в создании на его территории собственного пункта пограничного контроля. Мы попросили поделиться воспоминаниями о событиях тех лет первого начальника Толмачевского пограничного поста Николая Васильевича АРХИПОВА.

- Николай Васильевич, обычно на столь высокие должности, да еще создаваемые «с нуля», не назначают малоопытных людей. Каков был Ваш пограничный опыт до работы в «Толмачево»?

- К моменту «авиационного» назначения я 11 лет прослужил в Забайкайльском пограничном округе, на китайской и монгольской границах. Прибыл туда после училища молодым лейтенантом, до этого послужил немного на Дальнем Востоке.

Был замполитом, затем начальником железнодорожного КПП на станции Соловьёвск, рядом с Забайкальском. На нашем участке ходил пассажирский поезд Москва - Байн-Тумэн (он же Чойбалсан), а также грузовые поезда и воинские эшелоны. С той стороны границы, в Монголии неподалеку был урановый карьер, руду с которого возили в город Краснокаменск, на горно-обогатительный комбинат. Возили в открытых вагонах, об опасности такого груза для персонала станции тогда не очень задумывались.

- Как из Забайкалья Вам удалось попасть в «Толмачево»?

- А я родом из Новосибирской области, из Венгеровского района. О том, что в аэропорту собираются открывать пограничный пост, я узнал еще за три года - уже слухи ходили. Как узнал - написал рапорт о переводе, так сказать, «на родину». Очень помог один случай. В марте 1992 года новый командующий пограничного округа делал облет границы, был и в моем подразделении. Я попросил разрешения обратиться по личному делу и открыто спросил о возможности перевода в «Толмачево». Командующий приказал вопрос рассмотреть. Вот так, прямо на месте, вопрос и решился. А уже потом позвонили мне из управления войск Забайкальского пограничного округа и вызвали в Новосибирск.

- Переехали сразу с семьей?

- Да, переночевали в гостинице, а на следующий день получили квартиру в новом 28-м доме в авиагородке. Было это 30 августа. Меня познакомили с Юрием Петровичем Алаферовским, он был тогда директором аэропорта, представили как начальника КПП. Вместе с ним и моим начальником штаба поехали к начальнику Западно-Сибирского управления гражданской авиации Владимиру Николаевичу Тасуну. Там обрисовали ситуацию и перспективы. К работе нужно было приступать сразу, так как уже шла программа международных полетов, уже были рейсы в Китай, Турцию, Германию и другие страны. На тот момент в «Толмачево» работали иркутские пограничники, причем работали вахтовым методом. Рейсов становилось все больше, предполагалось, что их число вырастет в несколько раз. Поэтому работы предстояло много.

- С чего начинали?

- Начинали в очень и очень не простых условиях. Наш контролерский пост «Новосибирск-Аэропорт» (именно так он назывался официально) выполнял задачи по осуществлению пограничного контроля воздушных судов, оформлению пассажиров и подготовке к открытию полноценного КПП. Первоначально штат состоял из четырех человек. Они жили в гостинице, поскольку квартира была только у меня, хотя в первые месяцы и я дома бывал редко, иногда всего по 2-3 часа - объем работы не позволял. В дневное время выпускали четыре транзитных рейса (в основном из Москвы и Киева в Китай) и два-три базовых. Ночью возвращались базовые самолеты, продолжали идти транзитные, работа была круглосуточной. Перерыв между ночными рейсами бывал по два часа - в это время мы отдыхали в гостинце, откуда нас на очередной рейс вызывали по телефону.
Усложняло ситуацию и отсутствие необходимых условий: первое время и вылет и прилет обслуживался в одном помещении, сейчас там располагается бизнес-зал (на момент 2002 года - это, наверняка первый этаж, слева от входа в аэровокзал, примерно на этом месте сейчас начинаются стойки регистрации - Глеб, далее мои комменты в скобках).

Фото примерно конца 1990х. Красной стрелкой показано место бизнес-зала, вход был сразу за углом, см. ниже.



Проверяли документы прямо на журнальном столике, без каких-либо средств технического контроля. Не было ни образцов документов, ни базы данных по нарушителям, как и специального помещения для досмотра пассажиров. Здесь же и в таких же условиях работала таможня. Периодически случались задержки рейсов по метеоусловиям, как только погода налаживалась, сразу садилось несколько международных рейсов. И тогда в межсекторе наступал аврал. Его пропускная способность была невелика. Бывали случаи, когда приходилось пассажиров после посадки по семь часов держать в самолете - так много было рейсов.

- Что Вы предпринимали в подобных ситуациях?

- Вызывали на работу людей из других смен, старались уплотнять график. Как исключение, работали прямо в самолете. Наши сотрудники поднимались на борт и проводили паспортный контроль непосредственно в салоне. В экстренных случаях я, как начальник поста, имел право принять такое решение.
Помогало также хорошее взаимодействие с экипажами, которые помогали нам всей необходимой информацией - что за пассажиры на борту, какой вес и характер груза и т.д. Особенно хотелось бы отметить в этом смысле экипажи «Сибири» - уже тогда большинство международных рейсов из «Толмачево» выполняла она. Причем много рейсов было на Ил-86 (летчики говорят, что на Илах в 1992-93 годах зарубежки было как раз немного, по сравнению с Ту-154, но Илы большие и работы с ними было много, и у грузчиков, и у пограничников). Они часто летали в Китай, везли оттуда товары. Потом пошли полеты в Германию, туда вывозили российских немцев на ПМЖ. Кроме «Сибири» из «Толмачево», как базового аэропорта, часто летали за рубеж «Домодедовские авиалинии» и «КрасЭйр». Как и сейчас (2002 год), очень много было транзитных Ил-76-х (сейчас - Boeing 747 :). Также мы обслуживали и авиакомпании дальнего зарубежья, летавшие в Новосибирск - в том числе «Люфтганзу» (начала летать в Новосибирск на А310 в 1994 году, закончила в марте 1998).

- Какова была технология обслуживания международных рейсов?

- Она разная в зависимости от типа воздушного судна и статуса рейса. На транзитном рейсе, который садится только для дозаправки, может работать только один пограничник, но может и больше. Такой досмотр обычно ограничивался временем стоянки самолета в аэропорту.
... Время досмотра при вылете базовых рейсов составляло до 3-х часов (на Ил-86), а на прилете - 1,5-2 часа.
Досмотр рейса, как и сейчас, заключался в проверке документов, досмотре самолета. …Главной нашей задачей было не допустить на территорию России нелегальных иммигрантов, пресекать попытки незаконного выезда из страны, а также бороться с контрабандой, ей мы занимались в тесном сотрудничестве с таможней.

- Визовый контроль тоже был в функциях поста?

- Да, но в те годы на многих направлениях визовый режим был упрощен. Заказчики большинства чартерных рейсов пользовались, как правило, групповыми визами или заверенными специальной печатью списками. Так ездили, например, в Турцию, Китай, Индию (да, «Сибирь, активно летала в Дели из Новосибирска, в т.ч.на Ил-86 через Карачи, кажется). В страны СНГ до 1995 года вообще летали по документам СССР.
…находили спрятанную валюту, в основном, у наших челноков перед вылетом, наркотики из Средней Азии. Достаточно сложные были рейсы в Германию на ПМЖ - было много проблем с документами, особенно с детскими - многие были не правильно оформлены. Причем, тогда через «Толмачево» летели не только немцы с Алтая, но и с Омской области, Казахстана, даже с Узбекистана.

- Как долго Вы прослужили на КПП «Толмачево»?

- Я работал до февраля 1995-го, после чего уволился в запас в звании майора. В конце того же года в «Толмачево» был создан собственный Отдельный контрольно-пропускной пункт (ОКПП) Федеральной Пограничной службы России. Это самостоятельная воинская пограничная часть, у которой более крупный штат и технические возможности. Ему, в частности, стали подчиняться недавно открытые отдельные пропускные пункты в аэропортах Омска, Барнаула, Кемерово и Новокузнецка.

Главным международным перевозчиком в базовом аэропорту была и остается "Сибирь" - S7.



Ту-154, Китай, 1992, Индия, аэропорт, s7, 1995, 1996, Новосибирск, авиакомпании, Германия, Турция, Толмачево, авиаистория, Толмачево-истории, терминал, граница, ветераны ГА и ВОВ, международная история, Ил-86

Previous post Next post
Up