По просьбе друзей
Артема и
Андрея.
Под споттингом ниже понимается просто фотосъемка самолетов. Версия субъективная, что знаю точно.
Если брать Толмачево, то наверно по праву первым фотографом можно назвать Виктора Николаевича Щуся, жителя города Обь (авиагородка) и штатного фотографа аэропорта в советское время (довелось немного пообщаться с таким же фотографом из Внуково, но безрезультатно). Я был у него дома в Оби лет 15 назад. На стенах много фото самолетов, черно-белые, разных форматов. Коморка с негативами,и фотоальбомами и коробками с фотографиями. К сожалению, судьба всего этого богатства неизвестна. Самого Виктора Николаевича уже нет с нами. Остался с того похода у меня оригинал (отпечаток примерно на А4) заглавного фото. Потом оно уже пошло гулять по толмачевским книгам и сайтам. Есть интервью с первым фотографом -
вот тут и тег в этом журнале.
Потом была очередь молодых и активных. Одним из них был также житель Оби Борис Семенов, ныне сотрудник «Сибирь Техник». Примеры его фото на классическую СМЕНА-8М есть
в этом посте . Да, Конкорд в Новосибирске тоже снимали на Смену. История Бориса пока не раскрыта полностью. У него много чего есть. Например, записи, кто когда прилетал…
«23.9.98 - порт. Французский А300-600СТ «Белуга» - этот случай не так давно обсуждали в споттерской группе ВКонтакте. Хотя это мы перепрыгнули в Россию. А раньше… 10.0.83 - порт. Корейский Ил-14; …Ту-134А (№65691) прилетал генеральный секретарь партии Индийский Национальный конгресс (И), член парламента Индии Р.Ганди с женой.
Ниже два фото первых иномарок «Трансаэро» в Толмачево от Бориса. С чего начиналась конкуренция в 1994 году. "Аэрофлот" в то время в Новосибирск еще не летал, но регулярно летала Lufthansa на А310 во Франкфурт.
01. 737-200 с латвийской регистрацией. И именем Татьяна. ...Насколько тут важны буквы ВАВ - не знаю :)
02. 757 (сейчас у "Икара" такие начали летать из Москвы в Хабаровск, а "Трансы" летали на нем из столицы в Южно-Сахалинск без посадки..., не знаю как...)
На заднем плане справа - хвост Ту-134 "Воронежавиа".
03. Дальше моё фото - знаменитый и летавший к нам два года минимум Дуглас DC-10. В ракурсе той же АК. Снимок скорее всего зимы 1997-98.
Следующим шагом были визиты, как ни странно, иностранцев. Которые платили кучу денег, собирали группы и ездили по России и фотографировали самолеты в самых разных аэропортах. Это началось вскоре после распада СССР. Были такие ребята и в Новосибирске. Лично покупал однажды билеты такой группе (20 человек) по маршруту Новосибирск - Караганда. И видел этих ребят в Новосибирске-Северном (просто на площади, сам с ними тогда не снимал, подарили три споттерских журнала из Швейцарии). Бывали они в и Толмачево, но тут я с ними не пересекался. Были такие визиты и в 2000х. Посмотреть можно
тут, находя массу фото иностранцев, снятых в один-два дня. Один раз мне попал в руки список участников такого иностранного мероприятия в Толмачево. Запомнилось, что все они были в возрасте за 50, может быть кроме одного товарища.
Занимался такими группами в Толмачево один из сотрудников, насколько я знаю, как-то связанный с диспетчерами и хендлингом зарубежных разовых чартеров, в т.ч. бизнесджетов. Предлагаю взять тему на заметку
macusima .
04. Сам я начал работать в Толмачево с 1996 года и тоже начал понемногу снимать. Например, кто сейчас вспомнит, что в 1997-98 годах в Новосибирск через Иркутск летали на Боинге -737-200 сахалинцы? Тогда иномарки были только в Аэрофлоте, Трансаэро, САТе и пара А310 в Якутии.
Тут к руководству «Сибирью» пришел Филёв и пошла работа рекламы с пиаром. В штат отдела рекламы авиакомпании был принят фотограф Мочалов Сергей Николаевич, фотографии которого стали первыми кадрами Толмачево
на Анете . Выставил их более молодой и продвинутый сотрудник авиакомпании Алексей Калмыков. От него я впервые услышал про Анет, кстати. Это было в 1999 году. Об авторских правах тогда особо не думали. Сам интернет был еще в новинку для многих. А выставлены фото были в плане популяризации АК «Сибирь», в частном порядке силами просто продвинутого сотрудника авиакомпании. Съемки тогда велись на пленку. «Фотоленд» тогда хорошо зарабатывал на «Сибири». Печатали мы много.
05. Фото Сергея Николаевича (или моё, по давно сделанному скану не поймешь, но негатив где-то есть) ниже - с борта Ту-154Б,
летящего на концерт Rolling Stones во Внуково, август 1998 год. Черныш, известный новосибирский музыкант. Кстати, его «Технику любви» кто-нибудь слушал? Мне кассета попала в начале 1990х еще. Послушал бы еще раз сейчас.
Примерно в 2001 году фотограф в авиакомпании сменился. Им стал более молодой Валерий Федоров, который объездил аэропорты, куда летала «Сибирь», от Тель-Авива и Мюнхена до Кемерово с Томском. Вскоре появилась у нас первая цифровая камера. Потом первый А320 в «Армавиа», потом А310 на линиях уже «Сибири».
06. В марте 2005 года Валерий был в первом небольшом пуле фотографов, которые сняли во Внуково на ВАРЗЕ первый покрашенный в зеленый цвет Ту-154 с впервые появившимся логотипом S7.
Ссылка и само фото:
07. И еще одно фото Валерия. Для понимания, насколько разнообразна и тогда, и сейчас жизнь аэропорта. DASH-8 японской авиакомпании с канадской регистрацией в Сибири. Куда-то перелетал.
В 2000х кроме собственно съемок силами авиакомпании «Сибирь»/S7 в Толмачево накатали дорожку известные в авиакругах москвичи из нового поколения - Олег Пантелеев (Авиапорт), Леонид Фаенберг и Дмитрий Петроченко (тогда «АТО»), Федор Борисов - Авиафотограф и Большой авиаэнтузиаст. Леонид Завадский из «Коммерсанта»,
Сергей Скрынников, ирландец - любитель российской авиации Пол Даффи, Sam Chui, у которого 5000 фото на Анете (мы с ним встречались тут однажды)…
А потом в воплощении тогда пресс-секретаря Толмачево Ольги Кочетовой 14 августа 2009 года был проведен
первый официальный споттинг в аэропорту.
И началась новая история новосибирской авиафотографии, которая сейчас весьма информативно представлена в специальной группе
в ВК .
08. На закуску. Непубликовавшееся от Бориса Семенова. И ведь у каждого фотографа есть много интересного в архивах причем, в еще неопубликованных архивах.
...Да, еще надо обязательно упомянуть Павла Усачева, ныне пилота магистральных ВС. Он был одним из первых "зазаборных" споттеров Новосибирска, начиная не позднее середины 2000х. Все остальные вышеназванные снимали внутри периметра :)
09. 86097 от Павла. Со знакомого узкому кругу места.