Отпуск нынче недалеко от этих мест.
Оригинал взят у
k4i в
Балтийск и заброшенный аэродром Нойтиф (Neutief) В прошлый раз я поделился
впечатлениями о Калининграде, в этот раз хочу рассказать о поездке в Балтийск - самый западный город России, и посещении заброшенного аэродрома на Балтийской косе.
От Калининграда до Балтийска - порядка 40 минут езды на маршрутке, которую можно поймать в самом центре Кёнига, на Театральной улице. Также можно добраться и на поезде - с Северного вокзала. Это займёт примерно час.
Балтийск - небольшой город в самой западной части калининградской области. Соеденён паромной переправой с Балтийской косой, на которой располагается заброшенный аэродром, военные сооружения и граница с Польшей. До 1946 года носил название Пиллау. В Балтийске находится крупнейшая база военно-морского флота России на Балтийском море. Во время войны город пострадал незначительно, поэтому сохранилось множество довоенных построек. Большинство из них хорошо сохранилось потому, что всё послевоенное время они находились в ведении военных. Поэтому же город и очень чистый, выкрашенный и опрятный. Вот, например, комплекс военных и административных зданий:
Уцелел готический собор 1866 года постройки, с 1991 - Кафедральный Свято-Георгиевский Морской собор Балтийского флота.
В городе есть большой плац, на котором проводят построения и праздники моряки-балтийцы.
Если пройти дальше, можно увидеть стоянку военных кораблей.
На берегу балтийского морского канала (Пиллауского пролива), который и является паромной переправой на Балтийскую косу, нас встречает Пётр Первый.
У причала нас ждёт паром.
На паром загружается целая куча людей и машин, все вперемешку. Попадались и такие товарищи.
Плыть до косы примерно 10 минут. Помимо парома, можно воспользоваться услугами частников на моторных лодках. Правда, насколько часто они дежурят, не знаю.
По прибытию на косу мы сразу пошли в сторону ангаров, которые виднеются ещё с противоположного берега. У самого начала аэродрома есть магаз, где можно закупиться. Все купленное в магазине и опустошённое в процессе гуляния по аэродрому как правило остаётся на самом аэродроме, поэтому мусора от этого магазина в округе огромное количество.
Аэродром полностью доступен. Погулять-полазить можно везде (конечно, принимая во внимание, что не нужно кричать и топать в ангарах, иначе есть риск получить кирпичом по голове). Первый ангар находится прямо за магазом.
Военный аэродром Neutief был очень крут. Он был построен для Luftwaffe и сдан в эксплуатацию в конце 1939г.
Аэродром функционировал и как сухопутный, и как гидроаэродром. Архивы свидетельствуют: аэродром получился на славу, с подсветкой огнями, установленными на водной глади гидрогавани, а сухопутные взлётно-посадочные полосы были расположены под углом 45 градусов друг к другу, что давало возможность эксплуатации авиабазы практически при любой погоде и любом направлении ветра, кроме того полосы имели ещё и подогрев. Аэродром имел 3 огромных бетонных ангара 100х30 метров для самолётов, и 2 металлических для другой техники.
После войны, со слов очевидцев, всё осталось в идеальном состоянии: ворота ангаров были электрифицированы, всё было сохранено и работало. С 1947 г. в гидрогавани базировались пять гидросамолетов «Каталина». В последствии сюда были переведены самолеты-амфибии «летающие лодки» Бе-4а, потом и Бе-12. В советское время за постройками не следили. Постепенно сломались электрофицированные ворота, начала течь крыша, местами она обвалилась, самолёты стали хранить на взлётной полосе, а в 90-х годах базу за ненадобностью оставили. Так что, за редким исключением, аэродром ветшал с конца 40-х.
На некотрых стенах сохранились части немецких надписей.
Продвигаемся вглубь и выходим к гавани. На пересечении взлётно-посадочных полос расположено здание, напоминающее пожарную часть, с башней и часами.
Ангары тянутся в оба направления. Справа от башни находится ангар для самолётов, слева - целая цепочка различных построек.
Остатки кирпичных стен или полное их отсутствие при том, что кирпичи не валяются на земле, свидетельствует о том, что местные жители разобрали их себе. Халявный клеймёный немецкий кирпич.
Идём дальше и встречаем наших знакомых с парома.
В некоторых ангарах, тем не менее, сохранилось даже остекление. Скорее всего, с светских времён.
В одном из ангаров мы нашли неплохо сохранившиеся внутренние помещения.
Современные тэги рядом с советскими надписями на стенах. Вообще, многие стены хоть и разрисованы, но могло быть гораздо хуже. Все эти тоненькие теги практически не заметны в таких масштабных постройках.
Рядом обнаружили ещё один памятник советскому времени.
Этому ангару повезло больше всего: похоже, его более-менее активно использовали после войны и хоть как-то за ним следили.
Напротив ангара находится спуск на воду для гидросамолётов. Перед аэродромом - гавань для них.
Весьма залипабельное место.
Потом сворачиваем с полосы и находим недалеко от неё полуразрушенное здание радиостанции.
Внутри - полная разруха. Похоже, оно простояло неиспользуемым с конца войны.
Вокруг разбросаны бутылки. Видимо, здание ещё служит убежищем местным бродягам.
Окидываем ещё раз взглядом взлётно-посадочную полосу и идём обратно, к башне с часами.
Насколько же огромны эти ангары! Не передать словами, нужно просто увидеть.
Справа от башни - вполне сохранившийся ангар. Суда по всему, использовался до самых 90-х. На колоннах - выдержки из какой-то инструкции. Сейчас к ним добавились новые веяния.
А в самой башне хранят яхты, взлётно-посадочную полосу используют для их транспортировки к морю, да и живут в этих сооружениях летом, похоже. По крайней мере, при нас там жарили шашлык молодые люди. Они же, возможно, и разрисовывают аэродром потихоньку.
Прощаемся с аэродромом и, пока есть время до парома, идём смотреть, как живут люди на Балтийской косе.
А живут они скромно. В домиках 70-х годов постройки или деревянных одноэтажных. Единственный способ добраться до материка - паром.
С моря постоянно дует ветер, и если летом это просто ветер, то зимой - очень холодный ветер. Не знаю, живут ли тут зимой.
Идём дальше и выходим к развалинам старого форта, с которых открывается вид на Балтийское море. Четсно говоря, такого вида мы не ожидали, и в самом положительном смысле охренели :). Видимо, само восприятие городских жителей не приспособлено для созерцания таких широт, и некоторое время пребывает в оцепенении.
Корабли на рейде.
Летом тут наверное очень круто. Можно купаться, хоть море и не очень тёплое.
С такими мыслями возвращаемся на на пристань, и, обломавшись с паромом, плывём обратно в Балтийск на очень лихом катере.
Напоследок мы успели прогуляться по набережной Балтийска, которая тоже доходит до самого края канала.
Вдоль берега насыпаны причудливой формы то ли волнорезы, то ли опоры для берега.
Пока идёшь по набережной, постоянно встречаешь ДЗОТы времён великой отечественной. Встретилась даже такая постройка.
Чуть дальше от берега начинаются развалины старинных фортификационных сооружений, на которые у нас уже не хватило времени - нас ждала диковинная дизельная электрича до Калининграда.
Довезла она нас до Кёнига чуть больше, чем за час. Было бы быстрее, если б не заглохла по дороге :).
Больше фотографий Балтийска, аэродрома, форта и моря в пикасе:
Балтийск и аэродром Нойтиф (Neutief)