Оригинал взят у
visualhistory в
Образ женщины в советской фотоклассикеВсех читательниц блога поздравляю с праздником 8 марта! Любви, здоровья, удачи и хорошего весеннего настроения вам, милые женщины!
Сегодня небольшой рассказ об образе женщины в советской фотоклассике.
Пожалуй, здесь можно выделить два больших исторических периода: героический и лирический.
Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фоотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины - активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.
Наиболее ярко дух этого направления передаёт знаменитое фото Ивана Шагина "Парад физкультурников на Красной площади"1936 г.:
Шагин вообще создал целую галерею героических образов современниц.
Вот его снимок 1933 г. "Метания копья" с почти античной натурой:
Работа "Физкультурники" 1933 г. пышет здоровьем и откровенной сексуальностью:
А вот счастливая колхозница в работе "Новый урожай" того же 1933 (!) года:
"Рабочий перерыв" Шагина 1933 г.:
"Иконой" советского фотоискусства стал образ Лили Брик снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза»:
Сам плакат, который интерпретируется и в наши дни:
Помимо мейнстрима, в 1920-е гг. в СССР был и другой взгляд на женщину, например работы пикторалистов.
Один из серии снимков "ню" Александра Гринберга, 1920-е:
Однако к началу 30-х это направление было задавлено и ушло в подполье, несмотря на то, что в живописи подобное изображение женщин оставалось частью мейнстрима весь сталинский период.
В многонациональном СССР фотоклассики не забывали и про "освобождённых женщин Востока".
Наиболее замечательную работу в этой области представляет снимок Альперта "Джигитка" 1936 г.:
Вариант:
Казахская трактористка (автор и год мне не известны):
По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме.
"Сталин на совещании жен командиров", Шагин, 1936:
"Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны", Шагин, 1936:
Образ советской женщины в суровые годы войны - отдельная большая тема. Приведём здесь лишь один снимок Грачёва "Для фронта" 1942 г.:
В период "оттепели" акценты советского фотоискусства поменялись, женский образ стал гораздо более лирическим, индивидуальным и многогранным, хотя фотографы всё равно продолжали воспевать женщину-труженицу, идущую в ногу с прогрессом.
Вот несколько характерных снимков из журнала "Советское фото" (к сожалению, авторство и точные даты мне неизвестны).
У доски:
Молдавия:
Комсомольская ударная стройка:
"Лаборантка", 1962:
1960-е:
"Грустный мотив", Баскаков, 1976: