Поляризационный фильтр

Dec 05, 2012 21:30

Оригинал взят у anton_petrus в Поляризационный фильтр
Распространение света - это волновой процесс,  схожий с распространением волн в воде от брошенного камня. Главное же различие состоит в том, что свет распространяется  не только в одной плоскости, а во всех направлениях. Но можно искусственно сделать так, чтобы свет распространялся в одной плоскости. Такое происходит, когда свет попадает на какую-нибудь поверхность, тогда он становится поляризованным. Именно этот свет и создает блики на поверхности листвы или воды.  В фотографии применяется поляризационный фильтр, который задерживает поляризованные лучи и улучшает снимок за счет затемнения синего неба и удаления бликов с различных поверхностей.  Он представляет собой пластинку специального материала, поляризующего свет, размещенного между дву пластинками просветленноо стекла. Вся эта система оформляется во вращающейся оправе, накручивающейся на объектив камеры.

1.



Многие фотоаппараты сами имеют оптические элементы, которые сами поляризуют свет. В современных камерах ими служат полупрозрачные участки на зеркале, нужные для работы автофокуса (расположенным под зеркалом). Таким образом получается, что свет, прошедший через поляризатор еще раз поляризуется. Тот в свою очередь несколько ослабляет световой поток, внося поправку в работу экспонометра камеры. Вывод - цифровые камеры несовместимы с обычными «линейными» поляризаторами. Поэтому для работы с ними используется специальный «циркулярный» поляризационный фильтр, предназначеным специально для того чтобы гармонично работать с системами автофокуса и экспонометрии камеры.
Использовать поляризационный фильтр достаточно просто - эффект его действия виден в видоискатель камеры. При использования полярика в большинстве случаев требуется штатив, ведь фильтр уменьшает количество пропускаемого света приблизительно на 2 ступени, что влечет за собой увеличение выдержки. Соответственно даже в полдень выдержка при закрытой диафрагме и накрученным на камеру поляризатором может превысить допустимый для съемки рук минимум и составлять около 1 секунды! но и из этого можно вынести свою пользу - поляризатор можно использовать в качестве нейтрально-серого фильтра, и добится нужных для сюжета более длинных выдержек. В таком качестве полярик будет полезен при съемки движущейся воды - ручьев, водопадов.

2. На этом снимке поляризатор сыграл двойную роль - как нейтрально-серый фильтр увеличил выдержку и как именно поляризатор - убрал блики с листвы



Итак, установив фильтр на камеру, посмотрите в видоискатель или на ЖК-экран, и начните поворачивать переднюю пластину фильтра. При этом станет видно, как меняется сцена - синее небо становится насыщеннее, белые облака будут четче выделятся на его фоне, цвета будут становится насыщеннее. Объекты на фоне неба будут лучше выделятся, что позволит акцентировать на них больше внимания. Наиболле максимальный эффект от использования фильтра можно получить, если направить камеру приблизительно под углом 90º к солнечным лучам. К тому же наибольший эффект поляризатор оказывает утром или вечером, когда угол падения лучей солнца относительно мал. В полдень или же когда солнце светит прямо или позади вас эффект поляризации фактически отсутствует. Точно такая же ситуация прослеживается в пасмурный день, когда небо затянуть плотным слоем облаков.

3. В горах надо аккуратно пользоваться поляриком, чтобы не сделать небо абсолютно черным


Кроме улучшения цвета неба поляризатор насыщает и цвет листвы. Днем листья отражают солнечный свет, действуя как небольшие отражающие поверхности, таким образом уменьшая насыщенность цвета. Поляризатор же убираает эти блики, делая цвет листьев, травы более насыщенным. Полярик также используют для того чтобы убрать отражение с поверхности воды или стекла. В данном случае надо быть аккуратным, потому что убирая отражение с поверхности воды можно проявить и сделать видимыми на снимке нежелательные элементы под водой - коряги, камни и различный мусор. Кроме того для того чтобы насытить небо и убрать отражение требуются разные положения поляризатора, в таком случае надо балансировать, выбирать какое-то среднее оптимальное положение или делать несколько кадров с различным поворотом поляризатора, а затем объединять их в графическом редакторе.
Следует также осторожно применять поляризатор при съемке радуги - он может как усилить цвета, так и вовсе убрать ее из кадра.  Кроме того с особым вниманием надо относится к съемке с поляризатором в горных условиях. Высоко в горах атмосферная дымка практически отсутствует и небо имеет глубокий синий цвет. Поляризатор же может сделать это небо очень темным, вплоть до черного цвета.
Кроме того надо не забывать, что любая грязь, пыль или царапины на фильтре может вызвать появления нежелательных бликов и переотражений, особенно при съемке в контровом свете. Поэтому надо держать фильтр в недоступном для пыли чехле, периодически чистить его специальными средствами.

Первая часть урока про градиентные фильтры тут

фототехника, фотография, полезное

Previous post Next post
Up