Оригинал взят у
amarok_man в
Каким был и чем жил Севастополь сто лет назад Дню рождения города морской славы, который отмечает 234-ю годовщину, посвящается.
СЕВАСТОПОЛЬ 1914 ЕЩЕ МИР
В эпоху Российской империи несколько городов своим существованием были обязаны исключительно наличию военно-морской базы. Влияние флота в них было настолько велико, что вместо привычного выражения «Что бог послал» жители - и моряки, и обыватели - частенько говорили: «Что флот даст». И это была не игра слов и не святотатство. Такие города как Кронштадт, Владивосток, Николаев и в первую очередь Севастополь выросли только благодаря присутствию на их стапелях и рейдах кораблей под Андреевским флагом.
Повседневная жизнь в предвоенном Севастополе была своеобразным симбиозом морской крепости, торгового порта и туристического центра. А так как здесь располагалась главная база Черноморского флота, то город считался еще и неофициальной столицей Крыма. Население было сравнительно небольшим - 79 тысяч человек, но 21 тысячу из них составляли военнослужащие. Как и в большинстве портовых городов, благоустроенными были набережная и несколько центральных улиц. Второстепенные же, как отмечалось в путеводителе по Крыму за 1914 г., носили «следы полной заброшенности».
В городе имелось два театра - драматический при Народном доме (около 100 спектаклей в год) и городской театр «в небольшом деревянном доме». Городской «сухопутный» транспорт был представлен трамваем (пять линий) и извозчиками. В бухтах работали катера и яличники. Рекомендовались шесть гостиниц и меблированных комнат, а также семь ресторанов и шесть столовых. Защищать иностранцев, которых в городе было немало, должны были шесть консульств: французское, британское, турецкое, греческое, итальянское и бельгийское.
А теперь о главном - военно- морской жизни города.
Центральным морским храмом Севастополя считался Владимирский собор, в подземном склепе которого были похоронены герои обороны Севастополя 1854-1855 гг.: вице-адмирал Владимир Корнилов (1806-1854), контр-адмирал Владимир Истомин (1809-1855) и вице-адмирал Павел Нахимов (1802-1855). Начали строить храм еще до войны, но завершен он был только в 1888 г.
Зданием особого притяжения, несомненно, являлось Морское собрание. Оно было построено в 1843-1844 гг. по проекту архитектора Александра Брюллова, брата знаменитого художника. Во время Севастопольской обороны 1854-1855 гг. в нем размещался перевязочный пункт, в котором среди других врачей работал и знаменитый русский хирург Николай Пирогов. В 1914 г. библиотека Морского собрания готовилась праздновать столетие своего существования. В книгохранилище имелось около 90 тысяч томов, что ставило библиотеку на третье место в России. Плата за пользование книгами составляла 12 рублей в год, а читателями могли быть «лица только привилегированных сословий, представившие рекомендации двух обязательных членов библиотеки». Выдача книг производилась ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Читальные залы библиотеки были открыты ежедневно с 8 утра до 10 вечера. Кстати, годовой бюджет составлял 10 тысяч рублей - немалые по тем временам деньги.
Но досуг в Морском собрании был уделом офицеров.
Для простого матроса наиболее желанным времяпрепровождением было увольнение на берег. В порту можно было выпить на сэкономленные деньги, встретиться с барышней да и просто прогуляться - не в строю, а «по- вольному». Порядок и очередность увольнения на берег нижних чинов обычно строго регламентировались приказами флагманов эскадр.
Чаще всего матросов свозили на сушу на время между полуднем и сумерками. Увольняли сразу не более четверти личного состава - корабль не должен был терять боеготовность. За нижними чинами наблюдали специально отряженные матросы и унтер- офицеры, на которых, в частности, была возложена обязанность урегулирования конфликтов между нижними чинами и береговыми властями и обывателями. Во главе ставили офицера (чаще всего из молодых). Естественно, для таких спецотрядов вводился сухой закон.
Перед отправкой на берег перед каждой группой матросов выступал старший офицер, а иногда даже адмирал. Начальство отечески напоминало об опасности приема внутрь большого количества алкоголя (особенно в жарком климате) и рекомендовало не обращаться к услугам разного рода темных личностей, продававших из-под полы крепкие напитки.
Что скрывать, поведение матросов на берегу чаще всего было далеко не идеальным. Случались и массовые драки. Справедливости ради отметим, что случаи воровства были единичными.
Значительная часть отставных стариков-матросов занималась частным извозом на небольших лодочках-яликах. Их так и звали - яличниками. Бизнес был выгоден в силу расположения города на берегах нескольких бухт. В 1888 г. городская дума Севастополя утвердила тарифы на услуги яличников. Переезд через бухту в общем ялике обходился в 3 копейки. Наем ялика от городской пристани на Северную сторону или к кораблям на рейде стоил 30 копеек, а в Инкерман - уже 75 копеек. В ночное время такса удваивалась.
По данным на 1914 г., яличный извоз в главной базе Черноморского флота был делом весьма востребованным. От всех пристаней до стоявших на рейде боевых кораблей группу не более чем из пяти человек везли за 25 копеек, а туда и обратно с простоем один час - уже за 60 копеек. За аренду ялика на целый день с одним гребцом платили 2 рубля, с двумя гребцами - 3 рубля, а при плавании под парусом - «по соглашению».
Стоит сказать, что севастопольские яличники встречались и после Великой Отечественной войны, а в эпоху Российской империи они успешно выдерживали конкуренцию даже с небольшими судоходными компаниями.
Так, в 1896 г. была предпринята попытка разработать «золотое дно» извоза в севастопольских бухтах. Водным транспортом решило заниматься «Общество финляндского легкого пароходства», успешно работавшее в Санкт-Петербурге. Там же строились и паровые баркасы, которые затем собирались в Артиллерийской бухте Севастополя.
Открытие сообщения с большой помпой состоялось 5 октября 1897 г., а к 1901 г. «Общество финляндского легкого пароходства» владело в Севастополе уже шестью баркасами и четырьмя пристанями. Казалось, бизнес идет прекрасно, но к 1904 г. все права и имущество концессии были выкуплены городом. Одни говорили, что предприниматели «прогорели», другие - что городу оказалось мало тех 3% отчислений, которые концессионеры должны были платить с выручки от перевозки пассажиров. Так или иначе, но яличники продолжали возить пассажиров по бухтам.
Степенная жизнь города прервалась с началом Первой мировой...
Николай Манвелов
Государственный центральный музей современной истории России Каким был и чем жил Севастополь сто лет назадОригинал взят у
tiina в
Каким был и чем жил Севастополь сто лет назад