100 лет назад. "Надеюсь, Кедринского из Думы повесят за его речь".

Feb 19, 2017 19:13

Оригинал взят у aloban75 в 100 лет назад. "Надеюсь, Кедринского из Думы повесят за его речь".



Александр Керенский

24 февраля 1917 года императрица Александра Фёдоровна писала супругу из Царского Села: "Я надеюсь, Кедринского из Думы повесят за его ужасную речь - это необходимо (военный закон, военное время), и это будет примером. Все ждут и умоляют тебя проявить твердость".

Речь шла, конечно, об Александре Фёдоровиче Керенском, который ужаснул царицу своей речью от 15 февраля в Государственной Думе. Что же это была за речь, за которую оратора надлежало "повесить"?

Вот краткие выдержки из неё (выделение моё):

"Наша обязанность сказать, что и мы, Россия, мы истощаемся и настроение наших народных масс падает в бесконечной прогрессии."

"Если вы вспомните подлинную жизнь, если вы посмотрите на то, что окружало вас две недели назад... вы поймёте, господа, что страна находится уже в хаосе, что мы переживаем небывалую в исторические времена, в жизни нашей родины смуту, смуту, перед которой время 1613 года кажется детскими сказками!"

"Перед нами, господа, та самая картина, которую переживала Франция во время Великой революции."


"Вы знаете, я по политическим своим личным убеждениям разделяю мнение партии, которая на своём знамени ставила открыто возможность террора, возможность вооружённой борьбы с отдельными представителями власти, к партии, которая открыто признавала необходимость тиранов убивать. Мы были последователями тех людей...
Председательствующий. Член думы Керенский, я прошу изложением программы вашей партии не давать основания утверждать, что в Государственной думе может раздаваться приглашение к чему-либо подобному тому, о чем вы говорите.
Керенский. Я говорю о том, что делал в классические времена гражданин Брут..."
"С нарушителями закона есть только один путь физического их устранения (голоса слева: «Верно»; рукоплескания слева; шум справа).
Председательствующий. Член Государственной думы Керенский, я призываю вас к порядку и предупреждаю, что при повторении чего-нибудь подобного я вынужден буду лишить вас слова."

Что же, приходится признать, что царица была по-своему права: согласно порядкам, существовавшим в Российской империи, с человеком, публично провозглашавшим такое, вроде прославления необходимости "убивать тиранов", по примеру гражданина Брута, вполне могли поступить по законам военного времени. Вот только Александра Фёдоровна не учла того, что успел прозорливо разглядеть Александр Фёдорович: что в стране уже пошла волна революции, и царской власти не удастся её погасить. А говоря о "партии, которая на своём знамени ставила открыто возможность террора", Керенский подразумевал, конечно, запрещённую партию эсеров, в которой он действительно состоял. Видимо, он счёл, что настало время отречься от маскировочного флага "трудовиков", от имени которых он был избран в Думу, и вернуться к старому боевому флагу своей партии. И которая спустя считанные недели из "преступного сообщества" превратилась в самую популярную партию в стране, с миллионом участников.
Что ж, в февральские дни Керенский действительно проявил себя как талантливый политик, умевший "угадать волну". А к июлю уже сам отрёкшийся император проникся к нему симпатией и записывал в дневнике: "Этот человек положительно на своём месте в нынешнюю минуту; чем больше у него власти, тем лучше". Увы, успех Александра Фёдоровича оказался недолговечен: нельзя слишком долго балансировать между двумя противоположными силами, революцией и контрреволюцией, нравиться и тем, и другим. В конце концов вокруг Керенского закономерно оказалась зияющая пустота, в которую он и провалился...



Этот портрет А. Ф. Керенского был помещён в советском школьном учебнике истории, по которому учился и автор этих строк. Обычно в советских учебниках помещали не фотографии противников революции, а карикатуры на них, но этот фотоснимок был так хорош и так ярко отражал политическую природу Александра Фёдоровича - колебания и неуверенность в себе - что его всё-таки поместили



Ну, а где же наши сегодняшние Керенские, интересно? Самый явный кандидат на эту роль, Сергей Удальцов, как раз сегодня, 16 февраля, отмечает свой 40-й день рождения (хотя, говорят, этот юбилей праздновать не принято). И встречает он эту дату за решёткой... Он тоже попытался во время нашей болотной недореволюции 2012 года балансировать между двумя силами, с одной стороны, левыми участниками протеста, с другой - буржуями вроде Кудрина, Навального, Прохорова, Ксюши Собчак и Божены Рынски, и, увы, совершенно закономерно оказался там, где оказался (а буржуи все, конечно, на свободе). С тем различием от Александра Фёдоровича, что у того всё-таки были несколько месяцев власти, а у Сергея Станиславовича - не было. Со своей стороны, могу пожелать ему скорейшего освобождения... хотя это вовсе не значит, что его тактика на союз с буржуями была правильной. Наоборот, она была опасной и даже (для левой части движения) самоубийственной. Ведь по итогам "болотных дел" именно левые участники событий в конце концов оказались за решёткой, а все или почти все правые - гуляют на свободе...



Сергей Удальцов

P. S. Кстати, вот что я писал об Удальцове ещё в 2012 году: "Многие оппозиционеры (не исключая и автора этих строк) весь текущий год справедливо критиковали того же Сергея Удальцова за неоправданные уступки и сомнительные союзы с Зюгановым и белоленточными либералами. Может быть, прояснить этот вопрос поможет обращение к историческим аналогиям?..
Как известно, в первый состав Временного правительства был включён один-единственный социалист - всё тот же А. Ф. Керенский, на далеко не ключевом посту министра юстиции. Точно так же и в состав нашего буржуазного "оргкомитета" господа октябристы-93 согласились включить одного "красного" - в лице Сергея Удальцова.
Керенский не только не был заранее уполномочен Петроградским Советом или своей партией на вхождение в правительство, но даже более того, прямо нарушил решение исполкома Совета о неучастии революционной демократии в новом правительстве. Меньшевик Николай Суханов вспоминал, что Керенский "с первого же момента совершенно оторвался от демократических организаций... вращаясь исключительно в буржуазных сферах и среди своих друзей более чем сомнительного демократизма. Керенский действовал так, как бог ему на душу положит... Для этого нужны были именно импульсы "бонапартика", игнорирующего общественность.
Во всяком случае, такое поведение было из рук вон. Керенский ни о чём не спрашивал Совет, но Совет отвечал за Керенского". Конечно, дело тут было не только, и даже не столько в личных качествах и "импульсах" Александра Фёдоровича, а в том, что "министрам-капиталистам" был совершенно не нужен полноценный представитель народных масс в правительстве. Их более чем устраивал "декоративный" социалист, представляющий де-факто только самого себя, чтобы прикрыть его фигурой собственную сугубо антинародную и антиреволюционную политику. И Керенскому - хотел он того или нет - приходилось "соответствовать".
Разве не заметна аналогия с нынешним положением Сергея Удальцова, который, вопреки решению его товарищей по форуму левых сил бойкотировать выборы КС, всё-таки туда пошёл? Ну, и получил ровно то, чего следовало ожидать - в конклав теневых "министров-капиталистов" его, скрепя сердце, ввели, но при этом постарались опустить, как говорится, ниже плинтуса - т. е. ниже какого-нибудь господина Ашуркова - поставив Удальцова аж на 20-е место.
В общем, есть все основания критиковать Сергея Удальцова с более левых и радикальных позиций. Например, он выбрал довольно странное время для признания по радио "Эхо Москвы", что он уже никакой не коммунист, а всего лишь социал-демократ. Массы, как мы видим, левеют - вот даже ярый либерал-"октябрист" Немцов на последнем митинге вдруг разразился тирадой в защиту социальных прав. (О похожих фокусах писал в своё время Л. Д. Троцкий: "На первых этапах движения масс реформисты передвигаются влево, надеясь таким образом удержать в своих руках руководство. Когда же движение переливается за черту реформ... реформисты... из трусливых попутчиков массы превращаются в штрейкбрехеров, врагов, открытых изменников").
Массы, и вместе с ними даже такие зубры-пиночетовцы, как г-н Немцов, "передвигаются влево", а Удальцов внезапно решил "поправеть"? Так у кого он ищет популярности - у протестующих на площадях людей с красными флагами или у своих новообретённых "друзей" - белоленточных либералов? Эти "друзья" уже отплатили ему за это, весело сообщив, что "его номер шестнадцатый" (точнее, даже 20-й). А либерал-пиночетовка Юлия Латынина брюзгливо написала по адресу новоиспечённого эсдека, что она "так не любит Удальцова, что кушать не может"."

Полный текст речи Керенского 15 февраля 1917 года:
http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43868579707/A.F.Kerenskiy-REVOLYUTSIYA-NACHALAS!-Rech-v-Gosudarstvennoy-Dume

100 лет назад. "Надеюсь, Кедринского из Думы повесят за его речь"

история России, Керенский, перепост, февральская революция

Previous post Next post
Up