На введении визового режима настаивают даже либералы
Александр Шустов 28.06.2013
Тема нелегальной миграции в Россию из государств Центральной Азии и Южного Кавказа сохраняет остроту. Причем с недавних пор за ограничение миграции и введение визового режима все чаще стали выступать либералы, многие из которых еще недавно доказывали, что без мигрантов нам не выжить.
Об угрозах, которые несет неконтролируемая миграция, в последнее время стали открыто говорить представители силовых структур. Недавно с громким заявлением по поводу угроз, которые миграция несет национальной безопасности России, выступил начальник Управления координации анализа контрразведывательной деятельности ФСБ Александр Рощупкин. «Нами достоверно установлено, что определенные силы внутри нелегальной миграции ведут подрывную и разведывательную деятельность против России, оседая под видом мигрантов для выполнения подрывной террористической деятельности», - заявил он, выступая на парламентских слушаниях по проблеме правового обеспечения противодействия нелегальной миграции в Совете Федерации.
В доказательство А. Рощупкин привел данные о том, что ФСБ были выявлены кадровые сотрудники спецслужб ряда иностранных государств, которые под видом трудовых мигрантов вели подрывную деятельность, в том числе на территории Северного Кавказа.
Миграционная ситуация может еще более усугубиться теми последствиями, к которым приведет уход США и НАТО из Афганистана в 2014 г. Начальник Главного разведывательного управления Генштаба ВС России Игорь Сергун на конференции по евробезопасности в Москве, где присутствовали министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан и и. о. заместителя госсекретаря США Роуз Гётемюллер, заявил, что главной угрозой безопасности в евроатлантическом регионе является радикальный экстремизм и транснациональный терроризм. После вывода войск США позиции талибов, имеющих налаженные связи с исламистскими экстремистами и лагеря по подготовке террористов, укрепятся. Другим полигоном для подготовки экстремистов является гражданская война в Сирии, где, даже в случае победы умеренной оппозиции, джихадисты не откажутся от достижения своих целей. Прозрачная граница со странами Центральной Азии может привести к тому, что экстремисты под видом трудовых мигрантов будут свободно проникать на территорию России, создавая здесь свои подпольные структуры.
Такие примеры уже есть. 20 мая Национальный антитеррористический комитет сообщил о ликвидации в подмосковном Орехово-Зуево группы боевиков, готовивших теракты в людных местах столицы. Двое из них были уничтожены, один задержан. 6 июня был арестован руководитель группировки Юлай Давлетбаев, которого на момент задержания в квартире не было. В Москве он устроился таксистом, что позволяло без отрыва от работы присматривать места для терактов.
По данным ФСБ, боевики являлись жителями Башкирии, прошедшими в 2010-2013 гг. диверсионно-террористическую подготовку в афгано-пакистанском приграничье, где участвовали в боевых действиях против коалиционных сил.
Преступники были связаны с «Исламской партией Туркестана» - исламистской организацией, ранее известной как «Исламское движение Узбекистана», деятельность которой запрещена в России, ряде государств Европы, США и Центральной Азии. В задачи партии входит создание в Узбекистане и других странах СНГ экстремистских религиозных организаций с целью возрождения в Центральной Азии, на Кавказе и в Поволжье исламского халифата. Что еще более примечательно - такую же подготовку в афгано-пакистанском регионе прошли около 50 жителей Башкирии.
Очевидно, что граждане России в качестве исполнителей терактов были выбраны потому, что им легче незаметно проникнуть на территорию страны. Но у жителей государств Центральной Азии возможностей для этого сегодня немногим меньше. Для целого ряда работодателей такая категория сотрудников гораздо более привлекательна, поскольку им не надо покупать медицинскую страховку и платить за них единый социальный налог, а раствориться в огромных массах трудовых мигрантов из южных стран СНГ в крупных российских городах большого труда сегодня не составляет.
Непростая ситуация с миграцией вновь заставляет задуматься - а нужна ли она России вообще?
Ведь до распада Советского Союза РСФСР являлась не импортером, а экспортером квалифицированной рабочей силы в другие республики, оставаясь при этом «становым хребтом» союзной экономики и обеспечивая функционирование 80% масштабного советского военного-промышленного комплекса.
Россия, наряду с Белоруссией и Латвией, являлась для других союзных республик еще и финансовым донором. О том, что никакой особой экономической необходимости в массовом привлечении иностранной рабочей силы нет, а мигранты к нам едут совсем по другим причинам, в последнее время стали все чаще писать и либеральные издания, еще недавно отстаивавшие тезис о грядущем дефиците трудовых ресурсов и ограничениях, которые он создаст для экономического роста.
Так, 6 июня «Ведомости» опубликовали статью эксперта Центра анализа стратегий и технологий Василия Кашина «Миграция - погоня за политическими призраками» с говорящим подзаголовком «Никаких рациональных причин отсутствия визового режима со странами Центральной Азии не существует». По мнению автора, необходимость трудовой миграции защищается сегодня с двух позиций. Сторонники либеральной точки зрения говорят о позитивных экономических эффектах, а последователи великодержавной позиции - о необходимости интеграции постсоветского пространства, российских интересах в Центральной Азии и геополитике. При всем этом истинные причины отсутствия визового режима со всеми странами региона (кроме Казахстана) с реальностью ничего общего не имеют, поскольку носят преимущественно иррациональный характер.
С экономической точки зрения, смысл открытия рынка рабочей силы, как и рынков товаров и услуг, для иностранных компаний состоит в поддержке конкуренции. Однако на практике неограниченная трудовая миграция из Центральной Азии лишь ухудшает ситуацию. Прибегая к удачной аналогии с автомобильным рынком, автор показывает, что миграционные отношения России со странами региона сегодня аналогичны тем, как если бы на ввоз всех иномарок ввели запретительные пошлины, а для машин Запорожского автомобильного завода обнулили все ввозные сборы, освободив к тому же от всех налогов и любых форм контроля дилеров его продукции. Недовольным при этом говорится, что продукция Запорожского завода ввозится на льготных условиях потому, что ВАЗ потребности рынка не удовлетворяет, а Украина для нас стратегически важный партнер и отдать ее Западу мы не можем. Несмотря на всю абсурдность этой логики, сторонники массовой трудовой миграции часто используют именно такие аргументы.
Все больше вопросов вызывает и качество рабочей силы, экспортируемой в Россию странами Центральной Азии. В первые годы после распада СССР к нам ехали люди, которые учились в рамках советской системы образования, знали русский язык и имели связи с Россией.
Однако сознательная политика дерусификации, проводимая авторитарными режимами в Узбекистане и Туркменистане, свела все достижения советского периода на нет. Молодежь там почти не знает русского языка, но хорошо знакома по учебникам истории с «российским колониализмом».
Схожая ситуация в Киргизии и Таджикистане, которые после распада СССР превратились в «несостоявшиеся государства» с деградировавшими и архаизированными общественными отношениями. Как следствие, в плане владения русским языком и знакомства с русской культурой мигранты из Центральной Азии ничем не отличаются от жителей Азиатско-Тихоокеанского региона, зато «имеют меньше полезных навыков, нелояльны по отношению к российскому государству и находятся под сильным влиянием радикальных религиозных течений».
С военно-политической точки зрения Центральная Азия является одним из самых опасных регионов мира, и, стремясь вовлечь образующие его государства в различные интеграционные объединения, Россия одновременно занимается военным планированием на случай возникновения там различных конфликтов. При этом регион может взорваться независимо от того, уйдут или нет американцы из Афганистана в 2014 г., так как общественно-политическая обстановка в ряде стран является крайне напряженной. При этом возможность использовать миграционные рычаги для отстаивания российских внешнеполитических интересов, по мнению В. Кашина, сомнительна.
Здесь можно добавить, что на решение Узбекистана, лидирующего по числу прибывающих в Россию трудовых мигрантов, покинуть ряды ОДКБ миграционные связи никак не повлияли.
Введение же визового режима и жесткое регулирование трудовой миграции, по мнению автора, позволят Москве гораздо эффективнее отстаивать свои национальные интересы.
4 июня «Независимая газета» опубликовала интересный обзор оценок миграционной ситуации ведущими российскими экономическими институтами под названием «Экономисты призывают к депортации». Крайние точки зрения оказались представлены двумя ведущими либеральными вузами страны - Высшей школой экономики и Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара. ВШЭ традиционно отстаивает либеральный взгляд на миграцию, доказывая, что Россию ждет резкое сокращение численности трудоспособного населения, и приток мигрантов ей жизненно необходим. По мнению же младшего научного сотрудника лаборатории институциональных проблем Института Гайдара Кирилла Родионова, потребность России в неквалифицированной рабочей силе снижается, и никакой необходимости в массовой трудовой миграции нет. «Если в России и существует нехватка рабочих рук, то только в сегменте квалифицированного труда, - утверждает он, - В сегменте же низкоквалифицированного труда этого дефицита не существует, наоборот, масштабная миграция из стран Средней Азии дестимулирует реструктуризацию сектора неквалифицированной рабочей силы».
По мнению К. Родионова, Россия сегодня нуждается, прежде всего, в квалифицированной рабочей силе. В прошлом году 80% всех заявленных вакансий пришлось именно на эту категорию работников. Мигранты же из Центральной Азии, как правило, никакой квалификацией не обладают, а их массовый приток не только снижает уровень зарплат коренного населения, но и ведет к общему сокращению производительности труда. Если в России средняя почасовая выработка в 2011 году составляла 21,5 долл., то в США - 60,2 долл., в Германии - 55,8 долл., а во Франции - 57,7 долл.
То есть по уровню производительности труда мы отстаем от развитых стран как минимум в три раза, а это означает, что ВВП можно утроить без привлечения дополнительных трудовых ресурсов.
Кроме того, в России неэффективна сама структура занятости, причем касается это как государственного, так и корпоративного сектора. В одной из крупнейших мировых нефтегазовых компаний Royal Dutch Shell работает 87 тыс. человек, тогда как в Роснефти - 168 тыс., «Газпроме» - 404 тыс., в Ростехнологиях - 900 тыс., а в РЖД - более 1 млн. человек. Более 1 млн. чел. заняты в системе госуправления (737,7 тыс. чел. - в федеральных и региональных и 336,3 тыс. - в местных органах власти). Аналогичной по данным Ростата за 2011 г. была занятость в ключевой для российской экономики сфере добычи полезных ископаемых (1072 тыс. чел.).
Другое негативное следствие неконтролируемой миграции из стран СНГ - ухудшение криминогенной ситуации. 7 июня «Независимая газета» констатировала, что «тон заявлений высокопоставленных чиновников становится все более тревожным» (Самарина А. «Праздношатающаяся миграция»). Особенно сильное влияние миграция оказывает на криминогенную обстановку в Москве. Если всего по России мигранты совершают 3,4% преступлений, то в Москве - уже 18%. По данным ГУВД Москвы, за 4 месяца этого года приезжими было совершено более 10 тыс. преступлений, что составило 50,2% их общего количества. При этом в апреле число совершенных мигрантами преступлений выросло сразу на 40%, а число тяжких и особо тяжких преступлений - на 72%.
Тревожной тенденцией является и то, что граждане стран СНГ стали в 5,5 раза чаще совершать преступления в составе организованных групп.
Единственным решением, способным переломить эту негативную ситуацию, издание считает введение визового режима. Эффективность всех прочих мер опрошенные им эксперты ставят под сомнение.
Требования введения визового режима со странами Центральной Азии в последнее время становятся все более настойчивыми. Причем звучат они со стороны самых разных групп населения. И, если поставить миграцию под контроль «невизовыми» методами не удастся, государство волей-неволей будет вынуждено вернуться к этому вопросу.