Оригинал взят у
periskop в
Шанхай с высоты полкилометраНебоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой,
то мне страшно, то мне грустно, то теряю свой покой...
(Вилли Токарев)
Хоть я и небольшой любитель небоскрёбной тематики, но всё же, быть три дня в Шанхае и не залезть на какой-нибудь из высотных монстров, которых там в изобилии - не очень правильно. Так что в итоге "жертвой" была избрана самая высокая смотровая площадка планеты - 100-й этаж небоскрёба с громким названием Всемирный финансовый центр (上海环球金融中心, SWFC), в районе Пудун. Но на местном слэнге его зовут проще - "открывашка", так как он похож на банальную открывашку, только поставленную на попа и высотой почти полкилометра - 492 м. Это небоскрёб №4 по высоте в мире, из построенных, по состоянию на конец 2012 г.
Давайте пройдём к "открывашке" от ближайшего метро и поднимемся на самый верх, проследив заодно за последовательностью подьёма. Все виды будут вечерние, так уж мы попали, в такое время.
Вид с "открывашки": вблизи шпиль небоскрёба Цзинь Мао,
правее - телебашня "Жемчужина Востока", дальше - излучина р. Хуанпу
Но сперва карта-схема. Цифрами показаны наиболее высокие строения Пудуна, а также, для ориентирования, хорошо подсвечиваемый памятник Народным Героям, на другом берегу реки (№5). Мы будем смотреть на Шанхай с точки №1 (треугольник). Исторический центр и бывшие международные сеттльменты города находятся на другом берегу Хуанпу. Интересно, что в этом районе через Хуанпу нет мостов, а есть только подземные тоннели: один пешеходный и остальные автомобильные.
2. Давайте глянем с другого берега Хуанпу на предмет нашего похода. Смотрите, в правой части снимка сгруппированы три самых высоких строения - "открывашка", которая выделяется своей дыркой; перед ней - Цзинь Мао, с которого началось настоящее высотное строительство в этом районе, и самая правая - Шанхайская Башня, которая среди небоскрёбов будет №3 в мире, после окончательной достройки (632 м). Левее - телебашня "Жемчужина Востока". Она кажется выше, за счёт того, что заметно ближе к нам, чем дальние монстры.
3. Шанхайская Башня ещё строится, но уже сейчас существенно выше "открывашки" SWFC. 97 - это нижняя смотровая площадка на "открывашке" (ниже дырки), 101 - верхняя (выше дырки), фактически она находится на сотом этаже, но лифт показывает цифру 101 :)
4. Доезжаем по светло-зеленой линии (№2 - которая связывает оба аэропорта) до района Пудун, и выходим наверх. Уже стемнело, к сожалению, режимное время закончилось, но будем исходить из того, что есть.
5. Прямо от метро можно осмотреться. Если развернуться назад, то можно видеть направление, куда нам идти и где возвышаются нужные нам монстры - "открывашка" левее всех. Однако сперва надо зайти на второй пешеходный уровень, оттуда уже будет гораздо удобней и снимать и ориентироваться.
6. Поднимаемся на верхний пешеходный уровень. Взгляд назад, на основание телебашни. Мы сейчас пойдём от нёе, а не к ней.
7. На светящихся экранах плывут всякие фондовые индексы, ведь Шанхай - столица китайских финансов. Жизнь бурлит, несмотря на то, что в Китае ложатся рано. Но тут - исключение.
8. Нам вон туда идти, держась правой стороны дороги. Пойдём пробираться :)
9. Ещё раз глянем в сторону телебашни, и идём.
10. Проходим каким-то сквером со светящимся человеком, за которым возвышается тёмный монстр
строящейся Шанхайской Башни.
11. Три небоскрёбные вершины, наша - самая левая.
12. Обходим Цзинь Мао. Кстати сказать, для меня оказалось открытием, что сверхвысокие небоскрёбы в близком восприятии кажутся немного ненастоящими, игрушечными - психика человека смягчает в восприятии слишком несоразмерные объекты. Скажем, 25-30-этажные дома, если совсем уж вблизи, воспринимаются более массивными, чем эти монстры.
13. А вот и наша цель! Уже близко :)
Обратите внимание на то, что "дырка" наверху "открывашки" уже не видна, зато хорошо стали видны окошки вниз на верхней смотровой площадке 100-го этажа. Мы к ним ещё вернёмся в кадрах №26-28.
14. Телебашня отдаляется, мы идём от неё.
15. Почти подошли к нашей цели.
Справка.
Шанхайский всемирный финансовый центр (SWFC) был построен в 2008, с существенной задержкой, из-за кризиса 1997-1998 гг. Высота - 492 м, смотровая площадка (верхняя) на 472 м - самая высокая на планете, у дубайской Бурдж-Халифа на 20 м ниже.
Строила башню японская компания Mori Building Corporation. Главный дизайнер проекта - David Malott из нью-йоркской компании Kohn Pedersen Fox.
* * *
В 2003 году были внесены изменения в проект, в частности, компанией-разработчиком Мори Груп была увеличена высота здания до 492 м. и количество этажей до 101 , от первоначальных 460 и 94 соответственно.
Также, в 2005 году была изменена форма окна на вершине здания, предназначенного для уменьшения сопротивления воздуха. Первоначально предполагалось окно округлой формы 46 м. в диаметре. Однако этот дизайн вызвал большие протесты со стороны китайцев, включая и мэра Шанхая, который считал, что это очень похоже на восходящее солнце на флаге Японии. Круглое отверстие было заменено на трапециевидное, что удешевляло конструкцию и упрощало реализацию проекта.
Инвесторы хотели увеличить высоту здания установкой на него шпиля, чтобы побить рекорд высоты Тайбэй 101 (509,2 м.), однако архитектор Вильям Педерсен и разработчик Минору Мори выступили против добавления шпиля на здание, объяснив что такому величественному зданию как SWFC вполне достаточно существующих размеров.
Площадь здания составляет 377 300 м², имеется 31 высокоскоростной лифт и 33 эскалатора. (
+)
16. Ну что? Заходим внутрь!
Сперва надо купить билет на смотровую, в кассе этажом ниже.
Дерут недёшево, особенно для Китая - 150 юаней (750 р.). Но ладно, искусство требует жертв :)
17. Затем нам кажут фильм про историю постройки, после чего проникаемся видом того, как Пудун будет выглядеть через 2 года, в 2015-м. Достроенная Шанхайская Башня произвела двойственное впечатление - со многих проекций очень уж похожа на член. Кажется, я уже заранее знаю, какая у неё будет неформальная кличка :)
18. Потом проходим через рамку, нас и вещи просвечивают, затем ведут группу к лифту. У лифта на смотровую есть только 2 и 3 этажи, и 94 и 95-й; чтобы попадать на другие этажи, надо пользовать другие лифты, где авторизация по карточкам. Подьём вверх занимает около минуты.
19. Сам лифт изнутри имеет весьма космический дизайн, под стать высоте.
20. И вот, доезжаем до 95-го этажа. Там надо ножками подняться на 97-й, где расположена нижняя смотровая площадка. Можно и отсюда, конечно, осматривать город, но мы сейчас идём дальше.
21. Посмотрим вниз, на речку Хуанпу и на набережную Вайтань (The Bund).
22. И на близко стоящий Цзинь Мао, на его верхние уровни 340-380 м.
23. Чтобы подняться дальше наверх, нужно идти к локальным боковым лифтам, которые расположены по бокам "дырки". Они уже поднимут нас на 100-й этаж.
24. И вот мы на самом верху, на высоте 472 м. Выше нас только один этаж. Смотровая тут сделана очень грамотно - окна выполнены не вертикальными, а скошенными под углом вниз, благодаря чему смотреть намного впечатлительней.
25. Но и это не всё. Под ногами - ведь мы же сейчас как раз над "дыркой" - расположен ряд окон, и можно смотреть также и прямо вниз. Очень интересный приём - как будто ты стоишь над пропастью. Вот только стёкла порой бликуют и часть из них залапаны посетителями (хотя их и постояннно протирает специальная служительница).
26. Вот оно, одно из окошек под ногами. Сейчас будем пробовать прилаживаться, чтобы поснимать вниз.
27. Вот вид в одну из сторон. Тут небоскрёб не очень высокий.
28. А вот вид на Цзинь Мао целиком: 421-метровый монстр можно снять снизу доверху. Но всё же бликует стекло.
Цзинь Мао, справка.
Как и у небоскребов Петронас в Малайзии, основным в пропорциях этого здания является число 8, которое в китайской культуре ассоциируется с благополучием. 88 этажей (93, если считать этажи бельведера) разделены на 16 сегментов, каждый из которых на 1/8 короче шестнадцатиэтажного основания. Небоскреб построен на восьмиугольном бетонном центральном каркасе, окруженном восемью огромными композитными колоннами и восемью внешними стальными колоннами.
Три комплекта стальных балок высотой в 2 этажа соединяют колонны с каркасом на шести этажах, обеспечивая дополнительную безопасность. Основание здания покоится на 1062 прочных стальных столбах, которые уходят в землю на глубину 83,5 м, что компенсирует плохие качества верхнего слоя почвы.
Наружная стена сделана из стекла, нержавеющей стали, алюминия и гранита и покрыта решетчатой конструкцией, выполненной из труб из алюминиевого сплава. Официальное открытие здания состоялось 28 августа 1998 года, дату также выбирали с числом 8. (
+)
29. Но все посетители сразу идут смотреть вот на этот классический шанхайский вид - излучину Хуанпу и набережную Вайтань. На первом плане - шпиль Цзинь Мао.
30. Классика жанра. Объект №5 схемы (памятник Народным Героям) виден в середине кадра на той стороне реки - точно по шпилю Цзинь Мао. Левей него - колониальная набережная Вайтань (The Bund), скопление "компрадорской" архитектуры времён унижения Китая и международных сеттльментов. Здесь находились банки и торговые компании Великобритании, Франции, США, России, Германии, Японии, Нидерландов и Бельгии, а также консульства Великобритании и России.
31. Немного приблизим район набережной Вайтань. Подсветка очень красивая и стильная - потом покажу прогулку по этой набережной во время сумерек. Надо признать, что Шанхай вообще в принципе заметно красивей Пекина, который в основном на мой взгляд уныл и слишком строг.
32. По Хуанпу движутся прогулочные кораблики. По китайскому обыкновению, они увешаны переливающимися фонарями в невероятном количестве. Китайцы страсть как любят перемигивания и переливания света - даже телебашня у них непрерывно мигает и переливается.
33. Кораблики на Хуанпу, ещё ближе.
34. Вид вниз, к метро, как мы шли сюда - кадры №6-10.
35. И на основание телебашни.
36. В противоположную сторону вечерний вид весьма ординарен - вплоть до порта и дельты Янцзы с севера простираются среднеэтажные районы, с вкраплениями высоток в 30-45 этажей. Шанхай велик по территории. А по проспекту, который отходит от середины кадра вправо (Сенчури-авеню) мы пройдём днём, и я (возможно) сделаю потом по этим мотивам пост про обыденный шанхайский хай-тек.
37. Жилой комплекс вблизи, крыши подсвечены сегментами.
38. ...вот так снимались эти кадры (автор в процессе фотострельбы).
39. Затем, после обозрения, можно спуститься на 95-й этаж, где тоже есть смотровые окна и множество сувенирных киосков. Как и всегда на высоте, тут недёшево.
40. Спускаемся вниз и уходим домой, пора торопиться - по-китайски уже поздно, около 9 вечера. Метро тут закрывается примерно в 22.50, китайцы рано ложатся. Идём мимо Цзинь Мао.
* * *
И пара дневных снимков.
41. Вот вид с окна автобуса - вдали видны "открывашка", Цзинь Мао и Шанхайская Башня.
42. Тоже с автобуса - на достраивающийся верх Шанхайской Башни. Видно, как строится центральный каркас-скелет, а уже на него вокруг нанизывается "мякоть".
В целом, опыт знакомства с высотными сущностями оказался весьма интересным. Упускать его было бы глупо.
Так что рекомендую тем, кто поедет в Шанхай.
Рельсовая Поднебесная, все посты.