Говорят люди, живущие рядом с мировыми достопримечательностями - мало посещают их... Парижане не тусуются в Лувре, а многие петербуржцы забыли как выглядит Эрмитаж или Русский музей. Я их не виню, - сама такая.
Однако, когда есть повод - нельзя не прислониться к прекрасному, хотя бы одним глазком... Я
уже писала как весной блоггеров приглашали на выставку в Русский музей через сообщество
spbblog. И вот история повторилась.
Я была на "предпремьерной" экскурсии для блоггеров 5 октября в Русском музее .
В последний момент обнаружила, что фотоаппарат исчез где-то в одной из черных дыр Вселенной, так некстати локализовавшейся в моей квартире...
Но не подводить же людей) Так что буду пытаться компенсировать недостаток фотогеничности достоинствами изложения:)
Погода в Питере как всегда желала лучшего. Шквальный ветер рвал зонты и сносил пешеходов...
Залетев за ограду и стабилизировав себя около фонарного столба, я позвонила нашему связному, Людмиле. Она обеспечивала билеты, экскурсовода и пути отступления...
В порыве благодарности я предложила сделать совместное селфи и она - святой человек - согласилась. К этому воодушевляющему мероприятию присоединились и остальные участники будущей экскурсии... И теперь у меня есть коллективный портрет самых культурно-одухотворенных блоггеров нашего города:) Вышлю по требованию!
К одухотворенному несомненно относилась и наш экскурсовод, Татьяна Васильевна, ведущий специалист отдела экскурсионно-лекционной работы.
Она водила сюда экскурсии и для Шведской королевы, и для французских дипломатов... И вот - провела ее для нас.
На экскурсию было отведено всего 40 минут. Мы уложились в 1,5 часа. Нескромно скажу, что неплохо знаю наше искусство, но ходить по музею с увлеченным экскурсоводом - это особый вид наслаждения)
Сразу напишу, что мы ходили в музей в рамках рекламной акции: к своему 175-летию Сбербанк делает подарок горожанам: бесплатный доступ в 18 музеев по всей России!
В Питере это Меншиковский дворец с 12 по 30 ноября и Русский музей с 6 по 24 октября (каждый четверг с 13 до 21 что характерно).
В Москве к акции - присоединяется Музей изобразительных искусств им. Пушкина с 18 по 30 октября. Акция коснется так же музеев Астрахани (Картинная галерея им. Догадина с 14 октября по 30 ноября), Владивостока (Приморская государственная картинная галерея с 1 по 14 ноября), Воронежа (Художественный музей им. Крамского с 10 по 24 ноября), Екатеринбурга (Музей изобразительных искусств с 16 ноября по 11 декабря), Иркутска (Галерея Виктора Бронштейна с 12 по 21 ноября), Казани (Музей изобразительных искусств с 15 по 27 ноября), Кемерова (Кемеровский музей изобразительных искусств с 2 по 15 ноября), Краснодара (Художественный музей им. Коваленко с 1 по 13 ноября), Красноярска (Музей им. Сурикова с 7 по 20 ноября), Нижнего Новгорода (Выставочный зал Арсенал с 15 по 27 ноября), Новосибирска (Новосибирский художественный музей с 1 по 13 ноября), Перми (Пермская художественная галереи с 3 по 17 ноября), Ростова-на-Дону (Музей изобразительных искусств с 14 октября по 13 ноября), Тюмени (Музей изобразительных искусств с 1 по 15 ноября) и Ярославля (Ярославский художественный музей с 1 октября по 18 декабря) в октябре и ноябре. Спешите найти свою точку соприкосновения с прекрасным...
Присесть во время экскурсии было некогда, но такая возможность всегда греет душу в Русском музее...
Вот в Эрмитаже такой возможности нет, а Русский музей думает о своих зрителях)
К слову, в Русском музее - самое большое собрание русского искусства около 400 000 подлинников! Это примерно в 10 раз больше, чем в Москве в Третьяковской галерее.
Ни в одной другой стране мира нет такой большой коллекции национального искусства, собранной в одном месте. Конечно, мы не могли обойти это за раз. Коллекция располагается в 5 больших зданиях.
В том здании, где мы были 200 залов - это примерно 1% коллекции.
Само здание Михайловского дворца, построенное в 1824 году к свадьбе младшего сына Павла I, в конце 19 века уже стало музеем.
Отапливать его было нереально) По-сути в нем и не жили никогда... Дворец выполнял только парадные функции, а жили где-то во флигеле рядом со Спасом на Крови.
Первые из 17 парадных залов второго этажа открываются экспозицией икон до монгольского периода. Я не могла не удержаться, что бы не показать самую старую икону 13 века - "Ангел Гавриил золотые власы". Волосы выполнены из сусального золота.
Ее написал наш художник, который обучался в Византии. Листочек золота осторожно брали хлебным мякишем и прижимали к подготовленной поверхности. После высыхания клея слой шлифовали «зубком» из агата.
Далее был зал с мозаичными портретами Екатерины первой и Петра первого. Техника слепой обратной мозаики - очень сложна. В 18 веке она подразумевала чугунную сковородку в качестве подрамника и достаточно времени, что бы ловить и возвращать на работу, постоянно сбегающих мастеров...
Искусство мозаики было утеряно во время татаро-монгольского нашествия и только в середине 18 века возрождено Ломоносовым. Лицевая поверхность каждого кубика густо смазывалась клейстером, а сверху заливалась мастикой. Когда все застывало, при помощи рычагов мозаику переворачивали.
...тема мозаики всплывала несколько раз за экскурсию.
Это стол с "флорентийской мозаикой" средины 19 века с уральскими поделочными камнями: родинит, холцегон, перламутр, лазурит, яшма, алмазонит, сардолик на фоне черной бальзы.
Флорентийская мозаика - изобретение позднего Ренессанса. В конце 18 века она вызвала подражания, впрочем, не слишком многочисленные из-за сложности.
На изготовления одной мозаики уходили десятилетия... Данная техника широко применялась русскими мастерами при создании Малахитового зала Эрмитажа, Янтарной комнаты, Лазуритового зала и Агатовых комнат Екатерининского дворца.
Редкая сохранившиеся мебель той эпохи находится в Оранжевой гостиной Михайловского дворца. 1825 год. Изготовлена по эскизам Росси.
А это - Белый зал.
К сожалению, мебель в нем не сохранилась в том же цвете, что был изначально. Обивка ждет перетяжки уже давно...
В одном из залов мы увидели монументальную бронзовую скульптуру Анны Иоанновны, которая весит 6 тонн.
Это первый памятник Петербурга, который должен был быть установлен на Дворцовой площади, но ее правление было одним из самых мрачных в 18 веке и о памятнике постарались забыть как можно скорее...
Работа Растрелли. Во время Второй Мировой ее Величество закопали в Михайловском саду на случай бомбежки. И это было очень правильно, так как в эту часть музея действительно попала бомба. После войны скульптуру непопулярной императрицы благополучно выкопали.
Экскурсовод в красках расписала процесс переноса 6 тонн из музея и обратно...
Это была популярная практика - Петра первого, стоящего около ворот Михайловского замка тоже закапывали)
К слову о Петре. В Русском музее есть его прижизненная маска, с которой потом отливали голову царя на вышеприведенном памятнике. Она была снята по просьбе Папы Римского в подарок - для личного музея восковых фигур.
Петру это польстило и он согласился на весьма неприятную процедуру для чего ему пришлось обриться полностью.
Потом его привязали к стулу, надели на голову ведро и залили всю голову гипсом, оставив только две трубочки в носу для дыхания... Когда гипс застыл - всю конструкцию пришлось разбивать, стараясь не повредить ни голову царя, ни скульптуру:)
Нам так же показали ряд восстановленных портретов Смолянок авторства Ливицкого. Пять лет назад была проведена уникальная реставрация этих картин. Как происходит этот деликатный процесс - пообещали показать и рассказать в следующий раз.
Смольный институт благородных девиц - был первым высшим женским учебным заведением в стране. В него могли поступить девочки не старше шести лет. В течении 12 лет девочек обучали физике, математике, астрономии, 4 иностранным языкам... И это в 1773 году!
Автор уже в 52 года потерял зрение, хотя прожил до 80... И успел сотворить немало прекрасного. В том числе, - эти портреты Екатерины второй и ее воспитанниц.
Посмотрите как выписан подол! Меня подобное мастерство трогает до слез...
Романтических книг и фильмов я не смотрю, - ну хоть перед красивой картиной можно поплакать:)
Любимая фрейлина императрицы и первая любовь Павла 1 - Екатерина Нелидова. Благодаря своей близости с его женой, она сохранила свое влияние и после сметри Павла. Князь Иван Долгоруков писал о ней: «Девушка умная, но лицом отменно дурна, благородной осанки, но короткого роста»
Екатерина Молчанова, - одна из пяти лучших выпускниц Смольного института, удостоенных Золотой медали первой величины. Она была из простой семьи, но ей помогла Нарышкина: сначала оплатила учебу, а после окончания - она стала фрейлиной Екатерины 2.
Заново отреставрированные картины хочется рассматривать в деталях, жаль у нас было мало времени...
Даже двери в русском музее - шедевры. Я остро жалела об отсутствии нормального фотоаппарата.
Колонна от подсвечника в основании имеет красный порфир. Именно на такой камень когда-то поступил заказ из Франции. Там искали лучшие материалы для саркофага Наполеона... Нигде в мире такого не было. Нашли у нас в Карелии.
Искусство вечно, жизнь коротка. А еще короче - время, отведенное на экскурсию... часа через полтора, прихрамывая, мы вышли к гардеробу...)
В последний момент я буквально ухватила за подол Татьяну Васильевну, что бы уточнить - где искать оригиналы скульптур из Летнего сада и куда уехал цирк когда в Питер вернутся картины Айвазовского и Куинджи.
Если Вам интересны ответы, то скульптуры теперь в Инженерном замке, а увидеть Куинджи в Русском музее можно будет только в ноябре... Хорошая новость в том, что в декабре в нем пройдет большая выставка Айвазовского...
Возможно, я еще вернусь, что бы показать Вам реставрационные мастерские и рассказать про техники восстановления различных произведений искусства.
Наиболее выносливые участники после прогулки по парадным залам решили "догнаться" Кандинским и возможно отпишутся об этом в сообществе...
Остальная группа ушла в резерв:)
Лично я пошла писать этот пост и постить фото в Инстаграм с просветительской целью) Пришлось на время его открыть, но чем не пожертвуешь ради искусства!) Кому любопытно, -
я живу здесь