Снова Швеция. Наскальные рисунки.

Aug 02, 2015 09:45




Чтобы успеть на паром и иметь возможность хотя бы день посвятить Копенгагену, и хотя бы день ещё на обратном пути провести в Эскильстуне, мы должны были к вечеру попасть на территорию Дании. Однако, мы не погли проехать мимо отмеченного у меня на карте "места, имеющего культурную ценность" под громким названием "наскальные рельефы". Это и будет нашей первой остановкой.

Мы едем по побережью, с Северного моря дуют устойчивые сильные ветра, настолько сильные, что даже лес растет в наклоне "от моря". Поэтому количество ветрогенераторов по дороге зашкаливает, на радость младшим участникам турне и на спокойствие старшим:





Границу мы снова проезжаем, почти не заметив. Перед ней наконец находим терминал с оплатой платной дороги, но он быстро (мои даже сфотографировать не успели) берет у нас с карты всего 20 крон и категорически отказывается брать ещё. Мы не настаиваем. Дальше едем по территории Швеции.

Послушно следуя указателю со значком "цветочек" на коричневом фоне, сворачиваем с трассы в предвкушении, но, проехав довольно много по очень красивой дороге (слева скалы, справа - поле), единственное, что находим - скелет информационного щита с тематическим оформлением:



Ещё немного покрутившись по окрестностям, доехав до прибрежного городка, вернувшись, сворачиваем в местный кемпинг, чтобы спросить у администрации дорогу. Администрация не то что дорогу не знает, администрация не знает даже про музей и наскальные рисунки. Неудивительно, я знавала людей, живущих в центре СПб и никогда не бывавших в Эрмитаже, потому что "я в живописи не разбираюсь"...
Тем не менее, у них я беру со стойки туристический буклет, в котором имеется более крупная карта, и мы понимаем, что просто рано свернули с E6. Кстати, потом я узнала, что означает коричневый указатель с цветочками. Это указатель на маршруты, любимые королевскими сеьями. В Дании такое тоже есть, там я и узнала.
Возвращаемся на трассу, и через некоторое время по указателям довольно легко добираемся до цели.



Музей Витлюске



Поселения бронзового века представляли собой рассыпанные по территории маленькие фермы. На каждой жили одна-две семьи (если две, то все равно близкородственные, например, родители с новыми детьми и старший ребенок со своими детьми). Тем не менее, все они располагались довольно близко, чтобы вместе проводить ритуалы, праздновать, сеять и собирать урожай и... строить корабли. Вот карта всех поселений данной местности:



В окрестных лесах на скалах художники (а возможно, что один и тот же художник) бронзового века создали сотни рисунков, изображающих повседневную жизнь, битвы, религиозные сюжеты... И на основе бытовых рисунков, расшифровав их и упорядочив, создатели музея придумали семью и историю этой семьи рассказали на нескольких плакатах. Итак, знакомьтесь, слева стоят Ненна и Алавин и их близнецы, Глигг и Глэр (а справа - прадед рода Аказ, который нашел бронзовое месторождение):



Рядом на стенах описывается жизнь племени. У Алавина и Ненны - пятеро детей, из них двое близнецов. Родители Алавина помогают молодой семье, в том числе занимаются детьми (в бронзовом веке уже была роль бабушки!). В поселении живет скот, растут съедобные растения, есть мастерская. Ненна делает одежду:



Кстати, есть игра про то, как одевались люди разных народов того времени (я победила и собрала все правильно):



А в этих коробочках - материалы, из которых делали одежду и обувь (можно потрогать):



Но последние несколько лет были тяжелыми для племени, плохие урожаи, люди голодают... Тогда Ненна решается отправить в ритуальное путешествие своих близнецов. Близнецы ассоциировались с Солнцем и Луной, которые не могут встретиться на небе, и раздельное путешествие близнецов, которые всегда были вместе, может, как считалось, изменить будущее и умилостивить богов. Тем более, что они должны были пойти в разные стороны в соседние поселения за бронзовыми барабанами, которые когда-то звучали вместе, а потом были разделены и увезены... На рисунке Ненна кладет детям в сумки амулеты:



Вот за такими барабанами пошли дети:



Как барабаны покинули поселение? Один был уплачен за Аказа (история которого тоже рассказана в рисунках на стенах музея) попавшего когда-то давно в плен во время битвы. Второй - украден.

А тем не менее, бронзовый мир был опасным местом. Помимо диких зверей встречались нехорошие люди. Вот, например, череп другого подростка, найденный в тех местах. И реконструкция причин его смерти по отверстиям в скелете. Этот подросток был найден в массовом захоронении вместе ещё с 21 человеком, среди которых было много его ровесников и детей до 15 лет. Причем некоторые повреждения "не были летальны". То есть, как я поняла, вместе с мертвыми после битвы зарыли и тех, кто был ещё жив, но в тягость остальным из-за ранений...



Бронзовые топоры:



В центре первого зала - круглая стена, на которой размещены самые известные петроглифы окрестных скал, а если перевернуть картинку, на обратной стороне будет объяснение, что же тут изображено:



Эта стена огораживает небольшое помещение со скамеечкой, силуэтом художника-резчика и описанием особенностей его труда:



Что касается путешествия близнецов, то они добыли свои барабаны, встретились в том месте, где когда-то был взят в плен родоначальник Аказ, рассказали друг другу у костра свои истории и вместе вернулись домой.



Дома в честь их возвращения устроили праздник и затопили в море большой меч - в качестве жертвы. Этот меч археологи тоже нашли и реконструировали:



В бронзовом веке у скандинавов не было письменности, и рисунки на скалах - способ сохранить летопись племени. Но помимо исторических, есть множество религиозных рисунков. Уже тогда начинала складываться система языческих скандинавских верований, и часть рисунков содержат что-то типа молитв. О плодородии (свадьбы богов). О фертильности (свадьбы людей, беременные женщины). Об успешной охоте (убитые звери). О победах (воины и корабли). И так далее. Помимо круглой стены в середине первого зала, с интересными рисунками и их описаниями, по периметру размещены более подробные пояснения по особо важным петроглифам. Очень много петроглифов описывает проводимые ритуалы. Время такое было... ритуалами была пропитана вся жизнь. Закопать вороний череп у порога, чтобы нечисть не пришла из леса. Повесить на себя амулеты и расставить по дому обереги. Станцевать у костра, чтобы мертвые остались в могилах, а не пришли в поселок. В общем, защититься всеми способами...





Археологи рисунки ценят, те доказывают и рассказывают. Например, когда и какие скандинавы начали делать корабли:



Конечно, петроглифы не выглядят так ярко и красиво. Это их археологи раскрашивают, чтобы было понятнее. Неусовершенствованные они выглядят примерно так (это искусственные):



А это - настоящие, но раскрашенные:



Реконструкция фермы бронзового века

К основному зданию музея примыкает парк-реконструкция фермы. Парк обнесен забором, а на калитках просьбы обязательно закрывать их за собой (и чуть дальше мы увидим, зачем).



Когда-то именно на этом месте была такая ферма. Правда, в то время с порога дома были видны волны: в 1800-500 годах до нашей эры, когда скандинавы учились работать с бронзой, уровень моря в этой местности был на 17-9 метров выше. Фермы строились прямо на побережье. И кроме того, было значительно теплее. Вот такой огородик возделывали женщины бронзового века:





Даня - добыватель огня:



Корыто из бревна. Бронзовым инструментом такое, конечно, сделать проще, чем каменным:



Дом снаружи:





Дом внутри.







Дома состояли из единственной комнаты с очагом посередине. В длину - около 40 метров, в ширину - 6-8. Над очагом висела шкура. По периметру - всякие сушеные припасы. Поленница для очага. Лавочки. Колыбелька. Уютненько. Все поколения семьи жили вместе.

Но потом климат резко изменился. Стало холоднее, и животных пришлось начать держать внутри дома. Дома стали больше и появилось разделение на помещение для людей и для животных. Можно было бы, конечно, строить животным отдельные дома - хлевы, как это было сделано в наших местностях, но... с животными в доме было гораздо теплее. Вот внутри дома нового образца помещение для животных:







В том же помещении плуги и другие инструменты:



Ну а помещение для людей выглядит почти так же. Вот какой дом снаружи (чуть больше, чем предыдущая версия, а так все то же самое):





Мастер-классы ремесел бронзового века. Вообще-то платные, но пока мы с Максом рассматривали дома, Данька успел вписаться "за так":



Разумеется, не все в бронзовом веке было из бронзы. Она нужна была только для военного оружия и элитных украшений. Повседневные наконечники для охоты и крючки для рыбалки, кухонные ножи и т.д. были по прежнему костяными, каменными, деревянными:



При ферме работает "археологческая школа" для детей 7-12 лет. По вторникам, четвергам и пятницам, по утрам, до 12.30. Стоит 100 крон. Детям дают покопаться, найти и почистить что-нибудь на месте настоящих раскопок, а также понять, что такое они выкопали. Мы были там хоть и в правильный день, но позже, чем положено, поэтому Данька в школу не попал. Но вдруг кому-то больше повезет, имейте ввиду.



Покидая ферму, отправляемся в прилегающий к ней лес-парк. В нем тоже реконструированы многие элементы жизни древних людей. Наприер, есть загон для свина. Плакат поясняет, что люди бронзового века разводили овец, свиней, коз, лошадей и держали собак, но все животные были мельче, чем те, к которым сегодня привыкли мы.



Недалеко от поселения - капище с фигурами богов:



Охотники добывали оленей, медведей, волков и лис. А вот лоси, нынешний символ Швеции, тогда были довольно редки. Чтобы поймать зверя, люди придуывали разные ловушки. Что это такое на фото:



А вот что:



Ловушка для лисы:



Капкан для оленя:



В парке несколько мощных елей. Такие ели были изображены древними художниками на камнях, и археологи делают предположение, что люди им тоже поклонялись:



А вот и те, от кого надо было запирать калитки - пасутся без оградки, по всей территории, где хотят:



Петроглифы

И, наконец, мы спускаемся со скалы, на которой находятся музей и ферма, переходим через дорогу и отправляемся в лес с гладкими скальными выступами, на которых и были найдены рисунки. Разумеется, мы самое вкусное оставили напоследок. Петроглифы Танума (так называется местность, где мы находимся) были созданы в интервале от 1000 до 500 года до нашей эры. Они изображают корабли, людей, животных, плуги, колеса... Для работы художники использовали какой-то твердый камень, тверже, чем скала. Предположительно, кварц. Сейчас петроглифы заполнены краской для удобства изучения. Были ли они закрашены в оригинале, неизвестно...

Экскурсовод рассказывает группе, кажется, немцев про петроглифы самого большого скального выступа:



Вот такие они:







Фотография, сделанная с целью демонстрации того, что рисунки высечены в скале:



Рядом с камнем есть плакаты, объясняющие самые интересные изображения, но... они на шведском. Впрочем, самые интересные мы уже видели в музее и читали, что они обозначают.

Идем дальше вверх по скале, смотрим вокруг на красивую природу:





Указатель обещает нам кладбище Розена через триста метров:



А вот и оно. Это один из способов захоронения: засыпать камнями. Именно в бронзовом веке появляется стремление не просто похоронить своих умерших, но похоронить так, чтобы было видно, где они похоронены. Чтобы было можно помнить и показывать следующим поколениям:







На скалах как будто потеки, явно не искусственные. Ледник, может, полз и тащил по скале более твердые камни?



А дети пасутся в зарослях голубики:



С трудом вытаскиваем их оттуда и идем смотреть остальные камни с рисунками. Черточки на корабле - это члены команды. Звери, похожие на страусов - это грачи. Символы весны и обновления, посредники между людьми и богами. А ещё грачи были символами кораблей и других средств передвижения. Так что тут первый художественный прием "метафора". Несколько кораблей в виде кораблей, а несколько - в виде грачей.



А эти маленькие ножки слева - следы бога. Древние скандинавы считали неуместным изображать главного бога, поэтому единственный способ его нарисовать - показать следы. Смотрите, следы огораживают мир. Слева от них - пустота, нет ничего:





Человек со стрелой в спине:



Люди и лошади (считается, что эти рисунки - про нашествие кочевников, которые и сюда тоже добирались):



Бык:



Кораблики:



Напомню, что по этим рисункам археологи восстановили целую летопись местного поселения и, придумав имена и внешность её героя, поселили их в музее, о котором я писала в начале этого длинного текста :)

Все устали. Надо ехать дальше.



Было ужасно интересно, и долгие поиски этого места к концу наших походов по Витлюске совсем забылись, перекрытые яркими впечатлениями. Но чтобы тем, кто поедет туда после нас было легче, вот GPS-координаты стоянки при музее:



Оригинал взят у mama_gremlina

Швеция, музей, история

Previous post Next post
Up