Цель бизнеса

Apr 09, 2012 10:51

Вчера уважаемый eduardk в своем посте про Голдратта и со ссылкой на свой прошлый пост высказал довольно популярную мысль о том, что "цель бизнеса - не только деньги".

Я бы хотел высказать свое мнение об этом.

Я считаю, что "разногласия" по этому вопросу проистекают из неправильного восприятия слова "цель". Когда Голдратт говорит о "цели компании", он ( Read more... )

ТОС

Leave a comment

О подмене целей и сопоставлении несравнимого daumka April 9 2012, 13:00:10 UTC
На мой взгляд, в данном утверждении есть проблема, которая обозначена в заголовке выше.

Компания не может иметь целей, поскольку не является самостоятельным организмом, а имеет менеджмент и владельца/акционера.

И в этом контексте, правильнее было бы перефразировать болдовое утверждение на "Цель бизнеса - зарабатывание денег для владельцев/акционеров".

Здесь 2 важных изменения. Первое - речь не о компании и даже не о Компании. Второе - конечный бенефициар в данном ключе - конкретный владелец.

Отличие в том, что в этом ключе совершенно не обязательно, чтобы компания, которая является частью бизнеса владельца, создавалась бы для зарабатывания денег. Она может быть создана в том числе и для создания достойных рабочих мест, но будучи созданной, давала бы дополнительные бенефиты (репутационные, законодательные) владельцу в другой области его бизнеса.

Но это все терминологическая разница - бизнес/компания. Хотя, важно учитывать наличие владельца, который в некоторых случаях может вести сугубо "благотворительный" с точки зрения получения прибыли коммерческий бизнес. Потому что он не механизм, а преследующий свои цели индиидуум.
Таким образом "стремление заработать денег" - не аксиома.

Второе, что касается "альтернативных" целей, выставляемых на замену "главной".
Все перечисленные примеры альтернатив - это фактически инструменты получения прибыли и цель должна формулироваться именно в этих терминах.

Цель "зарабатывание денег" не приводит ни к чему, поскольку эта цель не имеет механизмов реализации. Единственный механизм, приходящий на ум - коррупция на государственном уровне, когда цель действительна такова, а механизм не подразумевает ничего, кроме собственно тупого распила денег.

В реальном мире, зарабатывать деньги можно несколькими простыми базовыми способами - монополия, конкурентные преимущества, доступ к ограниченному ресурсу (но не монополия). Пожалуй и все.
Ключевым, очевидно, -будут конкурентные преимущества, которые по некоторым экономическим взглядам и являются источником возникновения прибыли в экономике.

Реализуя бизнес через преобразование одних ресурсов с использованием других ресурсов, и предлагая результат преобрзования потребителям, совершенно очевидно, высококлассные услуги, достойные рабочие места, забота о культуре и экологии являются неотъемлимыми механизмами достижения успеха. И это никак не вопрос прибыли, поскольку без некоторых из механизмов бизнес не сможет существовать (в определенных условиях).
Пример, не применымый к России - экологическая зеленость. За рубежом грязное производство - путь к падению прибылих. Ужасные условия работы наемного персонала в Китае - скандалы и штрафы. Слабое качество услуг - потеря доли рынка. Все просто и взаимосвязано.

Возвращаясь к целям - цель (которая чаще всего записана в миссиях наиболее успешных компаний) определяется как достижение успеха через предложение уникальных высококачественных предложений для клиентов.
Пример миссии Starbucks - Our mission: to inspire and nurture the human spirit - one person, one cup and one neighborhood at a time.

И этой миссией пронизана вся история этой Компании. Именно через нее компания развивает свой успех. Не тупо поднимая выручку, а двигаясь выбранным путем, развивая не только себя, но и своих клиентов, создавая уникальную атмосферу в кофейнях, называя сотрудников "партнерами" и давая им часть акций компании (это о достойных рабочих местах), бережно относясь к добыче и переработки кофе.

Почему? Потому деньги в качестве цели не имеют смысла. Они имеют смысл только как результат, достигаемые через вполне себе "человеческие" устремления.

Как говорится - Per aspera ad astraю

Reply

Re: О подмене целей и сопоставлении несравнимого yosha_orlow April 9 2012, 20:07:49 UTC
Каждая компания клубок интересов. У владельцев - дивиденды, у рабочих - зарплата, у клиентов - ценности, которые дает ему продукт, и за что он платит деньги.

Но прибыль - это тот гвоздь на чем этот клубок висит. Не будет его - не будет ничего.

Reply

Re: О подмене целей и сопоставлении несравнимого daumka April 9 2012, 22:02:38 UTC
Возвращаясь к оригинальному посылу - "зарабатывать денег" (буквально) не эквивалентно - "получать прибыль".

Прибыль - не есть абсолютное мерило и фактор успеха. Компании в активном росте могу показывать нулевую и негативную прибыль, тем не менее - практически все интересы будут удовлетворены, и даже акционеры подождут, ради будущего предполагаемого успеха. Операционные и фиксированные затраты покрываются выручкой - этого уже достаточно для того, чтобы продолжать бизнес. Да, хочется прибыли, но пока ее нет - ничего не разрушается и ничего не исчезает. Более того, вполне реально, что потребности предпринимателя удовлетворяются в (за счет) себестоимости продукции. Ну не нужны ему багамы.

Разрушение происходит в динамике - если отрицательный поток сохраняется из периода в период. Тогда есть шанс, что через какое-то время не будет ничего.

По факту - отсутствие прибыли не определяет автоматическое "ничего".

А причина тому - практически нет таких показателей бизнеса, про которые можно было бы так категорично сказать "не будет его - не будет ничего". Все подобные показатели - обычно вне бизнеса, организационные и форс-мажорные - смерть, пожар, заказ.

Прибыль - результат, возможно даже - побочный продукт осуществления предпринимательской деятельности. Как и любой результат - может быть, а может и не быть. Мир от этого не исчезает, только меняется.

Reply

Re: О подмене целей и сопоставлении несравнимого yosha_orlow April 10 2012, 06:33:01 UTC
Разговор о том должен ли бизнес зарабатывать деньги или нет напоминает рассуждения об игре в футбол. Что бы выиграть в футбол нужно забивать голы. Можно не забивать голов какое то время.

Да игра будет. И какие то потребности удовлетворяются и без голов. Спортсмены в хорошей форме... Но мне кажется что не забивая голов играть не имеет смысла.

PS. Себестоимость - вредная абстракция. Ориентируясь на неё можно придти к неверным выводам.

Reply

Re: О подмене целей и сопоставлении несравнимого daumka April 10 2012, 10:32:18 UTC
Аналогии автомобильного или футбольного дискурсов обычно не приводят ни к чему, при применении их к другим проблемным областям - даже друг к другу. "Кажущиеся" подобия - не более чем смена объекта обсуждения со всеми вытекающими последствиями.

Необходимо просто правильно формулировать мысли - тогда не понадобятся ни аналогии, ни споры.

Стратегическая задача большинства возникающих в этом мире бизнесов - приносить определенные преимущества (включая и денежную прибыль) своим владельцам.

Reply

Re: О подмене целей и сопоставлении несравнимого yosha_orlow April 10 2012, 11:43:05 UTC
Вот именно. Бизнес - инструмент владельца.

Но если вы попытаетесь оценить его эффективность то это сведется к единому инструменту оценки ценностей - деньгам. Они и придуманы для того что бы разнородные ценности и интересы можно было оценить и обменять.

Да еще там будет присутствовать время.

Reply

Re: О подмене целей и сопоставлении несравнимого daumka April 10 2012, 12:59:10 UTC
Что такое эффективность в данном контексте? По моему мнению, то, что измеряется в деньгах (в заработанных деньгах) - это результативность, а не эффективность. Эффективность - способность быть результативным какое-то время в будущем от момента оценки. Деньгами это не измеряется.

Доказательство этому - процедуры due diligence, по факту которой не всегда мультипликатор EBITDA является ключевым определителем стоимости компаний. Чаще goodwill или иные обешающие оценки.

Еще один академический пример - ситуация с Xerox в момент расцвета ее копировального бизнеса. Прибыли зашкаливали все допустимые пределы, но, потеряв реальную эффективность бизнеса, компания фактически потеряла свой копировальный бизнес.
Патент кончился, пришли более дешевые и более надежные в работе конкуренты и вся эта денежная "эффективность" мгновенно улетучилась.

Эффективность - описания качества управления компанией. И даже она не гарантирует немедленный результат в виде прибыли. Но, реальная эффективность обоснованно обещает его в будущем.

Не надо путать процесс, цели и результат этих двоих.

Reply

Re: О подмене целей и сопоставлении несравнимого yosha_orlow April 10 2012, 13:30:26 UTC
То есть процесс ни как не связан с целью... или процесс отдельно, а результаты процесса и цели отдельно?

Кстати, в чем вы собираетесь оценивать эффективность?
Ведь мы не знаем будущего. Все наши оценки о способности приносить доход в будущем - это лишь наши спекуляции. Конечно о будущем думать надо. Но сказать что некое наше решение эффективно в этом определении лишь наш прогноз.

Reply

Re: О подмене целей и сопоставлении несравнимого daumka April 10 2012, 13:42:23 UTC
Процесс, цели и результат - три разных понятия, каждый из которых имеет свою специфику описания, измерения и управления.

Эффективности измеряется в том, что наиболее точно соответствует бизнесу. Для ресторана и/или ретейла - вполне адекватен показатель comps, он же SSSG. Измеряется, для сведения - в процентах. не в деньгах и даже не в прибыли.
Для других - по разному. У кого-то в market share, у кого-то в сопоставимых транзакциях, у кого-то arpu/среднем чеке. Объем кредитного портфеля, процент плохих долгов, соотношение задолженности к собственным средствам/обороту. Еще нужны примеры?

Эффективность по факту не является однокритериальным показателем. То, что увазано выше - не более чем общеупотребимые индикаторы быстрой оценки эффективности.

Я сам оцениваю эффективность в том, что наиболее точно характеризуется подходом BSC - набором KPI, собираемых по иерархически распределенным направлениям деятельности предприятия - финансы, клиенты, внутренние ресурсы и перспектива.

Вот когда эти как минимум 4 направления (а еще добавим социальность и зеленость бизнеса и прочие общественные вовлечения и специфичные показатели) находятся в окрестностях своих планов, и планы эти сделаны адекватно - вот тогда и можно сказать насколько компания хорощо работает и как долго сможет продолжать в таком темпе. От финансовой части это если и зависит, то не более чем на четверть.

Reply

Re: О подмене целей и сопоставлении несравнимого yosha_orlow April 10 2012, 14:01:03 UTC
Вы зря мне так долго рассказываете про показатели. И уж точно зря про KPI.

БольшАя часть показателей (начиная с себестоимости продукции) ведут не к пониманию, а лишь к ухудшению понимания системы в целом.

А BSC мало того, что не работает, так и еще и ведет к разрыву системы.

PS. Да, я бизнес диссидент за здравый смысл:)

Reply

Re: О подмене целей и сопоставлении несравнимого daumka April 10 2012, 14:35:17 UTC
Угу, я тоже не готов спорить с заявлениями, построенными по схеме "нууу, там еще много чего такооого...".

И особо не готов спорить с другими точками зрения, если они не материализованы, а типа озвучены "радиоуглеродный анализ это вообще ни о чем...".

Если для кого-то профит является ключевым критерием, себестоимость ухудшает понимание, а механизмы оценки эффективности направлений дейтельности разрывают систему и что-то еще - я готов поверить в существование такой религии. Религии, базирующейся на "верую/я так считаю". Без проблем.

Если нет готовности изложить эту точку зрения более детально, то в чем смысл вообще начинать дискуссию?

Reply

Re: О подмене целей и сопоставлении несравнимого yosha_orlow April 10 2012, 15:38:17 UTC
Готов изложить точку зрения. Со ссылками. К сожалению по критике каждого понятия посвящены книги. Увы, за знание этих концепций платят больше, чем за их критику:)

Например упомянутая вами доля рынка стала фетишем. Золотом для дураков, по определению Минитера

Как произвольные численные показатели и метод управления по целям разрушают предприятие, почему BSC не работает ни где... Это понятно - всё это попытка оптимизировать локальные показатели в ущерб глобальному оптимуму.

Все это попытки сказать простую вещь: сумма частей - это не целое.

Reply

Re: О подмене целей и сопоставлении несравнимого daumka April 10 2012, 20:06:36 UTC
Прекрасные ссылки - полностью подтверждают мою точку зрения - не понятно о чем был разговор?

По пунктам
1. Доля рынка. Автор не фетиширует долю рынка, а отдает ей ее нишу в общем спектре инструментов оценки. То же самое делаю и я и с этим же спорю, когда вместо доли рынка пытаются использовать прибыль в качестве доминанты.

Цитата (моя) Эффективность по факту не является однокритериальным показателем. То, что увазано выше - не более чем общеупотребимые индикаторы быстрой оценки эффективности. конец цитаты.
Ссылка на книгу (одного автора) подтвеждает сказанное в цитате.

2. Управление по целям. Я плакалъ. Цитата (оттуда) "Управление по целям" уделяет мало внимания, если вообще это делает, процессам и системам в организации, потенциальным возможностям организации как целого. В результате, эти нормы, стандарты, задания оказываются ничем иным, как произвольными цифрами. конец цитаты.
Кто бы спорил! :) Я не говорю о том, что суть статьи - банальная "страшилка", в которой при этом даны проблемные точки ущербных реализаций, то есть - указан способ улучшения результатов этого подхода. Суть статьи - не надо бездумно применять разные практики и идеи. Ключевое слово "бездумно", а не "не надо применять".

Но к нам это не относится - инструмент "управления по целям" не упоминался в его прямом и косвенном виде, а "произвольные численные показатели" - вообще тут не валались рядом.

3. BSC. Открываем ссылку: Balanced scorecard принято считать самым продвинутым методом оценки эффективности персонала.
Закрываем ссылку.
Открываем "зарубежную ссылку": the BSC method of Kaplan and Norton is a strategic approach and performance management system that enables organizations to translate company vision and strategy into implementation working from 4 perspective.
У меня где-то первое издание их книги есть по этой теме - про персонал там только в одной из перспектив.

О чем писала та дама из "Компании" в 2004 году? Предположу - о "слухах" о "новой" системе материальной мотивации персонала, скорее всего.

В итоге - о чем речь то была? Что за точка зрения? Ссылки не дали ответ - они каждая о своем и все вместе о разном.
Может суть в том, что в интернетах много всего о критике каждого пункта и понятия в области оценки производительности (да в любой области) и поэтому они ни по отдельности, ни вместе, ни в комбинации не работают?

Это поэтому себестоимость приводит к ухудшению понимания системы? Какая из себестоимостей? Производственная, операционная, бухгалтерская, по фиксированным ценам - их там еще много можно найти?

Можно здравый диссидентский смысл в двух словах описать? А то пока выглядит как - да прибудет с вами прибыль! и - во имя прибыли, прибыли и святой прибыли.

С удовольствием бы послушал case из реальной практики, где ничего не помогло, кроме как стремление к прибыли, оценка эффективности через прибыльность и прочие детали использования прибыли в работе.
Правда. Живой кейс без ссылок на бывших аналитиков и заштатных корреспондентов.

Reply


Leave a comment

Up