Study another day

Oct 23, 2010 12:50


Сходил на семинар... печенек не было... Но был вкусный кофе и много интересных людей.

Что же касается самого семинара, то доклад был не совсем по объявленной теме. Замечательный специалист Мария Булатова из Ирма-аудит рассказывала о том, как правильно проводить инвентаризацию и учитывать нормы естественной убыли. Со всеми деталями и пруфлинками на соответсвующие документы.

Все это, конечно, очень правильно и полезно, но ожидали от нее, похоже, совсем не этого. Тема цикла семинаров обозначена как «Бухгалтерские и правовые аспекты искоренения воровства в ресторане». А просто правильным оформлением инвентаризации воровство не искоренить. Да и высказывание Марии Анатольевны о том, что "бухгалтерия не может бороться с воровством", хоть и правильное, но для указанной темы несколько неожиданное.

Почему же проблемы надлежащего оформления инвентаризации и учета норм естественной убыли не так актуальны для рестораторов? Мое мнение - нет экономического эфекта.

Что касается естественной убыли, то нормы там таковы, что их учет на фоне объема расхода продуктов - "что слону дробина". В большинстве своем нормы около 0,1%. Это для 1 млн. рублей оборота дает 1000 р. Если на расчет этих норм бухгалтер потратит хотя бы день, экономический эффект уже будет отрицательный. Есть, конечно, некоторые продукты, на которые нормы доходят до нескольких процентов. Но их доля в общем составе обычно не так велика. И, кроме того, на применение этих норм существует множество условий и ограничений. В результате эта тема не так широко распространена среди бухгалтеров в ресторанах, и даже в тех программных продуктах, в которых есть ее поддержка, не пользуется частым использованием.

А правильное оформление инвентаризации, конечно, нужно. Но вот в целях борьбы с хищениями и наказанием виновных лиц редко применимо. Потому что в большинстве ресторанов ведется двойной учет продуктов. По многим причинам, в частности и потому, что не все покупки можно оформить должным образом. Иногда ирония состоит в том, что для того, чтобы купить более свежее мясо или овощи, рестораторы прибегают к покупкам на рынках или у частных лиц, однако из-за отсутствия всевозможных сертификатов, справок и накладных бухгалтерия не берется принимать эти расходы к официальному учету.
Вот и получается, что на складе присутствуют как официальные продукты, так и не очень. Так что в официальной, по всем правилам оформленной инвентаризации будут стоять цифры, далекие от реальности.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что на правильное оформление документов можно "забить". Но хотел бы повторить еще раз цитату: "бухгалтерия не может бороться с воровством". И бухгалтерия не поможет вам управлять вашим заведением. Задача бухгалтерии прежде всего - правильно оформить документы для расчета налогов и представления их фискальным органам на проверку. Это тоже большая и важная работа и она должна быть сделана хорошо.

С воровством и убыточностью вам сможет помочь только управленческий учет. И это не что-то "само собой образующееся" из бухгалтерского. Это отдельная работа и не малая. Помните об этом, поручая его молоденькой девушке, "имеющей опыт в открытии ресторана с нуля".

ФРиО, бухучет в ресторане, инвентаризация, нормы, семинар, воровство

Previous post Next post
Up