История из жизни.

Oct 14, 2015 07:39


Я как-то обещал рассказать про ту часть, где во времена оны служил срочную. Вот она: http://avn-msk.livejournal.com/2249475.html Ну и вот, пока есть свободное время, пользуюсь этим.
Нет, в моей истории не будет ни дедовщины, ни прочей чернухи и дежурных тем, связанных с нынешними рассказами про армию. А будет совсем другое и думаю, куда интереснее.
Наверное, каждому из нас, ну или почти каждому довелось хотя бы раз в жизни столкнуться с чем-то непонятным. С чем-то странным настолько, что не вписывается в обиходные рамки, и чему так и не удалось найти какого-то рационального объяснения. Лично в моей жизни подобное происходило трижды, и вот вам один из таких случаев.
Давно это было, целую жизнь назад... Ещё тогда, когда было ТОГДА...
В силу специфики службы, часть наша охранялась очень хорошо, и занимались этим мы сами. Когда не ходили на боевые дежурства (на локаторах и в техздание), ходили в другие наряды, в т.ч. и в караулы. Караульная служба была поставлена у нас серьёзно и основательно. Если кто не знает, то часовой на посту - это царь и бог. И если вы мало того, что вздумаете приблизиться к посту на неприемлемое расстояние, но и не станете выполнять его распоряжений, он не только может, но и просто должен поступить с вами согласно устава. Которым в армии регламентируется считай, всё. А вариантов там для такого случая до обидного мало, и все для вас хуже... Помню, одного проверяющего заставили лечь мордой в грязь, и он лёг. После того, как над его головой выстрелили из автомата. В свою очередь после того, как он на законные требования часового и все предупреждения продолжал буровить какой-то бред, разыгрывал пьяного и пытался проникнуть на пост. Правда, справедливости ради скажу, что по итогам этот майор оказался нормальным мужиком и потом в рапорте даже выразил благодарность за бдительность и правильное несение службы. А дошло до такого просто потому, что его никто не знал в лицо, он прибыл командированным из другой части. Оно конечно, устав уставом, но вы же понимаете...
Посты вокруг "чашек" (там на фото) были полусуточными, то есть их выставляли только на ночное время - с 18.00 до 6.00 следующего утра. В то спокойное советское время этого вполне хватало. Хотя были конечно посты и круглосуточные, но уже на территории самой части.

Насколько я помню (а прошло уже больше 30-ти лет), это был или конец августа, а скорее  начало сентября. Ещё тепло и сухо, но уже не лето. Смена моя пришлась на самое тёмное время - с 2.00 до 4.00 ночи. К тому же низкая облачность - ни звёзд, ни луны. Диспозиция такая. Станция "Сатурн", самая большая, там на фото. Вокруг неё всплошную выложен квадрат из бетонных плит, со стороной метров 100-120. На всём пространстве есть ещё пара небольших хозяйственных построек и у границы поста стандартный полукруглый ангар из оцинковки. Такие и сейчас ещё кое-где встречаются. Всё чисто подметено и ярко освещено прожекторами. Сам пост огорожен со всех сторон забором с густой "колючкой". Лес (по сути это тайга) начинается сразу и тонет в чернильном мраке. Представляете себе безлунную ночь в густом лесу? Ну и вот, это как раз то самое. А уж если смотреть туда со света, то ваще. Пройти на пост и станцию можно по сути только по одной дороге, караульной тропе (также хорошо освещённой), упирающейся в ворота. По ней ходят дежурные смены и собственно караул. Да, есть в окрестностях какие-то полузаросшие и едва различимые лесные дороги. Если покопаться в свободное время в самом лесу (что мы иногда и делали) можно разыскать какие-то остатки землянок, блиндажей и траншей, уже фактически стёртые временем с лица земли следы прошедшей войны. Опознаваемые только при воображении и если знаешь, что ищешь. Бог весть, куда вели (или ведут сейчас, в нашем 83-м) все эти едва угадываемые тропки и стёжки, но на приемлемом расстоянии от части человеческого жилья не было. Ни сёл, ни хуторов. Были другие части, но самая ближняя от нас километрах в 10-ти. До самого Вентспилса 60км. и всё те же леса и леса...
Станция работает в общем-то бесшумно, а потому в такой звенящей тишине любой посторонний звук слышен издалека и очень хорошо. Оно конечно, торчать этаким шишом на освещённом пятаке посреди непроглядного мрака, удовольствие чисто психологически, ниже среднего. Но опять же. Когда тебе 19 лет, ты всю жизнь прожил в спокойной обстановке, в которой просто нет ни террористов, ни гомосеков, ни горячих точек, ни прочей постперестроечной хренотени, а темень вокруг вполне компенсирует автомат с тремя магазинами, и ты всем этим если что, умеешь пользоваться, оно как-то не напрягает. И вообще, что там может быть то?? Посмотрев в очередной раз на часы, я понял, что меня сменят уже через полчаса, и можно будет пройдя всего какие-то пару кэмэ, придти в караулку и завалиться наконец спать до самого конца наряда. Потому что после меня смена всего одна, а потом караул вообще снимается. Так что пока суть да дело, часа три можно вполне "притопить". В армии, это я вам скажу, немало...
И в это самое время я вдруг слышу, что кто-то идёт по лесу в направлении навстречу. Причём, могу поклясться, что эти звуки шагов начали раздаваться не как-то постепенно и издалека, а возникли сразу, метрах в 30-ти-40-ка. Этот кто-то шёл явно на двух ногах, без фонаря, и видимо по этой причине шёл напролом через густой кустарник и высокую траву. Производя при этом изрядный шум и треск, выдававший этим свою просто героическую комплекцию. Я бы даже сказал, героическую, на грани вообще человека. Этож каким жлобом надо быть, чтоб так переть! Животное? С минуту я так думал, что может какая приблудившая корова или лошадь. А может и вообще медведь. Хотя медведей там как-то никто не встречал, не слышал я про такое, но чёрт его знает. Темно же, как у негра. А кому ещё быть то?? До ближайшего хутора как до Китая, а если бы это был кто со станции, так меня бы предупредили обязательно. Да и делать ему в такой час в лесу, ну совершенно нехер. Станционное здание если что, оборудовано всеми городскими удобствами, в лес бегать не нужно...
Здесь я должен сделать небольшое отступление и пояснить одну тонкость, почему я точно знаю, что эти звуки возникли вдруг, а не я их пропустил, так как находился в другом месте, делая обход, например. Дело в том, что перед этим я минут 20 фактически находился на одном месте, возле упомянутого ангара (напротив которого и раздались из лесу непонятные звуки), и по причине вот какой. На его стенке был установлен т.н. аппарат ГГС - громкоговорящей связи. Такой по сути селектор. По которому при надобности и я сам мог вызвать караулку. И по нему меня мог в любое время вызвать разводящий, а то и начкар на предмет как дела и вообще проверить, не уснул ли там часом его боец. Такие вызовы как правило, хотя бы один раз за смену, но были. Сам аппарат при вызове гудит громко и услышать его в такой тишине даже за 100м. в общем не проблема. Как не проблема и добежать. Но вы же сами понимаете, что лучше всё-таки находиться ближе. Особенно, если такого вызова так до сих пор и не было. Зачем лишний раз себе на голову напрягать начальство ожиданием? Ну вот поэтому я и был там, где был.
Так вот, далее. Далее вся эта история приобретает вообще оттенок какой-то шизофреничности и непохожа ни на что, обычно описываемое во всяких жёлтых прессах. Коих тогда вообще не было.
Этот непонятно кто так и ломит навстречу, но останавливается за границей света и поста метров по слуху за 15-20. Я просто физически чувствую, что он на меня смотрит и видит. Его не видно абсолютно, но надо же что-то делать? И я делаю. Сдёргиваю с плеча автомат и кричу уставное: стой! кто идёт? Ибо расстояние уже обязывает, да и вообще. Надо внести хоть какую-то ясность.
Если я сейчас на этом остановлюсь, то вы просто в жизни не догадаетесь, что за этим последовало, перебери хоть миллион вариантов. В ответ мне последовало молчание, а потом раздался звук, который никто ни с чем и никогда не перепутает. И который в данной ситуации можно ожидать менее всего. Кто-то вдруг начал там в кустах ссать, причём много и шумно. Я не знаю, может ли из человека вообще вылиться столько мочи, причём с такой напругой, но факт есть факт. Если это и не за гранью человеческого организма, то уж на ней явно. Тону в непонятках. Это что вообще такое? Животное? Зверь? Но я ведь не совсем дурак то, явно слышал шаги двух ног. Пьяный какой-то, что ли? А как он сюда вообще попал? И до сих пор бухой? В такой то час? Пора бы уже по-любому проспаться... За время моих напряжённо-растерянных размышлений произошло следующее. Этот в темноте отоссал и наступила тишина, в которой раздались и вовсе какие-то неопознаваемые звуки. Какие-то на грани слышимости кряхтение, вздохи, шорохи... И в следующий миг вся ситуация предельно осложнилась, но и упростилась тоже. Из темноты прилетел приличных размеров камень (где-то с пол-кулака) и звучно грохнул в металлическую стену рядом с моей головой. Трудно сказать, хотели ли меня просто напугать, или целились конкретно и с умыслом (забрать оружие например), как и вообще, кто это делал. Ведь не было же сообщений, что из тюрем окрестных городов бежали какие-то зэки. В противном случае до нас бы обязательно довели, как это уже бывало... О дезертирах из окрестных частей тоже не говорили... И пролетело всё-таки достаточно близко... И стой я на шаг левее... Но всё это в общем уже и не важно. Важно то, что такая ситуация мгновенно опускает всё на землю и расставляет по местам. Она прописана в УГ и КС (гарнизонной и караульной службы) и называется предельно лаконично - нападение на часового. А это, ребята, уже совсем другое дело. Оно меняет всё, ибо приказ на этот случай совершенно однозначный: начать вооружённую оборону, врага уничтожить. До морской границы всего 6км., опять же не забываем.
Я мгновенно падаю на бетонку, ещё в падении сдёргиваю с предохранителя и досылаю патрон. Стреляю одиночным, в темноту, на звук. Почему одиночным, а не сразу пол-рожка например? Во-первых, потому что одной пули и так хватит за глаза, любому. А сколько там может быть ещё этих "любых" я совершенно без понятия, но надо всегда рассчитывать на худшее. Во-вторых... Бюрократизм и заорганизованность, вот почему. Боеприпасы строго подучётны, даже один патрон. Стрельба на посту в то время это безусловное ЧП. И если впоследствии выяснится, что оружие было применено неправомерно, без оснований, тогда и начкару и разводящему и вам любимому, так сику налимонят, что мама не горюй. Вы надолго станете "залётчиком" и у вас вечно то шнурки на сапогах будут не поглажены, то подворотничок слишком белый, то ещё что-нибудь такое же. И в наряды вас начнут гонять в хвост и в гриву. С "тумбочки" на кухню, а потом обратно, и так до посинения. Оружие вам скорее всего, больше доверять не рискнут... В общем ясно, да? Что прежде чем что-то такое серьёзное начинать делать, нужно очень хорошо подумать...
Несколько секунд ничего не происходит, а потом начинает происходить сразу всё, причём практически в одно и то же время. Тот (то) в лесу, начинает уходить обратно, туда откуда и появилось. С таким же шумом, треском и не торопясь. И определённо, без повреждений. И вот это самое странное, учитывая мои скромные способности. Я просто должен был попасть. Я просто уверен, что попал... Ещё некоторое время я на всякий пожарный лежу на бетонке, но больше не стреляю. А зачем? Ну уходишь ты, и уходишь, и хер с тобой, уходи... Встаю, а что ещё делать? В это же самое время с шумом распахивается дверь станции и оттуда вылетают человек 10 свободных вместе с начальником смены и бегут ко мне. Одновременно гудит ГГС. В караулке слышали выстрел, слышали откуда он, и меня естественно, вызывают. Я как можно короче и приземлённее объясняю ситуацию: было нападение на пост, в меня кинули камнем, я выстрелил, кто-то убежал в лес. Сквозь витиеватые матюки начкара, впрочем вполне понятные (теперь самому объясняться, всё проверять и кучу бумаг писать - велика радость вместо выходного), слышу главное: жди, сейчас будем. В это время подбегает народ с собственно, тем же вопросом и мне приходится повторять всё сызнова, и немного детальнее, благо время теперь позволяет. Минут через пять, перекрыв все рекорды скорости и презрев всякие формальности прохода на пост (не до того!), прибегает взмыленный наряд с разводящим и начкаром во главе. Меня меняют, начинается разбор. Я повторяю всё снова, уже в подробностях. Начальство внимательно слушает, и гнев его как-то по ходу заметно тает. Видимо, от осознания того, что придумать такое на ходу как-то маловероятно. А значит... "Ладно, пошли смотреть" - бурчит оно, и мы, достав фонари, углубляемся за границу поста, в лес. Фонарей всего два, ещё парочку берём на станции. А рассветом меж тем и не пахнет, даром что пятый час утра. Осень... Наконец доходим до места и начинаем пристально... Чёрт его знает, что такое, но кто-то тут явно был и совсем недавно, это ясно всем. Кустарник поломан, роса сбита, трава примята. Какие-то выемки, вмятины. То ли человеческие следы, то ли нет, но кто-то тут явно стоял и даже топтался. Определить сходу невозможно, бо трава густая и высокая. Это главное для меня. Значит, всё было не напрасно и я не псих.

Да-да, и смешного тут мало. От усталости и хронического перенапряжения у некоторых порой возникали похожие глюки, были случаи... То дневальный вдруг посреди ночи явственно видит с тумбочки входящего ротного или помдежа и начинает доклад пустому месту, то "слышит", что вроде кто-то погромыхивает чем-то в закрытой и опечатанной ружейке, или ни с того ни с сего начинает искать кого-то прячущегося под кроватью (порой минут по пять и со штык-ножом наголо), то вот также на посту непонятно в кого стрелять начнёт... Нет, эти ребята конечно не были сумасшедшими, просто уставали мы сильно, а в таком состоянии чего только не может поблазнить, если организм у кого послабже...

С тем и ушли. На обратной дороге я пересказал всё снова уже по-моему в четвёртый раз. А потом и в пятый, уже в караулке, одному начкару и во всех подробностях. Поняв, что со мной можно иметь дело, он сказал, что следующие объяснения более высокому начальству, как то: дежурному по части, а то и самому командиру (всем уже было доложено о происшествии) он мне очень рекомендует докладывать как можно короче и понятнее, без выкрутасов. Примерно как ему в первый раз. Иначе замучают (и его в том числе), да и ни к чему это. Я был с ним вполне согласен, учитывая вышеизложенное. Так мы и поступили, уже утром... Лишних вопросов ни у кого не возникло, всем всё было вполне понятно...
Смотрели они там и днём, уже без меня. И даже какие-то погранцы приезжали. Всё же дело то серьёзное, не каждый день такое бывает. Но и они ни до чего конкретного не дорылись, с чем и отбыли. Так это и закончилось, ничем. Не было беглых зэков, не было дезертиров, не было нарушителей, каких-нибудь диверсионных групп. Последнее было тогда исключительно экзотикой из фильмов про шпионов, но чёрт его знает в таком разрезе... А что было - хз. Не знаю, брали ли на какой-то анализ продукт жизнедеятельности этого непонятно кого, но судя по тому, что этот момент в дальнейших наших докладах был мудро опущен, то нет. И ответа на всю эту странность не было ни сразу, ни когда-либо потом.

Местные? Сильно сомневаюсь. Мы их и видели то достаточно редко. Приезжали они обычно раз-два в неделю, по двое-трое в наш магазин при части в офицерском городке. Обычно на мотоциклах и обычно пьяные. Закупали что нужно и снова растворялись в лесу и своей непонятной жизни. Мы с ними почти и не разговаривали то. А о чём? Иногда только, о самом общем. Мы всё-таки ещё пацаны безусые, а они давно взрослые мужики. Но никаких претензий у обеих сторон друг к другу определённо не было. Не было причин. А вот сотрудничество было.

Приезжало начальство с окрестных лесопилок, лесохозяйств, да колхозов. Просило у командования людей, например 2 машины доски загрузить. Давали, чтож... Да и как откажешь, если та доска нам же и предназначена. Или председатель колхоза, весной. Помогите, мол, поля почистить. Там ведь проблема то какая постоянная? Когда-то по тем местам ледник прошёл и сорвал верхний пласт плодородной почвы. С тех пор как весна, как снег сошёл, так из земли камни лезут. Величиной от куриного яйца и до двух кулаков вместе поставленных. Порой и больше. Едет по такому полю трактор с прицепом, по бокам народ горбит. Местный и наш, солдатский. Собирает те бульники и кидает в повозку. Как полная набирается, он их куда-то увозит. А потом опять... И так с утра до вечера. Но наконец всё, поле очищено, можно сажать хоть картофель, хоть пшеницу, а хоть и морковку с капустой. Вот такой геморрой... И ничего не поделаешь, другой земли нет... Ну и как же ему откажешь, коли часть этого урожая опять же нам предназначена? Что она с того поля сперва на продсклад попадёт, а потом и прямо на стол в нашей столовой. Помогали поэтому и во время уборки. Вот так и жили...

А что было дальше? Да ничего в общем плохого для меня. А даже и наоборот. Перед всей частью выразили устную благодарность, за бдительность, за службу и тэдэ. Да оно и правильно в общем. Я к тому времени уже почти год отслужил, был на хорошем счету. Отличник боевой и политической, также и воинской специальности. К тому же спортсмен, вытаскивающий взвод на бросках и стрельбах. Так что всё логично. Был бы каким раздолбаем или ботаном, ещё бабка надвое сказала, чем бы могло закончиться... Да и какие собственно, претензии? Устав, он как известно, и в Африке устав.

Что ещё? Ах, да. Есть ещё один вариант. Но вероятность его я нахожу ещё меньшей, чем возможные происки местных лабусов. Было на территории нашей части ещё одно подразделение - "соседи". Работали на передающих. Но у них там была настолько железная дисциплина (даже в сравнении с нами), что исключить появление ночью в лесу какого-то их солдата и даже офицера можно сходу и начисто. Да что там, в лесу. Мы жили с ними в одном здании (правда, они занимали отдельный этаж, и заходить нам туда было нельзя) и при этом даже толком не узнали никого там за всё время службы. Совершенно закрытое подразделение. Но они там все были какие-то мелкие, прыгучие, как из одного инкубатора. И начальство их такое же. Там просто не было никого столь героических пропорций, как должно было бы быть.

И вот прошло с тех пор уже более 30-ти лет, и навечно со мной осталась загадка. Которую я за все эти годы так и не смог для себя объяснить хоть как-то рационально. Что это вообще было? Или кто это был? Зачем он там был? Зачем он на меня нападал и нападал ли? И почему я промахнулся? И промахнулся ли? А вот это вряд ли. Я на ночных стрельбах в пулемётную мишень попадал за 350м., и причём довольно свободно. Согласитесь, что это не такой уж плохой результат. И как грицца, еси чо, то я ещё вполне могу... И если я не промахнулся, то как тогда понять дальнейшее? Поймите, автоматная пуля, особенно выпущенная с близкого расстояния, вырубит кого угодно. Это вам не голливудское кино смотреть. А тут ни крика, ни стона, ни воя, ни рыка. Как и не было ничего. Пошёл себе... Хотя по уму должен был затаиться на какое-то время. Или побежать, сломя голову. И да, крови там потом тоже не нашли. Значит, промахнулся? И хоть всё моё существо восстаёт против такого вывода, ибо невероятно, но вопрос то остаётся. Что вот это вот всё было? Ежели как говорится, вообще и в общем? И как всё это понимать прикажете? Ведь больше в том месте никто и ни с чем подобным не сталкивался. Равно как и в других местах. До самого моего дембеля, который и пришёл ко мне однажды со всей своей известной неизбежностью.

дыбр, личное

Previous post Next post
Up