В прошлом году фильм Андрея Кончаловского "Рай" выдвигался от России на премию "Оскар", но не попал в номинацию. Режиссер обиделся. Дал интервью агентству ТАСС:
- Вы сами как относитесь к критике, к недобрым словам в свой адрес?
- Философски. И к добрым, и к недобрым. Критики довольно политизированы, разбиты на разные лагеря, между которыми идет война. В это вмешиваться не надо. Московские кинокритики дали мне свою профессиональную премию "Белый слон", эта награда для меня очень дорога. Именно потому что знаю, что отношение ко мне очень неоднозначное. Получается, им удалось преодолеть собственные предубеждения.
- Вы даже говорили, что эта награда важнее, чем "Оскар", на который выдвигался "Рай". Вы несколько лет назад вышли из российского оскаровского комитета - не планируете туда вернуться?
- Это уже пройденный этап. В целом "Оскар" для меня не существует. Если бы я жил в Америке, возможно, хотел бы его получить, но зачем мне "Оскар" в России? Для чего? Что он даст? Посмотрите на Владимира Меньшова (режиссер фильма "Москва слезам не верит". - Прим. ТАСС). Он - лауреат, но какие ему "Оскар" дал привилегии? Замечательный режиссер, интересный, но премия Американской киноакадемии ничего ни прибавила, ни убавила.
- Владимир Меньшов получал "Оскар" в советские годы, он даже не смог его лично получить, возможно, сейчас эта премия что-то может изменить в судьбе режиссера?
- Я считаю, что сейчас "Оскар" - как "Макдоналдс", это транснациональная корпорация. И качество у нее очень сомнительное. Если вы возьмете "Оскар" - несколько десятков номинаций и лишь одна - "Лучший фильм на иностранном языке". Что это значит? Есть английский язык, а есть один фильм из тысячи на иностранном. В Америке делают продукт, а мировое кино - не продукт, это культура: российская, индийская, японская, румынская.
- Как вы думаете, в этом году какой фильм мы могли бы послать на "Оскар" от России?
- Никого не надо отправлять. Надо объявить санкции, пусть живут без нас.
- Но вы же понимаете, они проживут...
- И мы проживем без "Оскара". Разве не проживем? Зачем он нужен?
- Как ни крути, это главная мировая кинопремия.
- Иллюзия. Разве те картины, которые получают премии за "Лучший фильм", это действительно шедевры? Если брать весь мир? Ну нет же. Многие фильмы, награжденные "Оскаром", - не искусство, а продукт. Особенно в последние 20 лет! А есть искусство, к которому Голливуд не имеет никакого отношения.
ОТСЮДА