Увидел в
Фейсбуке текст выступления писателя Александра Кабакова на вручении премий журнала "Знамя". Кабаков там сначала сетует, что развернулась "травля России всем некогда христианским миром" (мир назван "некогда христианским" из-за карикатур в "в похабном французском журнальчике"). "И гуманнейшие интеллектуалы вместе с благороднейшими политиками еще не обсуждали открытым текстом, как бы принести максимальный вред стране, где мы с вами живем и гражданами которой - многие формально, но все же - являемся… И хлопцы с сомнительными эмблемами на рукавах и касках еще не превратили в руины шахтерский край, и тамошние старики еще получали пенсии, а не умирали от голода и холода…" Из всего этого Александр Кабаков делает неожиданный вывод: "Давайте любить друг друга!" "Гранатомет ведь устроен проще любви".
Меня испугало это выступление. Значит, там, на Родине, всё еще хуже, чем можно было представить. Я ведь знаю Александра. Он точно это сказал не из карьерных соображений, не за деньги, не для того, чтобы попасть на телевидение, не спасая развалившийся театр, не из страха потерять работу - какие там еще есть известные мотивы. Нет, я уверен: он сказал это абсолютно искренне.
Он действительно так думает.
При том, что он ведь с Украины к нам приехал. Закончил Днепропетровский университет, работал на Южмаше, Москву явился покорять, когда ему, если не ошибаюсь, уже лет тридцать было. Неужели ничего сейчас не шевельнулось в душе? Неужели он не знает последовательности событий и верит, что "ополченцы" появились там, чтобы защитить "шахтерский край" от озверевших карателей из Киева, которые вдруг ни с того, ни с сего решили вырезать население "шахтерского края"? Он не знает, что это террористы сначала прибыли на Донбасс, пообещали, как и Крыму, скорый приход советской власти, увеличение пенсий и прочее, захватили с российским оружием в руках органы власти, вывесили над ними российские флаги (да-да, именно российские), а потом только украинская армия, с большим опозданием, стала делать первые попытки их оттуда выбить? Он не знает ничего про Славянск, где пытали и убивали людей в подвалах новоявленной ЧК? Тот самый Славянск, который сейчас наконец-то после ухода всей этой жестокой гоп-компании зажил нормальной жизнью? Он не видел морды этих "ополченцев", оставленных на хозяйстве гэбухой? Вы от этих бандюков ждали пенсий для стариков или от кого? Александр Кабаков не владеет интернетом и не видел многочисленные видео, как "ополченцы" пуляют из всех видов оружия по жилым кварталам? Причем нередко "жители шахтерского края" делают это под крики "Аллах Акбар"! И оружие свое сверхмощное они размещают не в чистом поле, а среди жилых домов? Это ведь тактика ХАМАСа - она близка вам, Александр Абрамович?
Я уверен, что доходила до него эта информация. На примере многих моих друзей (некоторые перешли в разряд бывших, некоторые нет) знаю, что срабатывает защитный механизм: нет! этого не может быть! не могут так поступать НАШИ люди! НАША страна не может так! Но показываешь им все это, что-то щелкает у человека в голове, и всегда слышишь стандартное: "Все так делают. Россия не исключение". И уже отсюда вывод: "Давайте любить друг друга! Откуда эта ненависть!" "Уф!" - опять вырулил на прямую.
Александр Кабаков не заметил, что его выступление, формально завершающееся призывом к братанию и любви, все проникнуто ненавистью, а вовсе не любовью.
К счастью, в комментах многие коллеги-литераторы не поддержали оратора.
Igor Pomerantsev Коллеги, ваше государство совершает преступления в Украине. Вот и всё.
Дмитрий Кузьмин В 1939 году Вы бы тоже поддержали призыв умыть руки и встать над схваткой?.. Ситуация абсолютно аналогична той, при которой немецкий писатель в октябре 1939 года объяснял бы, что немцам и полякам в равной мере следовало бы встречно любить друг друга - вынося за скобки вопрос о том, которой из стран управляет фюрер и которая из стран свою человеконенавистническую идеологию жаждет распространить на порабощённых соседей.
Владимир Потапов А мне как-то не очень, прости. Мне кажется, это все от растерянности и непонимания, что делать, И в конце вдруг совет раскрыть объятия. Боевикам что ли?
Ольга Кушлина нет у меня христианской любви к тем, кто убил сегодня стариков и детей в Мариуполе.
Лев Тимофеев Лучше , чем сказано Игорем Померанцевым и Максимом Осиповым, сказать не умею, а поэтому хочу просто поддержать их суждения. Заметь, что "make love not war" говорилось в шестидесятые, а не в начале сороковых. Абстрактный гуманизм типа "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным" и прочие пошлости типа "лучше любить, чем ненавидеть", видимо, лучше декларировать там, где ответственности поменьше (скажем, в кругу друзей). А то мне лично как-то неловко за Кабакова, к которому всегда относился с большим уважением.
Александру Кабакову трудно смириться с мыслью (и саму мысль эту он от себя гонит), что сегодня он живет в полностью фашистской стране. По всем существующим определениям, по всем признакам, вплоть до деталей, в России сейчас фашизм. И точно, как во времена нацизма в Германии, вариантов у интеллигенции на самом деле два: или уехать из страны, чтобы не участвовать в мерзостях и переждать гибель режима за границей (такие режимы недолговечны), или уйти в тихую внутреннюю эмиграцию, про которую поколение Кабакова хорошо знает по советскому времени, на которое пришлась их молодость.
Есть еще, конечно, вариант противостояния преступному режиму или хотя бы просвещения ослепленных пропагандой масс. Но этот вариант для Александра Кабакова не подходит. Он такая же жертва пропаганды, и в этом смысле плоть от плоти своего народа, превращенного аморальным чекистским режимом в большого коллективного преступника.