Apr 20, 2013 22:48
Впервые в истории Италии президент переизбран на второй срок. И это может стать выходом из политического кризиса, за которым с большой вероятностью последовал бы экономический крах - не только итальянский, но следом и европейский.
Президента в Италии выбирают выборщики: члены парламента, сенаторы и по три представителя от провинций. Из 1007 выборщиков за него отдали голоса 738. Это ответственное решение: парламентарии знают, что первое, что сделает новый президент - это распустит парламент.
Конечно, премьер-министр в Италии важнее, чем президент, но в данной уникальной ситуации только президент справится с политической неразберихой, в этом его конституционная задача. Он может назначить новые выборы парламента, что, видимо, и будет сделано. А без этого не выбрать премьер-министра. Конституция Италии не содержит ограничений на количество президентских сроков, но до сих пор избрать президента повторно никому не приходило в голову.
В России, по Конституции, "одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд". Как и большинство российских законов, конституция написана через задницу и допускает взаимоисключающие толкования. Мне, например, кажется, что авторы конституции имели в виду: "если два срока, то только подряд" (то есть если тебя однажды прокатили на выборах и пришел другой, то уже вернуться на пост президента ты не можешь). И не имелось в виду: "занимай должность периодами по два срока хоть всю свою жизнь". Потому что второй случай - это вовсе не ограничение, а процитированная норма все-таки ограничительная, иначе какой в ней смысл. И, кстати, два срока - это имелось в виду четыре плюс четыре. Но, решив править пожизненно, Путин (при Медведеве) изменил конституцию: теперь это не восемь, а двенадцать лет. И таких периодов по 12 лет может быть, по мнению Путина, сколько угодно. Так что стряхнуть так просто этого клопа не удастся.
Итальянский президент Джорджо Наполетано - уважаемый человек. В начале девяностых, возглавляя нижнюю палату парламента, он неплохо себя проявил во время операции "Чистые руки", когда шла борьба с коррупцией. После чего, чтобы закрепить успех, его назначили министром внутренних дел. До этого, в семидесятые-восьмидесятые годы, он был членом ЦК Итальянской компартии, причем в период горбачевской перестройки возглавлял там комитет по международным связям.